Interfax-Russia.ru – Россия до сих пор не получила от Турции информации о причинах, деталях и обстоятельствах изъятия груза с сирийского самолета.
Скандал с перехваченным и посаженным накануне в Турции сирийским самолетом набирает обороты. Напомним, что поздно вечером 10 октября истребители ВВС Турции вынудили приземлиться в Анкаре сирийский самолет, летевший из Москвы в Дамаск, на борту которого находились также граждане России.
Официальная Анкара обосновала свои действия тем, что, по имеющейся у нее информации, на борту самолета могло находиться военное снаряжение. Ни оружия, ни боеприпасов в самолете не нашли, однако, по данным турецких СМИ, среди груза на борту сирийского самолета обнаружили коммуникационное оборудование, радиоприемники и станции активных помех.
После девятичасовой проверки турецкая сторона отпустила самолет, изъяв груз. В Москве выразили обеспокоенность тем, что при посадке сирийского самолета в Анкаре была поставлена под угрозу жизнь россиян, а также потребовали объяснений у турецкой стороны в связи с данным инцидентом.
Вслед за этим премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган обвинил Россию в поставках Дамаску военного оборудования. По данным премьера, произведенные российской компанией изделия предназначались министерству обороны Сирии. "Совершенно ясно, кто является отправителем этого груза, а кто - получателем. Его отправила российская сторона - компания, которая экспортирует оружие и боеприпасы. Груз предназначен для министерства обороны Сирии", - пояснил Эрдоган.
Он не уточнил, о какой именно российской компании идет речь, но пояснил, что она аналог турецкой Mechanical and Chemical Industry Corporation, которая является крупным поставщиком вооружения для турецкой армии. Кроме того, отметил премьер, помимо боеприпасов в самолете обнаружили военное оборудование.
При этом Эрдоган также не сообщил, откуда власти его страны получили данные о том, что на борту летевшего из России самолета может быть запрещенный груз.
Между тем, по сведениям "Коммерсанта", на борту Airbus A-320 находились 12 ящиков с техническими элементами для радиолокационных станций систем ПВО, состоящих на вооружении Сирии, а также технологическая документация к ним.
По словам источников "Ъ", груз не требовал никакого специального оформления или досмотра, поскольку не представлял угрозы ни для членов экипажа, ни для самолета. "Это не оружие. Если человек везет с собой в самолете выключенный радиоприемник, разве он представляет угрозу для борта или людей?" - задается вопросом один из источников издания.
"Никаких международных законов мы не нарушали", - утверждает другой собеседник "Ъ".
Однако российские экспортеры оружия отрицают, что боеприпасы были на борту сирийского самолета, выполнявшего рейс Москва - Дамаск. "Никаких боеприпасов на борту самолета не могло быть, потому что все грузы, отправляемые из российских аэропортов, тщательно контролируют соответствующие службы. Российские спецэкспортеры уже официально заявили, что их имущества на борту не было. Если турецкие власти действительно что-то там обнаружили, то это могла быть только контрабанда, что очень маловероятно. Скорее всего, мы имеем дело с сознательно спланированной кем-то провокацией", - заявил агентству "Интерфакс-АВН" высокопоставленный представитель в одной из структур, занимающихся экспортом вооружений.
Собеседник агентства не исключил, что на борту самолета могло находиться радиоэлектронное оборудование, но это не означает, что оно обязательно является компонентами систем ПВО или другого вооружения. "Во всяком случае, на это оборудование, судя по заявлению того же Эрдогана, имеются все необходимые сопроводительные документы. А это означает, что оно провозилось легально и не представляло угрозы пассажирам", - сказал собеседник агентства.
Он отметил, что перевозка того или иного оборудования гражданскими самолетами – это нормальная мировая практика. К примеру, значительную часть российской экспозиции на международных оружейных выставках перевозит именно так.
В Рособоронэкспорте и Федеральной службе по военно-техническому сотрудничеству (ФСВТС) отказались комментировать заявление премьер-министра Турции, но в очередной раз подтвердили, что они не отправляли никакого имущества в Сирию этим бортом.
"Никаких грузов Рособоронэкспорта на этом самолете не было. Все поставки продукции военного назначения за рубеж наша компания осуществляет в строгом соответствии с международными правовыми актами и российским законодательством", - сказал агентству "Интерфакс-АВН" пресс-секретарь Рособоронэкспорта Вячеслав Давиденко.
Пресс-секретарь ФСВТС России Андрей Тарабрин в свою очередь заявил: "Мы никакого отношения к этому грузу не имеем, через нас он не проходил".
Вместе с тем российские власти не намерены оставлять инцидент без последствий. Сейчас, как рассказал "Интерфаксу" информированный источник, компетентные органы России изучают все обстоятельства принудительной посадкой в Турции сирийского гражданского самолета, в том числе и то, как турецкая сторона могла получить информацию о грузе на борт лайнера.
"Очевидно, что ситуация с сирийским самолетом Airbus A-320, следовавшим из Москвы в Дамаск и совершившим принудительную посадку в Анкаре, требует тщательного разбирательства", - заявил собеседник агентства.
К тому же Турция до сих пор не ответила на запрос российской стороны о характере изъятого груза на сирийском пассажирском самолете, сообщил источник МИД России. "Российская сторона до сих пор не получила сведений об изъятом турецкой стороной грузе, причинах, деталях и обстоятельствах произведенного изъятия", - отметил источник.
Как напомнил собеседник "Интерфакса", российское посольство в Анкаре неоднократно просило предоставить такие сведения. "Продолжаем настаивать на получении этих данных и надеемся, что сведения будут предоставлены в ближайшее время", - сказал дипломат.
Со своей стороны Турция обещает дать разъяснения России по поводу изъятого с сирийского самолета груза, как только завершит его исследование. Как рассказал "Интерфаксу" сотрудник посольства Турции в Москве, турецкая сторона все еще продолжает изучать груз сирийского пассажирского самолета.
Между тем поддержку действиям Турции выразили США. "Мы решительно поддерживаем решение правительства Турции осмотреть самолет. Мы очень озабочены любой попыткой поставок военного оборудования режиму Асада, потому что он использует оружие против своего народа. Любые поставки военного оборудования сирийскому режиму в этот момент очень опасны, и мы ждем ответа от турецкой стороны, когда они тщательно изучат изъятый груз", - заявила представитель госдепартамента США Виктория Нуланд.
При этом представитель госдепа отказалась комментировать информацию о том, что именно США сообщили Турции о нахождении на сирийском самолете военного оборудования.
По словам Нуланд, США планируют обсудить с Россией решение турецких властей о принудительной посадке в Анкаре следовавшего из Москвы в Дамаск самолета, когда получат от Турции больше информации о конфискованном с самолета грузе.
По мнению доцента кафедры политической теории МГИМО Кирилла Коктыша, союзники Турции по НАТО, в первую очередь США, подталкивают Турцию к национальной конфронтации, учитывая, что другой формат международного вмешательства в Сирии уже нереален.
"Не факт, что это соответствует собственным интересам Турции. Она может получить обострение в случае, скажем, военного развития событий в Сирии. В режиме международного вмешательства Турция может получить крайне нежелательное развитие для себя событий, например, в виду курдского фактора, который может выстрелить и обернуться против нее", - высказал "Коммерсанту" свою точку зрения Коктыш.
В свою очередь главный редактор журнала "Россия в глобальной политике" Федор Лукьянов считает, что инцидент с самолетом негативно скажется на отношениях России и Турции. "Между Турцией и Россией, думаю, что отношения будут сейчас развиваться напряженно. Все зависит от того, захотят стороны пойти на дальнейшее усугубление конфликта или нет", - заявил он "Коммерсанту FM".
При этом, несмотря на то, что, по словам Лукьянова, "Турция слишком глубоко втянулась во внутрисирийские дела", он выразил надежду, что обострения ситуации удастся избежать.
Обозреватель Анастасия Николаева
Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook".