Interfax-Russia.ru – Цены на бензин в России после президентских выборов, несмотря на прогнозы, остались прежними. Чего ждут нефтяные компании?
В марте отраслевые эксперты практически единогласно прогнозировали, что сразу после президентских выборов в России цены на бензин поднимутся. Выборы прошли месяц назад. Цены остались прежними. Чего же ждут нефтяные компании? Эксперты рынка предполагают, что условные договоренности правительства с нефтяниками сохраняются, все более натягивая и без того тугую тетиву во взаимоотношениях между производителями, потребителями и правительством.
Топливный рынок ждет сигнала "сверху"
В январе министр энергетики РФ Сергей Шматко заявил о достижении договоренности с нефтяными компаниями о "заморозке" цен на бензин в предвыборный период. Нефтяники пообещали министру сохранить цены на уровне декабря 2011 года, несмотря на новогоднее повышение акцизов. Шматко особо подчеркнул, что требование о стабилизации розничных цен на топливо распространяется не только на вертикально-интегрированные нефтяные компании, но и на независимые сети АЗС. "Сейчас очень важно внимательно смотреть за тем, как независимые АЗС реализуют эту договоренность с учетом, что мы сохраняем стабильный уровень цен", - сказал министр.
Нефтяники сдержали слово - в январе-феврале график розничных цен на бензин представлял собой горизонтальную линию. Источник в руководстве нефтяных компаний сообщил, что потери от "принудительной заморозки" цен на фоне роста акцизов и цены на нефть только за январь и февраль 2012 года составили у разных российских компаний от 3 до 5,5 млрд рублей. Вместе с тем, ни в марте, ни даже в апреле не произошел ожидаемый скачок цен на бензин.
Объективные факторы для роста цен на нефтепродукты заметны невооруженным взглядом. Мировые котировки нефтяных фьючерсов растут, увлекая за собой внутренние цены на сырую нефть. С 1 января акцизы на бензин и дизельное топливо в России выросли на 29-32,6% по сравнению с прошлым годом. Рыночную тенденцию демонстрируют биржевые цены, на которые не распространяется решение о "заморозке". С начала года индекс СПбМТСБ по бензину Аи-95 поднялся на 16,4% - с 28 тыс. 293 рублей за тонну до 32 тыс. 945 рублей за тонну. По оценке директора по стратегическому развитию ИАЦ "Кортес" Павла Строкова, при отсутствии сдерживающих факторов розничная цена бензина Аи-95 должна находиться на уровне 30,5 рубля за литр. Почему же сейчас бензин в среднем по России продается по 28,4 рубля?
Разгадка заключается в том, что топливный рынок в РФ до сих пор регулируется отнюдь не рыночными методами, а в полном смысле слова вручную – согласно текущему политическому заказу и действующей конъюнктуре. По словам председателя правления ОАО "Газпром нефть" Александра Дюкова, оптовые цены в России сейчас на 3-6 тыс. рублей ниже экспортной альтернативы. Ясно, что при таком большом разрыве между внутренними и экспортными ценами удержать нефтепродукты внутри страны может только административное вмешательство. В дополнение к этому государство обязало крупные нефтяные компании оказывать помощь сельхозпроизводителям, поставляя им топливо со скидкой в 30%. Как считают аналитики, если обязанность по поставкам сельхозпроизводителям сохранится до июля, то убытки компаний составят дополнительно от 2,5 до 5 млрд рублей на каждую ВИНК.
Вице-премьер Игорь Сечин, отвечающий в правительстве за всю нефтяную отрасль, включая и топливный рынок, между тем считает, что убытков у нефтяников от почти двухмесячного замораживания цен на бензин пока нет. Отвечая на вопросы журналистов о компенсации доходов, недополученных нефтяными компаниями в период фиксации цен на топливо, он сообщил: "Мы с ними (нефтяными компаниями - ИФ) активно работаем по референтным ценам для внутреннего рынка на базе региональных цен". При этом он подчеркнул, что повышенные пошлины на экспорт бензина, временно введенные весной 2011 года для насыщения внутреннего рынка, планируется оставить на нынешнем уровне.
Другими словами, на сегодня рынок пока стоит по стойке "смирно", но дождется ли он команды "вольно", остается только гадать.
Кризис на ровном месте
"Я полагаю, что цены на бензин действительно продолжают оставаться замороженными по поручению власти, и такая ситуация сохранится до новой важной политической даты - 7 мая, инаугурации президента, которая должна пройти в комфортной обстановке. Однако такая политика представляется сомнительной - хотя бы потому, что рынок не демонстрирует никаких объективных факторов для стабильности цен на топливо, кроме искусственно навязанных ему. Поэтому скачок цен во второй половине мая, после "разморозки", представляется неизбежным, но он будет не растянутым по времени, а весьма резким", - считает генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов.
Он уверен, что россияне негативно воспримут такой рост цен.
"И протестовать будет как раз наиболее активная часть электората – жители крупных городов, автовладельцы. Появится лишний фактор нестабильности, который, полагаю, не преминут разыграть различного рода оппозиционные движения вроде "белых ленточек". Оправдано ли закладывать подобную "бомбу замедленного действия" под первые 100 дней работы нового президента России, сказать трудно. Но в том, что она сработает, сомнений нет", - утверждает Константин Симонов.
В свою очередь генеральный директор Центра политической информации Алексей Мухин также считает, что дальнейшее искусственное сдерживание розничных цен на нефтепродукты приведет к их взрывному росту, что "несомненно негативно отразится на отношениях автовладельцев и к нефтяным компаниям, и к государству."
При этом, по его словам, в дальнейшем ответственность за очередной топливный кризис будет возложена на крупные нефтяные компании, что опять отразится на инвестиционном климате, а проблему взаимоотношений власти, бизнеса и населения только обострит в очередной раз. "То есть получится такой кризис на ровном месте, спровоцированный ради тактических, сиюминутных интересов", - утверждает политолог.
Он уверен, что с экономической точки зрения административное давление на рынок существенно снижает и сводит фактически к нулю прибыльность топливного рынка в самом конечном и самом чувствительном его звене - розничной торговле. В первую очередь разорятся и уйдут с рынка мелкие независимые игроки. По данным независимых участников рынка, уже многие АЗС выставлены на продажу, а новые хозяева не спешат идти на этот рынок.
Что будет с рынком, если кто-либо из крупных игроков - нефтяных компаний – перестанет покрывать убытки розницы прибылью из других секторов бизнеса? О возможности развития событий в этом направлении нефтяники намекали еще в прошлом году, в период очередного обострения активности Федеральной антимонопольной службы. В этом случае рынок очевидно заполонят те, кто готов покрывать свои издержки за счет качества. Но нужен ли сейчас России такой "дикий" рынок?
Было бы очень обидно, и для потребителей в первую очередь, выдерживать последние несколько лет рост цен на бензин, финансируя улучшение качества топлива и возможность введения европейского техрегламента, а в конце получить на АЗС услуги и качество на уровне "лихих" 90-х.
Обозреватель Сергей Савчук