Interfax-Russia.ru – Американская приемная мать посадила семилетнего Артема Савельева в самолет и вернула его на Родину. Суд оценил ее молчаливый отказ от ребенка в $150 тыс.
Самолет с семилетним Артемом Савельевым на борту приземлился в России 9 апреля 2010 года. Несмотря на свой юный возраст, мальчик пересек океан в одиночку, что насторожило не только работников аэропорта, но и сотрудников министерства образования и науки РФ.
Выяснилось, что летом 2009 года его усыновила незамужняя американка Тори Хансен, работавшая медсестрой в одной из клиник штата Теннеси. Спустя полгода приемная мать решила начать все с нуля, купила Артему билет до Москвы и объяснила свой поступок в записке, которую положила в карман куртки мальчика.
"Тем, кого это может касаться: я сделала ошибку, я была введена в заблуждение. Чтобы не разрушать свою жизнь, жизнь моих друзей, моих близких, я возвращаю ребенка и отказываюсь от усыновления", – написала она.
Судебное разбирательство началось через несколько лет – в январе 2012 года в суде штата Теннеси. Ответчиками по делу Вашингтонского государственного агентства по усыновлению выступали приемные мать и бабушка Тори и Нэнси Хансен. Решения суда ожидала и российская сторона, представитель которой детский омбудсмен Павел Астахов собирался добиться выплаты алиментов Артему, пока тот не достигнет совершеннолетия.
"Мы будем настаивать на алиментах. До 18 лет она должна платить - как то решит американский суд, хоть половину заработка. Она зарабатывает около $60 тыс. в год", – рассказал уполномоченный при президенте РФ по правам ребенка Павел Астахов, отметив, что дело Артема Савельева уникально.
Вернувшись в Россию, Артем попал в SOS-деревню Томилино, где он может жить до 15 лет. Достигнув этого возраста, мальчик должен решить, вернется ли он в родной город Партизанск (Приморский край), останется в Москве, где ему предоставят квартиру, или переедет на постоянное место жительство в Америку, поскольку у него сохранилось двойное гражданство.
Рассказывая о своей жизни в приемной семье, мальчик упомянул, что его запирали одного дома и таскали за волосы. Поэтому переезд в США казался маловероятным. Как пояснил детский омбудсмен, прожив около полугода за океаном, Артем "и слышать ничего не хочет об Америке, он даже напугался, узнав, что к нему приедут представители американского посольства – очень боится, что его заберут обратно в Америку".
"Мама-американка – достаточно молодая женщина 1983 года рождения, медсестра по образованию, человек, который, по идее, мог бы быть готов к любым трудностям, если бы они возникали. Мальчик вполне развитый, очень симпатичный, врачи говорят, что со здоровьем у него все в порядке. Не понимаю, что могло послужить причиной отказа от такого ребенка", – цитирует слова Павла Астахова пресс-служба уполномоченного при президенте РФ по правам ребенка.
Первые слушания по резонансному делу начались в январе 2012 года, однако Тори Хансон не явилась на заседание суда, и прокурор вынужден был общаться с адвокатами женщины.
Как пояснили суду защитники, их клиентка считала усыновление незаконным, поскольку в детском доме ей сообщили не всю информацию о здоровье мальчика – по мнению приемной матери, у Артема были проблемы с психикой.
"После того как дело приобрело колоссальный резонанс, Тори-Энн Хансен стала говорить, что она не специально посадила Артема одного в самолет, а отправила его чуть ли не на каникулы в Москву", – передает слова уполномоченного по правам ребенка пресс-служба организации.
Женщина проигнорировала еще несколько слушаний, отправив вместо себя адвокатов, не выходила на связь и не явилась в суд даже после требования судьи. К тому же, она отказывалась выплачивать ребенку алименты, настаивая на незаконности усыновления.
Пока местный суд разбирался в скандальном деле, Тори Хансен не сидела без дела – она подала три иска, причем два из них были адресованы российским инстанциям.
В одном из них она обвинила директора российского детского дома Леонида Митяева и юриста учреждения в злоупотреблении своими должностными полномочиями. По мнению женщины, именно они побудили ребенка подать на нее в суд.
"Мне кажется, это странный иск. Любой человек в Америке или в России имеет право обратиться в суд. За это не судят. В иске она указала, что тем самым ей причинены моральные страдания, однако не указала сумму, в которую она их оценивает", - пояснил Павел Астахов.
Он также сообщил, что Хансен начала судиться с "Российской газетой", обратившись в Савеловский суд Москвы, и с самим омбудсменом, подав иск в Тверской суд.
Между тем, пока Артем не живет самостоятельно, алименты могли бы покрыть расходы на его проживание в поселке Томилино, которое обходится государству в 42 тыс. 700 руб. ежемесячно. Причем, 27 тыс. рублей из этой суммы идут на психологическую коррекцию и восстановление ребенка.
Впрочем, проблема заключалась не только в деньгах. Пока в Америке шел судебный процесс, Артема перевели в центр патронатного воспитания, но формально Тори Хансон оставалась его приемной матерью, и мальчика не могла усыновить другая семья.
"Всемирная ассоциация для детей и родителей (WACAP) потребовала обязать американку, по закону все еще являющуюся его приемной матерью, выплачивать 27% от зарплаты на содержание мальчика. Усыновление было отменено, но не признано недействительным", – сообщил "Интерфаксу" представитель пресс-службы уполномоченного при президенте РФ по правам ребенка Павла Астахова.
18 мая суд штата Теннеси признал Тори Хансон виновной и обязал ее выплатить компенсацию общей суммой в $150 тыс. По данным телеканала News Channel 5, приемная мать должна перевести на счет Артема Савельева $58 тыс. в счет возмещения морального ущерба, ежемесячно посылать по $1 тыс. на его содержание, выплатить агентству по усыновлению $29 тыс., а также покрыть судебные издержки в размере $63 тыс. Ответчица вновь не пришла на заседание. Кроме того, суду не известно ее точное место жительства.
Как рассказал детский омбудсмен, деньги будут поступать на личный счет ребенка, а содержать его продолжат за счет государства. Если же приемная мать уклонится от выплаты компенсации и алиментов, согласно действующему американскому законодательству, ее ждет три года лишения свободы за неуважение к суду.
Российская сторона поддержала решение суда, а посол США в России Майкл Макфол назвал его справедливым.
"Считаем решение суда абсолютно правильным. Конечно, такое судебное решение с учетом тяжести ситуации могло бы быть и более решительным, но, тем не менее, оно верное и очень своевременное", – заявил официальный представитель МИД РФ Александр Лукашевич.
И хотя формально дело Артема Савельева было закрыто, история мальчика, отправленного приемной матерью обратно в Россию, повлияло на подписание договора об усыновлении между Россией и США. Документ должны были ратифицировать еще в 2010 году, однако после целого ряда скандальных историй с российскими детьми, усыновленными иностранцами, процедуру отложили на неопределенный срок.
По словам Павла Астахова, на сегодняшний день американские агентства имеют более 450 задолженностей по регулярным отчетам о судьбе 240 российских детей, переданных на усыновление в США.
"Они просто не предоставляют отчеты, нарушая даже собственное законодательство", - констатировал омбудсман.
Известно, что очередное обсуждение российско-американского договора состоится 25 мая и, вполне вероятно, что эта попытка увенчается успехом.
Обозреватель Татьяна Кочеткова