Interfax-Russia.ru – Ключевыми пунктами бюджетного послания президента РФ стали финансовая стабильность, борьба с инфляцией и меры избавления экономики от нефтяной зависимости.
Президент России Владимир Путин озвучил правительству и главам палат Федерального Собрания послание о бюджетной политике на 2013-2015 года 28 июня. Эксперты отметили, что в нынешнем послании гораздо меньше призывов к модернизации и инновациям, но это не лишает его духа преемственности. Так что идеи, озвученные бывшим президентом РФ Дмитрием Медведевым, получили продолжение. Например, как и в прошлом году, одной из ключевых тем стало сохранение финансовой стабильности, преодоление финансового кризиса, поддержание безопасного уровня госдолга и низкой инфляции. Основной акцент глава государства сделал на повышении качества стратегического управления экономикой и общественными финансами.
"Проблемы, вызовы для нас заключаются в том, что нужно стимулировать экономический рост, реализовывать масштабные социальные программы и при этом застраховать бюджет от резких колебаний цен на энергоносители", – заявил Владимир Путин.
Финансовая выдержка
Перед властями сейчас непростая задача: в ожидании новой волны кризиса и возможного удешевления нефти были разработаны меры, которые могли помочь государству пережить трудные времена. Минфин планировало к 2013 году создать резерв в 500 млрд рублей, а Минэкономики всерьез занялось разработкой альтернативных вариантов бюджета в случае падения цены на нефть. С другой стороны, все контрмеры блекли на фоне увеличения госрасходов на социальную сферу и повышения зарплат бюджетникам.
Дополнительные доходы предполагалось получить за счет введения налога на роскошь, повышения акцизов на табак и алкоголь и предприятий топливно-энергетического комплекса. Кроме того, по расчетам главы государства, нужно было повысить доходность от размещения средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния и заняться созданием (к 2013 году) Росфинагентства.
"Нельзя класть все яйца в одну корзину. Нужно искать оптимальные решения, которые позволят повысить доходность от размещения наших резервов, и при этом, безусловно, минимизировать риски. Вложение денег в инфраструктурные проекты как раз должно свести риски к минимуму. Поэтому прошу оперативно проработать все вопросы создания Российского финансового агентства", – заявил президент РФ, отметив, что основной функцией агентства станет управление суверенными фондами и долговыми обязательствами.
Кроме того, президент предложил создать единый портал бюджетной системы РФ, где в свободном доступе будет опубликована информация об основных целях и задачах нынешней бюджетной политики, обоснованы государственные расходы и описаны достигнутые результаты. Любой желающий, зайдя на портал, сможет узнать, сколько средств он получает из всех бюджетных источников и насколько эффективно эти средства расходуют.
Президент РФ настоял на разработке и внедрении системы оценки эффективности деятельности министров и руководителей федеральных ведомств. Также бюджет, рассчитанный на ближайшие три года, должен содержать меры по адаптации экономики страны к вступлению в ВТО.
Владимир Путин напомнил коллегам, что переговоры о вступлении России во Всемирную торговую организацию шли на протяжении 17 лет, но даже это не защитит страну от "подводных камней". К тому же, после вступления в ВТО резко возрастет конкуренция, и только правильная экономическая политика поможет пережить не самые простые времена.
"Фактически все, что можно было "отжать", все сделано, но, тем не менее, опасения, которые высказывают представители бизнеса и реального сектора экономики, оправданы, и над этим нужно думать. Необходимо предусмотреть в федеральном бюджете на предстоящую трехлетку меры, способствующие адаптации нашей экономики в условиях присоединения к ВТО", – подчеркнул президент.
В свою очередь, помощник президента РФ Эльвира Набиуллина пояснила, что в будущем будут введены специальные механизмы адаптации для разных секторов экономики. Например, дополнительные субсидии для сельского хозяйства, автопрома и сельхозмашиностроения.
По словам министра финансов РФ Антона Силуанова, в 2012 году правительство дополнительно зарезервировало 200 млрд рублей на расходные обязательства. Впрочем, правительство рассчитывает, что "залезать в кубышку" не придется.
"Могут быть дополнительные расходы для того, чтобы поддержать социальную сферу, отрасли экономики в случае резкого ухудшения мировой ситуации, и для этого должны быть страховочные механизмы", – пояснила помощник президента РФ Эльвира Набиуллина.
Опасение главы государства вызвало и возможное снижение цены на нефть, поэтому одним из главных пунктов бюджетного послания стали антикризисные меры и сокращение нефтегазового дефицита до 7-8%, хотя сегодня он превышает отметку в 10%.
Для сдерживания инфляции предполагалось ввести жесткий порядок расходования средств и рассчитывать бюджет, опираясь на цену на нефть за прошедшие пять лет. Ежегодно срок планируется увеличивать на год, поэтому уже через пять лет бюджет будет рассчитываться из средней цены на нефть за 10-летний период. И если фактическая цена на черное золото окажется выше средней, дополнительные доходы будут направлять в Резервный фонд. Если же цена на нефть снизится, дополнительные средства также можно будет получить из этого фонда. А максимальный размер фонда будет установлен законодательно.
"Средства сверх этого объема предлагается направлять в Фонд национального благосостояния. Как я уже говорил, следует продумать механизм использования части средств ФНБ на финансирование инфраструктурных и других приоритетных проектов. При этом финансирование проектов из ФНБ возможно только сверх объемов, необходимых для трансферта Пенсионному фонду", – отметил глава государства.
Однако именно пункт о мерах борьбы с инфляцией в последствии стал причиной спора Минфина и Минэкономразвития. Главы ведомств не сошлись во мнении, стоит ли индексировать цену на нефть с учетом инфляции. По мнению главы Минэкономразвития Андрея Белоусова, нефть (к цене на которую привязано бюджетное правило) как любой другой биржевой товар подвержена мировой инфляции. И если этого не учесть, за 10 лет накопится "большая систематическая ошибка" в десятки миллиардов рублей – либо в плюс, либо в минус.
"Мы подготовили соответствующую поправку, это достаточно легко учитывается, это общепринятая мировая практика", – пояснил Андрей Белоусов и предложил внести эту поправку во второе чтение законопроекта и не тормозить принятие документа.
Предложение поддержал и вице-премьер Аркадий Дворкович, однако министр финансов Антон Силуанов убежден, что применение предлагаемого коэффициента поднимет "цену отсечения", на основе которой формируются расходы на 2013 год, с $92 до $99 за баррель.
По мнению министра финансов, предложение Минэкономразвития приведет к повышению уровня нефтегазового дефицита и к 2020 году он составит 9%, хотя в бюджетном послании президента к 2017-2018 году этот параметр должен быть не выше 7-7,5%.
В то же время, по мнению экс-министра финансов Алексея Кудрина, нет необходимости корректировать бюджетное правило, поскольку это приведет к увеличению расходов и его эффективность будет существенно уменьшена.
"Эта мера позволит Минэкономразвития на 0,5% ВВП увеличить расходы. Не вижу необходимости прибегать к мерам, которые начнут раздувать расходы", – отметил он.
Несмотря на позиции экспертов, глава правительства Дмитрий Медведев не принял итоговое решение и предложил вернуться к этому вопросу позже. Впрочем, долго тянуть с решением вопроса не придется: бюджет на будущий год рассчитывается с учетом пунктов послания, а закон о бюджетном правиле должен быть принят уже в первом чтении – то есть, до 7 июля.
Социальные вопросы
Помимо экономических вопросов президент говорил и о социальных преобразованиях. Глава государства настоял, чтобы расходы на образование, здравоохранение и культуру не наращивались механически, а все отрасли соцсферы реформировались гораздо быстрее, чем это делается сейчас. Он также обратил внимание чиновников на то, что жесткая экономическая политика и новый порядок финансирования не отменяют бесплатного образования и медицины.
"Несмотря на увеличение бюджетных расходов в последние годы, достигнутые результаты не удовлетворяют граждан. Причина состоит в медленном реформировании отраслей социальной сферы и в неэффективной системе материального и морального стимулирования работников", – пояснил Владимир Путин.
Одной из главных задач он назвал реализацию уже предусмотренного законодательством нового механизма финансирования государственных и муниципальных учреждений, которые должны перейти на "эффективный контракт", определяющий условия оплаты труда и соцпакет работника в зависимости от качества и количества выполняемой им работы. Применение такого контракта приведет к повышению конкурентоспособности государства и сопоставимость стоимости труда в государственном, муниципальном и частном секторах экономики. В последствии это должно привести к увеличению зарплаты врачей, научных сотрудников, педагогов, работников учреждений культуры и социальных работников.
Предложения по развитию пенсионной системы так и не были озвучены, впрочем, как пояснил глава государства, на разработку идей у правительства есть время до сентября 2012 года.
Ранее глава Минэкономразвития Андрей Белоусов рассказал о том, что в министерстве есть два варианта развития пенсионной системы, которые подразумевают либо увеличение пенсионного возраста (прямое или косвенное), либо стимулирование негосударственной накопительной части пенсии. Минфин, в частности, склоняется к первому варианту поступательного повышения пенсионного возраста до 63 лет и для мужчин, и для женщин (сейчас - 60 и 55 соответственно). Также предлагалось изменить требования к минимальному трудовому стажу – возможно, он будет увеличен с 5 до 15 лет.
"Это важно, прежде всего, для граждан, поскольку от обоснованности действий в этой сфере непосредственно зависят возможности и условия обеспечения их прав. Но это важно и для формирования благоприятного инвестиционного климата, поскольку от параметров пенсионной системы в значительной степени зависят стабильность и предсказуемость экономического и социального развития РФ, и, прежде всего, предсказуемость бюджетной политики", – говорится в бюджетном послании на 2013-2015 годы.
По словам премьер-министра РФ Дмитрия Медведева, в ближайшее время правительство определится со структурой расходов бюджета на 2013-2015 годы. Впрочем, политики не сомневаются, что новые бюджетные правила будут приняты Госдумой до конца весенней сессии.
Как рассказал "Интерфаксу" вице-спикер Госдумы Сергей Неверов, выступление президента РФ должно остановить домыслы о возможном уменьшении социальных расходов.
"Владимир Владимирович ясно заявил, что этого не будет. Приоритетом остается повышение качества жизни людей, путем развития инфраструктуры, квалифицированной медицины, повышения качества образования, модернизации сферы госуслуг, расширения контроля за расходованием бюджетных средств. Это долгосрочная работа в интересах граждан, которая окажет самое позитивное влияние на все сферы жизни", – цитирует пресс-служба "Единой России" слова Сергея Неверова.
По оценке экс-министра финансов РФ Алексея Кудрина, одним из главных достижений бюджетного послания 2013-2015 годов стало определение бюджетного правила, позволяющего снизить зависимость экономики от продажи нефти и газа. В то же время, в правиле не уточняются реформы, которые необходимы для его выполнения.
Обозреватель Татьяна Кочеткова