Россия / Точка зрения 2 марта 2015 г. 16:30

Вернуть инвестиции

Interfax-Russia.ru – Минобороны РФ отказывается от закупок военно-транспортных самолетов Ан-70 и собирается потребовать от Украины возврата средств, вложенных в проект.

Ан-70 принадлежит к новому поколению средних военно-транспортных самолетов короткого взлета и посадки. Транспортник способен перевозить всю номенклатуру аэромобильной военной и инженерной техники практически всех армий мира и доставлять ее на малоподготовленные грунтовые площадки - непосредственно к месту проведения операции.

Типовую транспортную задачу (доставка 20 тонн груза на 3 тыс. км) Ан-70 может решать с грунтовых взлетно-посадочных полос (ВПП) длиной всего 600-800 метров, что вообще недоступно ни одному из существующих транспортных самолетов. Согласно расчетам, Ан-70 сможет базироваться на горных аэродромах, расположенных на высоте до 3 тыс. метров над уровнем моря.

В отличие от самолетов-аналогов Ан-70 может сбрасывать грузы и парашютистов с в два раза меньшим разбросом, а его экипаж может привести самолет в расчетную точку касания ВПП с высокой точностью.

Изначально Ан-70 предназначался для замены морально устаревшего среднего транспортного самолета Ан-12. История создания Ан-70 начинается в 1976 году, когда был запущен процесс согласования тактико-технического задания на его проектирование. В одном из сценариев возможного использования транспортника говорилось, что в случае вооруженного конфликта с блоком НАТО он должен взлететь из центральной части СССР, приземлиться на малоподготовленной ВПП на линии фронта в Восточной Европе и вернуться обратно.

В связи с тем, что военные выдвигали все новые и новые, часто противоречивые требования к новой машине, согласование тактико-технического задания затянулось на несколько лет. И только в 1986 году наконец-то были утверждены оперативно-тактические требования ВВС СССР на перспективные образцы авиационной техники. Проектирование Ан-70 поручили украинскому ОКБ Антонова.

После распада Советского Союза проект создания Ан-70 удалось сохранить, несмотря на тотальное сокращение финансирования военных программ, и в 1991 году на авиационном заводе в Киеве заложили первый прототип нового транспортника. А спустя два года премьер-министры Украины и России Леонид Кучма и Виктор Черномырдин подписали соглашение о разработке, совместном серийном производстве и поставках в эксплуатацию оперативно-тактического военно-транспортного самолета Ан-70 и транспортного самолета Ан-70Т с двигателями Д-27.

По этому документу 80% общего объема финансирования программы Ан-70 приходилось на Россию и 20% - на Украину. Примерно в той же пропорции планировалось приобретать изделия для его производства. Предполагалось, что это позволит до 2007 года создать 27 тыс. высококвалифицированных рабочих мест на Украине и более 50 тыс. - в России.

Первый международный показ Ан-70 состоялся на авиационно-космическом салоне "МАКС-97", а спустя год украинские и российские власти заявили о желании принять Ан-70 на вооружение национальных ВВС. Причем, изначально для российских ВВС планировалось выпустить 164 самолета, а общая потребность украинских ВВС оценивалась в 65 самолетов.

Программа первого этапа государственных испытаний Ан-70 в основном была завершена к началу 2001 года. Серийное производство решено было наладить на киевском заводе "Авиант", а также на российских предприятиях: основное производство – на омском ПО "Полет", а самарское авиационное объединение "Авиакор" должно было заняться выпуском крыльев. Однако начало производства самолетов постоянно откладывалось. К началу 2005 года финансирование программы Ан-70 украинской стороной практически прекратилось, а вслед за этим Россия официально отказалась от участия в проекте по созданию Ан-70 в пользу Ил-76. Официальная причина – чрезвычайно высокая стоимость и техническое несовершенство машины.

Спустя четыре года министр обороны РФ Анатолий Сердюков и исполняющий обязанности министра обороны Украины Валерий Иващенко завизировали протокол о возобновлении совместного производства по доведению Ан-70 до промышленного образца. В программу перевооружения ВС на 2011-2020 годы заложили закупку 60 серийных машин. Впоследствии глава российского оборонного ведомства выразил надежду, что к 2014 году производство этого самолета может быть организовано на российской территории, и местом дислокации нового производства сначала был выбран Ульяновск, а затем Казань.

Серийным изготовителем с российской стороны было определено КАПО им. Горбунова (Казань, Татарстан). Предполагалось, что серийная сборка Ан-70 будет вестись в кооперации с Украиной, где производится крыло, оперение и двигатель для самолета. КАПО им. Горбунова и разработчик самолета ГП "Антонов" (Киев) утвердили схему кооперации серийного производства, начали передачу документации для его налаживания.

Однако в начале апреля 2014 года правительство Украины объявило о прекращении военно-технического сотрудничества с Россией, а с 27 августа запретило поставки в Россию продукции военного и двойного назначения.

Со своей стороны, как выяснили "Известия", Минобороны РФ исключило военно-транспортный самолет российско-украинской разработки Ан-70 из госпрограммы вооружения.

"Ан-70 изначально был достаточно сомнительным и скорее политическим проектом", - считает главный редактор журнала "Оборона России" - официального издания Военно-промышленной комиссии РФ - Ирина Кирина.

По ее мнению, возобновление участия России в проекте было чем-то вроде "акта доброй воли после охлаждения отношений" (во времена "оранжевой революции"), к тому же цена самолетов была изначально завышена, а при подсчете ожидаемых платежей за послепродажное обслуживание бортов, отчислений за торговую марку и конструкторское сопровождение весь проект кажется ей нецелесообразным.

"По сути, эти самолеты – вторые "Мистрали". Они стали заложниками политической ситуации и нецивилизованных, контрпродуктивных взаимоотношений в рамках военно-технического сотрудничества", - убеждена Кирина.

Военный эксперт, член Общественного совета при Минобороны Игорь Коротченко также считает продолжение совместного проекта невозможным. "Проект Ан-70, как и другие совместные российско-украинские проекты, в нынешней ситуации уже не жизнеспособны. Украина ненадежный партнер, все взаимоотношения в сфере военно-техническиого сотрудничества с Россией в этой стране закончены. Что касается российских аналогов, то в скором будущем должен быть реализован ряд работ по линии компании "Ильюшин", - заявил он.

Дальнейшая совместная реализация российско-украинского проекта по созданию военно-транспортного самолета Ан-70 не имеет перспектив, заявил агентству "Интерфакс-АВН" и высокопоставленный источник в Минобороны РФ.

"Разработка Ан-70 практически на 70% финансировалась Россией. На сегодняшний день в проект вложены сотни миллионов долларов, и мы вправе предъявить к украинской стороне иск о возврате этих средств", - сказал собеседник агентства.

Кроме того, отметил он, необходимо будет урегулировать вопрос с интеллектуальной собственностью на эту машину, так как многие системы и агрегаты Ан-70 разрабатывались российскими НИИ и конструкторскими бюро.

Обозреватель Анастасия Николаева

Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook"