Россия / Точка зрения 23 июня 2010 г. 14:27

Тормоз для газа

Interfax-Russia.ru – Газовый конфликт Москвы и Минска обостряется. Россия продолжает сокращать поставки газа задолжавшим соседям, а те грозят перекрыть транзит "голубого топлива" из РФ в Европу.

До предела накалились страсти вокруг газово-долгового спора между Россией и Белоруссией, а с формальной точки зрения – между ОАО "Газпром" и ОАО "Белтрансгаз". О том, как развивался этот конфликт до конца минувшей недели, Interfax-Russia.ru рассказывал в материале "Фронт второй, Белорусский". Еще в пятницу эксперты, надеялись на то, что до крайних мер не дойдет и спор удастся урегулировать к 21 июня.

Однако, в 10:00 мск в понедельник "Газпром", так и не получив от белорусских коллег ни денег – около $200 млн, ни какого-либо внятного ответа, сократил поставки газа на 15%. На ситуацию это никак не повлияло. Во вторник российский газовый монополист сократил поставки еще на 15%, добиваясь немедленной уплаты долга. Белорусский президент ответил на это крайне резко, заявив, что это "Газпром" должен Белоруссии, а не наоборот, и пригрозив перекрыть транзит российского газа европейским потребителям. Как результат, в среду "Газпром" затянул вентиль еще на 30%, доведя общее сокращение поставок "голубого топлива" до 60%.

"Новость плохая: белорусская сторона не предпринимает никаких действий для погашения задолженности за поставки российского газа, и с 10 часов утра 23 июня 2010 года вводится режим ограничений поставки российского газа в Республику Беларусь на 60%", - заявил в утреннем выпуске новостей телеканала НТВ глава "Газпрома" Алексей Миллер. Напомним, что долг возник из-за того, что Белоруссия до мая 2010 года платила по ценам 2008 года – примерно $150 за 1 тыс. кубометров, тогда как контракт предусматривал рост цен, например, во втором квартале она должна была составить уже $184,8.

Символичная дата

Впрочем, настоящая "газовая война" между странами началась накануне – в символический день 22 июня. Это, в частности, признал сам Лукашенко, который на встрече с главой МИД РФ Сергеем Лавровым подчеркнул – конфликт Белоруссии с Газпромом перерастает в "газовую войну" и уже вышел за рамки спора хозяйствующих субъектов.

Президент Белоруссии на этой же встрече сообщил о своем поручении правительству республики перекрыть транзит российского газа. При этом Лукашенко не признал долг его государства перед "Газпромом", более того, он пошел в контратаку – упрекнул российскую компанию в неуплате долга за транзит газа через территорию Белоруссии. "Газпром должен $260 млн, с учетом мая, за транзит. Я приказал правительству перекрыть транзит газа через Белоруссию, пока не заплатит "Газпром". Они нам за полгода ни копейки не заплатили", - гневался Лукашенко.

"Не мы должны "Газпрому". "Газпром" должен нам $70 млн, если произвести зачет $260 млн за транзит (долг "Газпрома" – ИФ), и $190 млн (долг Белоруссии – ИФ) за 4 месяца, которые образовались, пока мы вели переговоры (о сохранении в 2010 году прошлогодний условий оплаты российского газа – ИФ)", - сказал президент. Он подчеркнул, что Белоруссия "пыталась договориться с российскими партнерами, в том числе и на высшем уровне" о сохранении условий оплаты. "На 1 мая мы не договорились", - посетовал Лукашенко.

Он добавил, что платеж за поставку газа в мае Белоруссия произвела в полном объеме, то есть с учетом того повышения цены на газ, как того требовал "Газпром". Надо признать, что в среду это подтвердила российская сторона. ОАО "Белтрансгаз" оплатило майские поставки российского газа по цене, определенной в контракте на поставку газа, задолженность за предыдущие месяцы в $192 млн не погашена, говорится в сообщении "Газпрома". "Таким образом, белорусская сторона признала необходимость платить за газ по контрактной формуле цены", - делают вывод в российской компании.

Тем не менее, накопившийся с начала 2010 года долг за поставки российского газа в Белоруссию в размере $192 млн так и не был оплачен, подчеркивается в сообщении "Газпрома". А это значит, что дальнейшие санкции в отношении Минска по-прежнему не исключаются.

Уточним, что именно имел ввиду Лукашенко, говоря Лаврову о долге "Газпрома" за транзит. Через территорию Белоруссии российский газ поставляется в Калининградскую область, Украину, Польшу, Литву, Германию. Это около 20% процентов российского экспорта газа в страны Евросоюза. Годовой объем "белорусского" транзита составляет около 50 млрд кубометров, в том числе по белорусскому участку газопровода "Ямал-Европа" (принадлежит "Газпрому") – 33 млрд кубометров.

По версии "Газпрома" транзит 1 тыс. кубометров топлива через каждые 100 км территории Белоруссии стоит $1,45, однако, как рассказал журналистам близкий к "Газпрому" источник, "Белтрансгаз" требует оплаты по более высокому тарифу - $1,74. При этом в "Газпроме" не скрывают, что долг за транзит перед белорусами, действительно, существует, но виновны в этом сами же соседи, которые уже несколько месяцев отказываются подписывать акты об оказании услуг. С начала этого года Минск пытался убедить "Газпром" в необходимости повысить ставку по системе "Белтрансгаза" до $1,74, потому и не подписывал акты, объясняют знакомые с ситуацией источники.

На выпад Лукашенко Москва дала понять, что подобные "контратаки" белорусской стороне не помогут избежать оплаты долга. Президент РФ Дмитрий Медведев во вторник вечером отдал необходимые распоряжения в связи с решением президента Белоруссии перекрыть транзит российского газа в Европу. "Все необходимые указания президентом РФ даны, в том числе и руководству "Газпрома", - сказала пресс-секретарь главы российского государства Наталья Тимакова. Судя по утренним новостям среды, основным указанием было дальнейшее сокращение поставок газа в Белоруссию.

Украина нам поможет

Между тем, несмотря на жесткие взаимные упреки ни несанкционированный отбор российского газа Белоруссией, ни ограничения транзита пока не наблюдаются. Утром в среду в Минске подтвердили, что транзит российского газа осуществляется в полном объеме. "По состоянию на сегодняшнее утро транзит не пострадал", - заявил агентству "Интерфакс-Запад" компетентный источник в профильной отрасли.

Источник, правда, отметил, что поставки газа внутренним потребителям в условиях резкого ограничения импорта газа пока "чуть ужались". По его данным, "подземные хранилища газа еще не разворачивались", однако он подчеркнул, что это временная ситуация, которая объясняется высокой наполненностью газотранспортной системы, что было достигнуто в минувшие выходные. По мнению собеседника агентства, "сокращение транзита может почувствоваться в самое ближайшее время, если не будет существенно ограничена поставка внутренним потребителям". Проще говоря, белорусская сторона неофициально признает, что возможностей сохранять гордую позицию меньше с каждым часом, но "подставлять" "Газпром" перед европейцами здесь пока тоже не решаются.

Что касается европейских потребителей, то они пока, соответственно, не почувствовали проблем с поставками "голубого топлива". Во вторник глава Европарламента Ежи Бузек заявил было о сокращении поставок газа, но министр энергетики РФ Сергей Шматко опроверг эту информацию. "Поставки, в том числе и на Польшу, идут в полном объеме. Я не знаю о том, что в прошедшие сутки – двое были сокращены поставки", - сказал он.

Между тем, европейцы, как и полтора года назад – в разгар газовой войны между Россией и Украиной – занимают очень простую и ясную позицию: решайте хозяйственный спор так, чтобы на транзите газа в ЕС это никак не сказывалось. "Мы ожидаем, что транзит газа не пострадает, и что контрактные обязательства будут выполнены", - заявила журналистам во вторник представитель Еврокомиссии Марлен Хольцнер.

По ее словам, в наиболее угрожающей ситуации рискует оказаться Литва – эта страна на 100% зависит от поставок газа через Белоруссию. В случае необходимости соседняя Латвия располагает достаточными запасами газа, чтобы снабжать Литву в течение недели. "Но мы не знаем, что может произойти, когда эта неделя пройдет", - переживает представитель Еврокомиссии.

По ее словам, через Белоруссию поступает 6,25% от общего объема газа, потребляемого в ЕС. Кроме того, Хольцнер намекнула, что Россия в случае реальных проблем с транзитом через Белоруссию может увеличить поставки газа по газопроводам, не проходящим через эту страну. "О такой возможности нам сообщала российская сторона, и именно этого мы и ждем", - сказала она.

Среди таких альтернативных маршрутов главным, конечно, видится украинский. Кстати, премьер-министр Украины Николай Азаров на пресс-конференции в Киеве во вторник уже подтвердил, что украинская газотранспортная система способна взять на себя дополнительную прокачку до 30 млрд кубометров российского природного газа в Европу в случае дальнейшего обострения российско-белорусского газового конфликта. "15-20-30 млрд (кубометров) имеем возможность (дополнительно) прокачивать", - сказал он.

Доколе?

Тем временем, эксперты не спешат прогнозировать, как в дальнейшем будет развиваться газовый конфликт. Самую главную сложность представляет собой то, сколь принципиальные позиции заняли Минск и Москва. При этом, отмечают аналитики, если российское руководство действует сдержанно, дипломатично и прагматично, хотя и непременно твердо, то Лукашенко – с присущей ему непредсказуемостью, жесткостью и порой экстравагантной откровенностью.

Политологи в очередной раз подчеркивают – за кулисами "газовой войны" скрывается серьезное политическое противоборство, а именно – спор вокруг условий созданий Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана. Напомним, что Россия и Казахстан уже подписали документы о создании единого таможенного пространства с 1 июля текущего года, а вот белорусская сторона, по сути, саботировала этот процесс, ссылаясь на то, что в начале 2010 года Россия изменила в одностороннем порядке режим льготного обложения экспортной пошлиной вывоз нефти в Белоруссию для ее дальнейшей переработки, сохранив при этом беспошлинными лишь поставки 6,3 млн тонн в год. В Минске посчитали, что потеряют от этого решения до $2 млрд в год.

Ясно, что в Москве подобное непонимание белорусов восприняли очень болезненно. "Для России проблема создания полноценного таможенного союза в ближайшее время с участием Белоруссии – вопрос принципиального характера и большого политического значения, тем более что в него вовлечен и Казахстан. Однако пока отделить проблему двусторонних отношений (вопрос об экспортных пошлинах на нефть) от регионального интеграционного проекта Москве не удается, что заставляет прибегать к радикальным мерам", - комментирует ситуацию обозреватель Центра политических технологий Светлана Самойлова в своей статье, размещенной на сайте ЦПТ.

Что касается не менее радикальных ответных мер белорусского лидера, то тут, признают эксперты, позиции Минска куда более шаткие. Партнер юридической фирмы Goltsblat BLP Максим Кульков считает, что в спорах о транзитной ставке прав "Газпром". "Он сможет заставить Белоруссию транспортировать через суд, взыскать штраф либо наложить обеспечительные меры", - сказал юрист газете "Коммерсант". В то же время, Кульков признал, что на практике в данном случае юридические механизмы могут быть почти бессильны. "Только политический диалог спасет ситуацию", - считает эксперт.

В том, что российско-белорусский газовый кризис имеет политическую подоплеку и является попыткой Москвы заставить Минск проявить гибкость по вопросу о вступлении в Таможенный союз, уверен и немецкий политолог Александр Рар. "С моей точки зрения, Россия сейчас нажимает на Белоруссию, чтобы раз и навсегда Минск определился бы по поводу Таможенного союза. Сейчас идет давление. Это вообще политическая ситуация, у этого конфликта политическая подоплека", - заявил Рар "Интерфаксу" во вторник.

По его словам, российские власти продолжают претворять в жизнь идею реинтеграции на постсоветском пространстве, и их не устраивает позиция Минска в данном отношении. "Идея реинтеграции на постсоветском пространстве не умерла, наоборот сейчас она оформляется. Украина где-то начинает симпатизировать реинтеграции, а тут вдруг Белоруссия, которая в последние 20 лет была надежным союзником России в вопросах реинтеграции, сейчас начинает ставить свои условия и выбивать из России для себя определенные привилегии", - пояснил Рар. Как считает эксперт, белорусское руководство считает, что "у него есть привилегированное положение в связях с Россией, но Россия так этого не видит".

Говоря о влиянии нынешнего газового кризиса на отношения России с Европой, политолог выразил мнение, что конфликт сильно на них не скажется. "Каждый такой конфликт бьет по имиджу России, но я думаю, что никакой особенной катастрофы произойти не может", - сказал он. По словам Рара, "все уже привыкли к таким конфликтам". "И я думаю, что Европа себя обезопасила от таких конфликтов. В Европе до предела забиты все газовые хранилища, так что газа здесь хватит, во всяком случае, до зимы", - добавил он.

Как полагает ведущий эксперт Центра политической конъюнктуры России Дмитрий Абзалов, Белоруссия в состоянии "обрубить" транзит, как пригрозил Лукашенко, но это ударит прежде всего по имиджу самих белорусов. "С точки зрения юридических и, соответственно, общеполитических тенденций и рисков, конечно же, это очень большой урон будет для имиджа Белоруссии, от которого крайне сложно будет оправиться в ближайшие полгода", - сказал Абзалов в интервью радиостанции "Вести ФМ". Вообще, по прогнозам эксперта, "больше, чем неделю, вряд ли конфликт продлится".

Окончательное "газовое перемирие", полагают аналитики, может быть достигнуто 5 июля, когда пройдет заседание межгосударственного совета ЕврАзЭС, на котором Александр Лукашенко должен встретиться с президентом РФ Дмитрием Медведевым. Впрочем, про Таможенный союз белорусскому лидеру непременно напомнят.

Обозреватель Сергей Нагорный