Interfax-Russia.ru – Госдума может отложить принятие закона о банкротстве физлиц на год – до окончания процедуры слияния Высшего арбитражного и Верховного судов.
Работа над законопроектом "О внесении изменений в федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" и отдельные законодательные акты РФ в части регулирования реабилитационных процедур, применяемых в отношении гражданина-должника" или, проще говоря, о банкротстве физлиц, велась более семи лет. За это время было подготовлено несколько версий законопроекта.
Наконец, последнюю версию законопроекта о банкротстве физлиц правительство РФ в июле 2012 года внесло в Госдуму. Необходимость его принятия мотивировали тем, что действующее законодательство не отвечает интересам кредиторов, ограничивая их в возможности нормальными правовыми средствами взыскать долги с гражданина-должника.
Документ вводил в закон о банкротстве отдельную главу "Реструктуризация долгов должника-гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя". Изменения подразумевали, что физическое лицо может инициировать процедуру своего банкротства, если усматривает соответствующие признаки своей финансовой несостоятельности. Инициировать банкротство гражданина может и его кредитор, если сумма задолженности превышает 50 тыс. рублей, а просрочка по обязательствам составляет более 3 месяцев.
Суд в течение 10 дней должен подготовить план реструктуризации финансовых обязательств гражданина. План может утверждаться на срок до 5 лет. Если по прошествии указанного срока не произошел расчет должника по его обязательствам, то этот гражданин переходит в состояние банкротства. Сведения о нем, как о банкроте, будут переданы в государственный реестр банкротств.
По желанию должника или кредитора в ходе процедуры банкротства может быть привлечен финансовый управляющий, который будет исполнять функции аналогичные тем, что исполняет арбитражный управляющий в делах о банкротстве юридических лиц. Причем, если управляющий привлечен кредитором, то и финансовые обязательства перед управляющим ложатся на кредитора.
Как отмечал Александр Турбанов, занимавший на тот момент пост генерального директора государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" (АСВ), закон о банкротстве физлиц должен помогать должникам в разрешении сложных ситуаций, но в то же время защищать интересы и финансовых организаций.
Турбанов предполагал, что закон будет принят, "прежде всего, потому, что есть реальная потребность в таком правовом механизме". Причем, по его мнению, все три чтения законопроект вполне мог пройти в осеннюю сессию.
Такой точки зрения придерживался и директор департамента инновационного развития и корпоративного управления Минэкономразвития РФ Иван Осколков.
Вместе с тем в Общественной палате РФ посчитали, что законопроект о банкротстве физических лиц нуждается в серьезной доработке.
"Я против принятия законопроекта в его нынешнем виде. Понимаю, что в принятии закона максимально заинтересованы финансовые структуры, но нам важно учитывать не только их интересы, но и интересы общества, государства, гражданина. То есть, нужно более глубоко и всестороннее проработать механизм действия этого закона, то, как он будет применяться на практике", - заявлял замсекретаря ОП РФ Владислав Гриб.
В частности он опасался, что издержки гражданина и государства по банкротству физлица могут в разы превысить сумму долга последнего. Гриб настаивал, чтобы в законе были прописаны не только права гражданина, который проходит процедуру банкротства, но и налогоплательщиков, на плечи которых ложатся издержки государства, проводящего данную процедуру.
В свою очередь президент Ассоциации региональных банков России (Ассоциация "Россия"), член комитета по финансовому рынку Госдумы РФ Анатолий Аксаков обращал внимание на то, что банкротство физических лиц разумно инициировать при минимальной задолженности в 100 тыс. рублей, тогда как рассмотрение ситуаций с меньшим размером долга следует передать в компетенцию финансового омбудсмена.
"Если у человека нет 50 тыс. рублей, откуда у него возьмутся 10 тыс. рублей, чтобы оплатить конкурсного управляющего?! То есть законопроект сырой, мы его обсуждали на Ассоциации региональных банков, договорились с Минфином, что в ходе доработки в Государственной Думе мы, по крайней мере, увеличим цифру, с которой начнутся споры заемщиков и банков. Были предложения до 300 тыс. рублей увеличить. Я думаю, что 100 тыс. рублей - нормальная сумма, в том числе в связи с тем, что одновременно предлагается в законопроекте о финансовом омбудсмене прописать цифру, что финансовый омбудсмен будет рассматривать споры до 100 тыс. рублей", - заявлял Аксаков.
Тем не менее, 14 ноября 2012 года Госдума приняла в первом чтении законопроект о банкротстве физлиц. Правда, как сообщил после заседания журналистам глава профильного думского комитета по вопросам собственности Сергей Гаврилов, к документу имеется ряд замечаний, которые необходимо устранить ко второму чтению документа.
Так, помимо целесообразности установления единого "порога входа" в процедуру реструктуризации для физических и юридических лиц в размере 100 тыс. рублей, парламентарий обратил внимание на необходимость рассмотрения возможности введения дополнительного ограничения в отношении должника в части выезда за пределы РФ.
Законопроект также предлагалось дополнить порядком доработки должником плана реструктуризации долгов в случае решения арбитражного суда отложить рассмотрение вопроса об утверждении этого плана и предоставить должнику время для его доработки.
В целях защиты наиболее уязвимых категорий граждан-должников, в частности, беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, по аналогии с законодательством Германии, предлагалось установить, что все требования кредиторов к этим категориям граждан замораживаются до достижения ребенком возраста трех лет.
Позднее ряд поправок к законопроекту предложил и Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП). В частности, РСПП предлагал принимать арбитражным судом заявление о признании гражданина банкротом, если требования к такому гражданину в совокупности составляют не менее 200 тыс. рублей.
Кроме того, по мнению союза, необходимо введение обязательной процедуры досудебного разрешения споров и внесение поправки, которая сделала бы обязательным участие в процедуре арбитражного управляющего. Эксперты также посчитали необходимым разграничить процедуры банкротства обычных физлиц и индивидуальных предпринимателей, более четко прописать процедуру реструктуризации долгов, усовершенствовать процедуру уведомления кредиторов при проведении процедуры банкротства физлиц.
Впрочем, несмотря на то, что текст поправок уже полностью согласован, далее первого чтения в Госдуме законопроект не прошел: вначале принятие проекта было перенесено с конца 2012 года на лето 2013 года, а затем и на осень. Такую отсрочку депутаты объяснили тогда существенным замедлением темпов роста розничного кредитования, а также существенным "перекосом" в сторону защиты прав физических лиц - должников.
В настоящее время рассмотрение этого вопроса предусмотрено планом работы Госдумы только на декабрь, и его принятие, как выяснили "Известия" вновь может быть перенесено.
Как рассказал изданию председатель комитета Госдумы по собственности Сергей Гаврилов, придется дожидаться окончания процедуры объединения высших судов. "Вопрос подведомственности дел о банкротстве граждан и предпринимателей - один из ключевых в этой ситуации, но пока не очень ясно, как будет выглядеть новая судебная структура", - объясняет депутат.
Именно в суды граждане будут обращаться с заявлениями о банкротстве, поэтому в законе очень важно тщательно прописать всю процедуру. И пока нет понимания, как будет работать новая высшая судебная инстанция, прописать это проблематично.
"Конечно, нам не хотелось бы затягивать, а принять закон уже в этом году. Но, скорее всего, его принятие будет перенесено на 2014 год", - говорит Гаврилов.
Между тем, эксперты даже такой срок считают слишком оптимистичным. "Если поправки президента о внесении изменений в Конституцию будут приняты до Нового года, то, согласно поправкам, слияние судов должно произойти в течение полугода, то есть к лету 2014 года. Но это нереально с технической точки зрения, поскольку судьи не успеют сформировать общий состав суда, его аппарат, передать новому суду дела, находящиеся на рассмотрении в Высшем арбитражном суде. Поэтому мы можем говорить, что слияние произойдет в лучшем случае в конце 2014 года", - прогнозирует партнер юрфирмы "Некторов, Савельев и партнеры" Сергей Савельев.
Соответственно, вернуться к рассмотрению закона депутаты смогут только в 2015 году. По мнению участников рынка, перенос сроков рассмотрения законопроекта о банкротстве физлиц - результат усилий банковского лобби.
"Банкиры неоднократно высказывали свои опасения насчет принятия этого проекта. Этот закон позволяет заемщикам практически безболезненно избавиться от задолженности, на что кредиторы не могут согласиться", - считает аналитик экспертного центра TaxAdmin.ru Максим Вахонин.
По расчетам Службы судебных приставов, объявить себя банкротами по новому закону смогут примерно 2 млн человек.
"Законопроект активно продвигал глава Роспотребнадзора Геннадий Онищенко. После его отставки активных лоббистов защиты прав потребителей банковских услуг в правительстве просто не осталось. Уверен, его и далее будут переносить, пользуясь любым поводом", - соглашается глава Финпотребсоюза Игорь Костиков.
Обозреватель Анастасия Николаева
Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook"