Interfax-Russia.ru – Президент РФ разгневан разговорами о срыве гособоронзаказа на 2011 год. Он потребовал наказать либо тех, кто сеет панику, либо тех, кто виновен в срыве, если "паникеры" правы.
Предыстория вопроса
Проблемы с исполнением гособоронзаказа обсуждаются на высшем уровне уже несколько месяцев к ряду. В мае Interfax-Russia.ru писал о том, как Дмитрий Медведев устроил разнос руководству оборонно-промышленного комплекса (ОПК) за невыполнение госпрограммы вооружения и планов по размещению гособоронзаказа объемом в 571,5 млрд рублей.
"Минобороны должно к концу мая завершить размещение гособоронзаказа и представить авансы в соответствии с планом на 2011 и 2012 – 2013 годы", - сообщил тогда Медведев.
Глава государства подчеркнул, что "работа идет очень плохо, медленно, хотя гособоронзаказ был утвержден в декабре 2010 года". Он напомнил, что еще в конце марта говорил о провале госпрограммы вооружений и потребовал найти виновных. Медведев был разгневан тем, что обещания, которые давались на самом высоком уровне, фактически не выполнены.
Глава государства напомнил – в послании Федеральному Собранию в 2009 году указывалось, что в 2010 году "необходимо поставить в войска более 30 баллистических ракет наземного и морского базирования, пять ракетных комплексов "Искандер", около 300 единиц современной бронетехники, 30 вертолетов, 28 боевых самолетов, три АПЛ и один боевой корабль класса "Корвет", 11 космических аппаратов".
"Не сделано. Почему? Жду ответа с предложениями", - сказал Медведев.
Через неделю прокатилась волна отставок высокопоставленных "оборонщиков". От занимаемых должностей были отстранены генеральные директора ОАО "Ижмаш" Владимир Гродецкий и ФГУП "Научно-исследовательский институт электромеханики" Аркадий Хохлович. Пострадали и высокие чины в Минобороны. Указом Медведева с военной службы уволили заместителя начальника главного управления Вооруженных Сил генерал-майора Николая Ваганова, начальника управления развития и организации заказов авиационной техники и вооружения полковника Игоря Крылова и заместителя главнокомандующего ВМФ по вооружению вице-адмирала Николая Борисова. Еще несколько человек получили выговоры.
Тем не менее, в конце мая вице-премьер РФ Сергей Иванов вынужден был признать, что "отдельные контракты, причем как по объективным, так и по субъективным причинам могут быть и не заключены", и намекнул, что с "отстающими" лицами будут отдельные разбирательства.
Информационная бомба от создателя "Булавы"
Новый виток скандала начался со статьи "Вооружения: Невыполнимая программа"
генерального конструктора Московского института теплотехники (МИТ) разработчика ракеты "Булава" Юрия Соломонова. Этот материал опубликовала 20 июня газета "Ведомости".
"Прошло уже шесть месяцев (с момента утверждения гособоронзаказа – ИФ), а по вооружениям стратегических ядерных сил, которые должны составить основу перспективной группировки, не заключено ни одного контракта", - написал Соломонов в статье.
"Если в июне контракты не будут заключены, то можно будет смело говорить, что ни гособоронзаказ, ни госпрограмма вооружения для стратегических ядерных вооружений не будут выполнены", - констатировал глава МИТ.
Реакция от Минобороны последовала очень скоро. В первых числах июля министр обороны РФ Анатолий Сердюков заявил журналистам, что все контракты по гособоронзаказу на этот год с предприятиями ВПК будут подписаны до конца первой половины июля. Министр уточнил, что речь идет о контрактах на сумму до 40 млрд руб. Контракты, по его словам, не подписаны лишь с теми предприятиями, которые не могли обосновать резко возросшие затраты или предлагали слишком долгие сроки исполнения заказов.
Впрочем, скандал, как оказалось, только набирал обороты. 6 июля в газете "Коммерсант" вышло интервью с Соломоновым. Он уверенно заявил журналистам издания, что дела с оборонзаказом обстоят гораздо хуже, чем описал министр обороны.
"Госзаказ 2011 года уже сорван – он уже выполнен не будет. Из-за того, что на сегодняшний день ни одного контракта, если говорить о стратегических ядерных силах, не заключено. Сейчас июль. И такого не было последние лет 14. Самое позднее – мы на текущий год заключали контракты в конце апреля – середине мая", - сказал глава МИТ.
Он раскритиковал Минобороны, которое "занимает не просто неконструктивную позицию, а непонятную с точки зрения государства".
"Если вы, установив новые взаимоотношения между подразделениями аппарата, не в состоянии заключить даже контракты в течение полугода, значит, что-то неправильно в системе. Это очевидно", - заключил Соломонов.
Это интервью произвело эффект разорвавшейся бомбы. Причем "бомба" эта разорвалась в тот же день – 6 июля – и не где-нибудь, а на совещании по вопросам выполнения поручений президента России. В конце этого совещания Дмитрий Медведев сказал: "Можно было бы и закончить, если бы я сегодня не прочитал, что гособоронзаказ за 2011 год сорван". Среди участников совещания, многие из которых, в том числе и министр обороны, находились на видеосвязи, на полминуты воцарилась гробовая тишина.
"Анатолий Эдуардович, вы где?", - прервал молчание Медведев. Когда изображение министра, который в тот день находился в Сочи, появилось на экране, президент продолжил: "Я хочу, чтобы вы не только с этой информацией разобрались, но и вообще с ситуацией".
"Если она такая, как описывают некоторые наши коллеги, то тогда нужны организационные выводы в отношении всех, кто отвечает за это в правительстве, независимо от чинов и званий", - потребовал глава государства.
"Мне хватило прошлого года", - добавил он.
"А если она (ситуация) иная, то нужно разобраться с теми, кто сеял панику. "Вы знаете, по законам военного времени, как с паникерами поступали? Расстреливали! Понятно?", - обратился Медведев к Сердюкову.
"Значит вам разрешаю уволить. Вы слышали меня?", - спросил президент министра. Сердюков подтвердил, что понял.
"Доклад – в трехдневный срок на эту тему. И комментарии. До свидания", - закончил совещание Медведев.
Снова полетят головы?
На следующий день Сердюков заявил, что Минобороны РФ расценивает заявления Юрия Соломонова о возможном срыве гособоронзаказа из-за задержки с заключением контрактов как попытку заставить госзаказчика брать продукцию ОПК по завышенным ценам и будет инициировать отставку подобных руководителей.
"Мы внимательно все проанализируем и дадим предложения по дальнейшей судьбе тех или иных руководителей и конструкторов", - сказал Сердюков, заметив, что расценивает подобные "панические" заявления как "некий лоббизм, попытку остановить работу Минобороны по наведению порядка с ценообразованием в ОПК".
Он напомнил, что по линии Минобороны РФ гособоронзаказ на 2011 год составляет 581,5 млрд рублей. Примечательно, что на этот раз министр назвал уже принципиально иную сумму незаключенных контрактов – 108 млрд, а не 40 млрд, подчеркнув, что все равно не считает это "критичной цифрой".
Сердюков еще раз пояснил, что своевременно не были подписаны контракты с теми крупными холдингами, которые резко повысили цену на свою продукцию. Кстати, среди этих компаний оказался и Московский институт теплотехники (МИТ), где генконструктором работает Соломонов.
"Буквально два дня назад я встречался с генеральным директором МИТ, который по двум видам своей продукции – комплексам "Тополь-М" и "Ярс" – дал новые предложения по цене. При этом стоимость каждой партии этих ракет почему-то возросла сразу на несколько миллиардов рублей", - посетовал Сердюков.
По его словам, Минобороны предложило МИТ, с которым согласована программа поставок до 2018 года, перераспределить часть средств по программе. Например, с 2012-2013 годов "перекинуть" часть средств на 2011 год в рамках общей суммы. "Но в целом поднимать стоимость изделия или всей партии мы, конечно, не готовы и этого делать не будем", - сказал министр обороны.
Он предположил, что, возможно, Соломоновым, которого в свое время сняли с должности генерального директора МИТ за серию неудачных пусков "Булавы", руководила обида. "Как только мы его сняли, сразу пошла работа по "Булаве". Не знаю, это совпадение или нет, не буду настаивать, но с приходом нового генерального директора работа по "Булаве" пошла абсолютно плодотворно", - сказал министр.
Он напомнил, что на МИТ была создана рабочая группа по контролю за качеством работ по "Булаве", а Минобороны создала группу военных приемщиков. "Либо это обида, либо какое-то паникерство, как абсолютно верно выразился вчера президент", - сказал Сердюков.
"Надо менять не фигуры на доске, а правила игры"
Надо отметить, что неудовлетворенность сложившейся ситуацией выражает далеко не один глава МИТ. Соломонов просто использовал в качестве рупора федеральные СМИ, сделав дискуссию на болезненную для властей тему предельно широкой и откровенной.
Между тем, невеселые факты привел 6 июля сибирский полпред президента РФ Виктор Толоконский. "В настоящее время около трети предприятий СФО не имеют оформленного должным образом госзаказа. Все они будут поставлены в крайне сложное положение в случае, если этим вопросом не заниматься. Кроме того, размещение оборонных заказов сроком на один год при существующей практике не позволяет предприятиям ОПК работать достаточно динамично и планомерно", - сказал Толоконский на расширенном заседании Совета при полпреде президента РФ в СФО и Совета межрегиональной ассоциации "Сибирское машиностроение".
Он отметил, что "примеры госконтрактов, заключенных на несколько лет, есть в авиационной промышленности, но это, скорее, - исключения".
"Законодателям необходимо утвердить нормативы, по которым оформление госзаказа должно осуществляться до конца года, предшествующего контрактному", - добавил Толоконский.
Также премьер-министр отметил, что Минобороны должно закупать продукцию по обоснованным ценам, однако и предприятия должны вовремя получать соответствующие денежные средства, и контракты должны заключаться также вовремя.
Вместе с тем, по мнению экспертов, ситуация, которая сложилась с отечественным оборонзаказом, в некоторой степени парадоксальна: деньги выделяются, а процесс стоит. "На уровне первых лиц государства принимаются правильные решения, в частности, мы знаем, что идет ассигнование на государственный оборонный заказ. Предприятия у нас, с другой стороны, готовы этот оборонный заказ выполнять, а дальше возникает парадоксальная ситуация, когда ввиду того, что отсутствует какой-либо прогресс, наши ключевые, генеральные конструктора вынуждены обращаться, собственно, к общественному мнению и к лидерам страны через СМИ", - заявил в интервью радио "Вести-ФМ" главный редактор журнала "Национальная оборона" Игорь Коротченко.
По его мнению, ситуация, "действительно, нетерпима". "Тем более речь идет в конкретно взятом случае о важнейшем направлении государственного оборонного заказа – это серийное производство новых твердотопливных межконтинентальных баллистических ракет РС24 "Ярс" и "Булава", предназначенных для, соответственно, перевооружения нашей компоненты РВСН", - удивлен главред "Национальной обороны".
В свою очередь военный эксперт Юрий Чащин в беседе с Interfax-Russia.ru отметил, что спорные вопросы между ОПК и военными бывали и в советские времена, но уровень ответственности был совершенно иной. "Во-первых, не было таких публичных дискуссий. Они выгодны только недоброжелателям. Во-вторых, главное отличие в том, что результат, несмотря ни на что, достигался: обороноспособность страны регулярно подпитывалась качественной техникой, саботаж был немыслим", - сказал эксперт.
По его мнению, переход к рыночным отношениям в области обеспечения обороноспособности страны оказался, "мягко говоря, неидеальным". "Финансовый аспект возобладал над стратегическим: одни хотят сэкономить, другие – заработать, как будто все забыли, что на кону – обороноспособность государства, геополитическая роль России, безопасность народа, в конце концов", - сетует Чащин.
Он считает, что "рубить головы и погоны – это, конечно, эффектно, но в целом вряд ли эффективно". "Главная проблема – системная, иначе бы со стороны предприятий ОПК не было столь отчаянных заявлений. Очевидно, что в сложившейся ситуации надо менять не фигуры на доске, а правила игры", - уверен собеседник Interfax-Russia.ru.
Еще одной серьезной проблемой, подрывающей оборонный заказ государства, по мнению эксперта, является масштабное воровство денег в сфере ОПК. "Миллиарды уходят на наглое, незаконное обогащение. Властям надо срочно думать, как закрыть эту брешь", - считает Чащин.
А брешь и вправду велика. По данным Главной военной прокуратуры (ГВП), около 20% (!) средств, выделяемых государством "оборонке", оседает в карманах недобросовестных чиновников и откровенных мошенников, так или иначе причастных к оборонзаказу.
"Из года в год на цели обороны выделяется все больше денег, а успехи невелики. Зато совершенствуются схемы их незаконного изъятия у государства. Подлоги и фиктивные отчеты за якобы выполненные работы, "откаты" при реализации госконтрактов – все это в арсенале мошенников. В результате расхищаются громадные деньги, практически – каждый пятый рубль, а в войска продолжают поступать некачественные техника и вооружение", - заявил в конце мая в интервью "Российской газете" глава ГВП Сергей Фридинский.
Как ни печально, признал он, но такое положение наблюдается во многих отраслях промышленности – от судостроительной и машиностроительной до космической и авиационной.
Обозреватель Сергей Нагорный