Россия / Точка зрения 4 августа 2011 г. 17:17

Уроки "Булгарии"

Interfax-Russia.ru – Генпрокуратура выявила вопиющие нарушения законодательства на водном транспорте России. Свои предложения по совершенствованию нормативной базы уже внес Минтранс.

Масштабные проверки водного транспорта надзорное ведомство провело после крушения теплохода "Булгария". На необходимость проверки всего транспорта, перевозящего пассажиров, указал президент РФ Дмитрий Медведев, отметив, что "количество старых посудин, которые плавают у нас, запредельно".

"Надо оценить ситуацию и заставить либо провести необходимый капитальный ремонт тех, кто имеет суда в собственности, либо вывести их из эксплуатации, если они не годятся", - подчеркнул глава государства.

Итоги проведенных проверок оказались весьма неутешительными. Так, более 700 судов, перевозящих пассажиров в России, старше 30 лет и их судовладельцы, констатируют в надзорном ведомстве, зачастую безответственно относятся их техническому состоянию и обеспечению безопасности плавания.

В частности, повсеместно на судах нет необходимых спасательных средств, они ходят с неукомплектованными экипажами, без разрешительной документации, без учета предельной пассажировместимости. Кроме того, среди "многочисленных вопиющих нарушений" транспортные прокуроры назвали использование несертифицированного спасательного оборудования, а также несоответствующих судовым документам двигателей.

К тому же, например, в Санкт-Петербурге, Татарстане, Чувашии и Нижегородской области при перевозке пассажиров судовладельцы использовали навигационные приборы с контрафактным программным обеспечением на иностранном языке.

В настоящее время уже расследуются шесть уголовных дел по фактам злоупотребления полномочиями в коммерческой организации, служебного подлога, а также оказания услуг, не соответствующих требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей.

Особую обеспокоенность Генпрокуратуры вызывает отсутствие должного государственного контроля в сфере водных перевозок. Так, в ходе проверок было установлено, что Речной регистр не только зачастую незаконно продлевает сроки действия классификационных свидетельств пассажирских судов и необоснованно переносит ежегодное переосвидетельствование на более длительный срок, но и выдает свидетельства о годности к плаванию судов, не отвечающих установленным требованиям. Только после вмешательства органов прокуратуры такие суда были признаны непригодными к плаванию, а ранее выданные свидетельства аннулированы.

Есть претензии у надзорного ведомства и к деятельности территориальных органов Ространснадзора.

По мнению Генпрокуратуры, неблагополучное положение в сфере обеспечения безопасности на водном транспорте, распространенность нарушений законодательства во многом стали возможными и вследствие недостатков нормативного правового регулирования.

Со своей стороны Минтранс РФ уже подготовил ряд предложений по внесению изменений в законодательство. Среди этих предложений - введение обязательного страхования на внутренних водных путях, уведомительного характера внеплановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в сфере транспорта, государственного портового контроля и передача субъектам РФ причальных стенок, которыми сейчас управляет Росимущество.

Как рассказал премьер-министру РФ Владимиру Путину глава Минтранса Игорь Левитин, эти предложения уже согласованы с Ассоциацией перевозчиков на внутренних водных путях и с Союзом транспортников.

Так, для того, чтобы надзорные органы могли проводить внеплановые проверки транспортной отрасли, чтобы "практически в любом порту и аэропорту иметь доступ и постоянно проверять такие технические средства", Минтранс предложил внести поправки в федеральный закон по защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного надзора и контроля.

Еще одно предложение Минтранса - введение государственного портового контроля в речных портах, который ранее уже был введен в морских портах. "Практически все речные порты – частные, и мы считаем, что государственный портовый контроль, который сейчас есть на морских портах, себя зарекомендовал: практически все суда, которые обслуживаются в том или ином порту, будут контролироваться вот таким государственным портовым контролем", - предложил Левитин.

Причем, по словам главы Минтранса, для этого не нужны дополнительные средства из федерального бюджета. "Мы сделаем перераспределение внутри отрасли. Считаем, что такие должны быть формы контроля в порту. Они будут проверять судно перед выходом в плавание - соблюдение норм и правил в области безопасности судоходства", - пояснил министр.

Сейчас, по его словам, проводить такие проверки частные компании-владельцы порта не обязаны. "Владелец порта заключает договор с судоходной компанией, заниматься только обслуживанием судна, его экипировкой, посадкой пассажиров. Технический контроль сегодня у нас, который есть, недостаточен, чтобы обеспечить сплошной контроль всех пассажирских судов. Мы говорим только о пассажирских судах", - подчеркнул он, добавив, что здесь понадобится внести изменения только в Кодекс внутреннего водного транспорта.

"Еще одним эффективным шагом в усилении контроля может быть передача субъектам РФ причальных стенок, которые управляются Росимуществом через свои территориальные органы. На наш взгляд, через право аренды также можно усилить и безопасность судоходства, и состояние самих причальных стенок", - считает Левитин.

По его мнению, сейчас контроль в этой сфере недостаточный. "Сегодня это делают территориальные органы Росимущества. Это имущество передается до 49 лет в аренду, и соответствующего контроля за его состоянием нет", - сказал он.

"Структуры, которые управляют портом, зарегистрированы в регионе, а так получается, что контролирующая организация - в Москве", - добавил глава Минтранса.

Кроме того, Левитин предложил ввести обязательное требование по наличию системы страхования на внутренних водных путях. "Мы считаем, через страхование можно усилить ответственность перевозчика не только за его деятельность, но и за те транспортные средства, которыми он пользуется", - отметил глава Минтранса.

То есть речь идет о том, чтобы техническое состояние транспортного средства со своей стороны контролировала и страховая компания.

Между тем, по мнению экспертов, введение "речного ОСАГО" не решит проблем безопасности на водном транспорте. По мнению генерального директора "Ингосстраха" Александра Григорьева, сама по себе инициатива неплохая, однако "в настоящее время большинство судов в нормальном техническом состоянии страхуют свою ответственность в добровольном порядке". А такие суда, как "Булгария", страховые компании не страхуют из-за высокой оценки степеней риска.

Ссылаясь на дискуссию экспертов, развернувшуюся в связи с обсуждением кораблекрушения "Булгарии", Григорьев обратил внимание на ряд нарушений, которые к страхованию относятся лишь отдаленно.

В частности, на "Булгарии" была регистрирована группа детей с одинаковой датой рождения - 31 декабря 1999 года. Косвенно это может говорить о наличии "черной кассы" и попытке официально зарегистрировать детей как более младших по возрасту, и, соответственно, сэкономить на разнице в цене билетов, считает гендиректор "Ингосстраха".

Григорьев также указал на то, что в официальном реестре не был зафиксирован факт сдачи "Булгарии" в аренду, что также является нарушением.

Кроме того, в ходе расследования кораблекрушения теплохода выяснилось, что во время предыдущего плавания на судне был пожар, но официально его никто не задокументировал.

Более того, как отмечают эксперты, "Булгария" вышла в рейс, несмотря на то, что крен судна был виден невооруженным глазом. Любой нормальный судовладелец не выпустит в рейс судно с такими отклонениями, а страховщик не выпишет полис его владельцу.

Давая общую оценку трагическим событиям, связанным с затоплением "Булгарии", Григорьев заявил, что "основная опасность - не отсутствие адекватных законов в РФ, а широко практикуемые коррупционные схемы, реализация которых приводит к резкому падению систем безопасности, в том числе на транспорте".

По его мнению, коммерческие страховщики, которые обязаны контролировать соблюдение стандартов, могут оказаться наиболее неподкупной категорией контролеров, поскольку их цель - не допустить убытков. В этом смысле, полагает Григорьев, введение механизма наподобие "речного ОСАГО" достаточно перспективно.

Обозреватель Анастасия Николаева