Interfax-Russia.ru - Законопроект о единой российской нации решили переименовать в закон "Об основах государственной национальной политики" из-за неготовности общества.
Принять закон "О российской нации и управлении межэтническими отношениями" предложил на заседании президентского Совета по межнациональным вопросам в октябре 2016 года экс-глава бывшего министерства по делам федерации и национальностей РФ Вячеслав Михайлов.
Это предложение поддержал президент РФ Владимир Путин. "Что точно совершенно можно и нужно реализовывать - это прямо над этим нужно подумать и в практическом плане начать работать - это закон о российской нации", - заявил глава государства на заседании совета.
По его словам, в такой закон может вырасти стратегия по развитию национальных отношений в России. "Нашу стратегию, которую мы с вами вместе вырабатывали, ее и преобразовывать - но только над этим нужно поработать тоже как следует", - сказал президент.
В Госдуме расценили будущий закон о российской нации как отражение единства многонационального государства. "У нас российская нация многонациональная - закон о российской нации, считаю, и должен отражать эту мысль. Нашу уникальность в том, что мы многонациональны, но едины, и нет другой такой страны в мире", - заявила в частности "Интерфаксу" зампред комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Наталья Поклонская.
Он отметила, что российская нация - это единый народ, свободно развивающийся и уважающий традиции друг друга. "Это и есть та ценность, которую мы несем своими жизнями, своими судьбами, историей своих предков. Предполагаю, что именно такая мысль будет отражена в этом законе: единство всех народностей, то, что мы - многонациональная российская нация", - добавила депутат.
В свою очередь, первый заместитель руководителя фракции "Единая Россия" Николай Панков отметил крайнюю важность разработки законопроекта в современных условиях. "Единство российской нации - основа внутренней прочности России", - заявил Панков журналистам.
Он отметил, что во многих странах начали возрождаться националистические организации, и они диктуют свою политику. Это ведет к росту нетерпимости к чужому мнению, нарастает угроза повторения ошибок прошлого, отметил парламентарий.
Панков считает, что данный закон востребован, и его разработка "станет ответом на чаяния людей".
Между тем, разработка закона о единой политической нации вызвала значительный общественный резонанс. Так, глава Дагестана Рамазан Абдулатипов, также бывший министр по делам национальностей, высказал мнение, что такой закон "в природе существовать не может".
Формирование нации, по мнению Абдулатипова, - это "объективный исторический процесс", а закон "лишь может регулировать те или иные отношения между людьми и социумами". Также, считает глава Дагестана, "формирование российской нации не отменяет самобытность других народов, проживающих в РФ".
Он напомнил, что 10 лет назад внес в Госдуму законопроект "О правовых основах развития межнациональных отношений в РФ", однако законодатели, по его словам, более 10 лет "не могут прийти к консенсусу и принять такой закон, в котором, кстати, предусмотрен и раздел о российской нации".
В свою очередь депутат Госсовета Чувашии Виктор Ильин воспринял подготовку закона как попытку нарушения ст.3 Конституции РФ, в которой "четко сказано, что носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ".
"Абстрактное обобщение в этой очень тонкой сфере может вести к потере уникальности и самобытности. Поэтому я категорический противник данного закона", - заявил он.
Глава Федерального агентства по делам национальностей Игорь Баринов также высказал мнение, что предложенный в президентском совете закон для России не подходит. "Это должен быть закон о реализации государственной национальной политики, распределении полномочий между властями всех уровней. Этническую составляющую не надо вставлять в закон, либо это должен быть второстепенный вопрос", - считает Баринов.
Казаки, наоборот, потребовали учесть в документе "государствообразующую роль" русского народа, законодательно определить статус русских и принять федеральную программу по их поддержке.
Тем не менее, участники рабочей группы по подготовке концепции законопроекта учли опасения представителей различных этнических групп и приняли решение переименовать законопроект о единой российской нации в закон "Об основах государственной национальной политики".
"Так спокойнее. Оказалось, что общество не очень подготовлено к восприятию такого понятия, как единая нация, объединяющая все национальности. Учитывая, что и президент предложил переложить стратегию госнацполитики на язык закона, мы решили изменить его название", - пояснил "Коммерсанту" подобное решение экс-глава Госкомитета РСФСР по национальной политике Валерий Тишков.
Согласно новой концепции законопроекта, которую, по его словам, рабочая группа представит через месяц, в документе будут прописаны понятийный аппарат, механизм разграничения полномочий между федеральной, региональными и местными властями, система мониторинга этноконфессиональных отношений в субъектах РФ, политика государства в отношении малых и коренных народов, принципы этнологической экспертизы законопроектов.
Российской нации, отметил Тишков, будет посвящен, скорее всего, специальный раздел. "Соберем предложения членов рабочей группы к заседанию президиума президентского совета в апреле, тогда можно будет говорить о концепции", добавил он.
Член рабочей группы, экс-министр по делам национальностей Владимир Зорин также подтвердил, что сейчас изучаются предложения экспертов. По его мнению, "одним из рабочих вариантов" названия закон могло бы быть "Об основах госнацполитики в РФ".
Главное, считает Зорин, "закрепить еще раз на законодательном уровне идеи стратегии госнацполитики, которые вошли в реальную жизнь", поскольку закон должен строиться на основе стратегии, в нем должны быть прописаны цели нацполитики: "упрочение общероссийского гражданского самосознания и духовной общности многонационального народа РФ (российской нации); сохранение и развитие этнокультурного разнообразия народов; гармонизация межнациональных отношений; адаптация и интеграция мигрантов".
При этом Зорин уверен, что общество согласно с заявленными целями нацполитики, а дискуссии вокруг понятия "единая нация" носят политический характер.
В свою очередь член комиссии Общественной палаты РФ по гармонизации этноконфессиональных отношений протоиерей Всеволод Чаплин высказал мнение о необходимости "разблокировать дискуссии в обществе, загнанные под ковер, в том числе о российской нации".
Чаплин предлагает "снять разделение между элитой и народами и начать в обществе открытую дискуссию по основным проблемам", одной из которых он считает вопрос о государствообразующей роли русского народа. Решить его, считает член Общественной палаты РФ, можно, приняв два закона - о российской нации и о русском народе.
Со своей стороны эксперт по национальным вопросам Магомед Омаров уверен, что нормальный закон о госнацполитике можно написать только на основе "всестороннего анализа существующих в стране межнациональных проблем": "Сейчас реальная ситуация неизвестна, нормальных социологических исследований нет, делаются только дежурные мониторинг и отчеты".
Пока экспертное сообщество, по мнению Омарова, "не осмеливается сказать о реальных проблемах, не готово к откровенному разговору на эту тему с властью и обществом".
Обозреватель Анастасия Николаева
Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook