Точка зрения 21 января 2016 г. 17:09

Вернуть соцналог

Interfax-Russia.ru – Правительство РФ в рамках антикризисных мер обсуждает вопрос о ликвидации с 2017 года страховых взносов и возвращении единого социального налога.

Закон о переходе от единого социального налога (ЕСН) к страховым взносам в государственные внебюджетные фонды был принят в конце 2009 года и в 2010 году вступил в силу.

Тогда общая ставка взносов была сохранена на уровне ставки ЕСН - 26%. В следующем году общая ставка взносов возросла до 34% за счет увеличения отчислений в Пенсионный фонд (ПФР) и Фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС). Однако уже в 2011 году решение было пересмотрено, и с 2012 года ставка страховых взносов была снижена до 30%. На этом уровне она сохраняется до сих пор: в ПФР зачисляется 22% (плюс 10% с зарплат, превышающих 796 тыс. рублей в год), в Фонд социального страхования (ФСС) - 2,9%, в ФФОМС - 5,1%.

При этом периодически звучали предложения о возвращении к ЕСН. Главным аргументом сторонников возврата стало ухудшение качества администрирования страховых платежей.

В июне 2013 года президент Владимир Путин поручил правительству определиться с целесообразностью передачи функции администрирования страховых платежей во внебюджетные фонды Федеральной налоговой службе (ФНС). За это предложение выступали представители бизнеса и экономического блока правительства, а социальный блок правительства полагал, что работа по администрированию страховых взносов должна остаться там, где она реализуется сейчас - в ПФР.

Позже в проекте "Основных направлений бюджетной политики РФ на 2015-2017 годы" была предусмотрена проработка в 2014-2015 годах вопроса целесообразности передачи администрирования страховых взносов ФНС, однако решение так и не было принято.

В феврале 2015 года депутаты думского комитета по бюджету и налогам вновь предложили передать налоговым органам администрирование страховых платежей во внебюджетные фонды. Это, по мнению депутатов, позволило бы не только сократить втрое количество проверок в связи из-за уменьшения числа проверяющих органов, но и повысить результативность таких проверок, и в первую очередь в части доначислений.

И, как сообщили агентству "Интерфакс-АФИ" несколько источников, знакомых с ходом обсуждения вопроса, в правительстве решили рассмотреть такую возможность. Так, по словам одного из источников, по итогам совещания у первого вице-премьера Игоря Шувалова в середине марта прошлого года Минфину и Минэкономразвития было дано поручение проработать вопрос создания на базе ФНС единого фискального органа, осуществляющего функции по администрированию всех налоговых и неналоговых платежей, ведению информационных ресурсов, необходимых для администрирования платежей, регистрационных действий в отношении объектов налогообложения.

Хотя тогда в секретариате первого вице-премьера "Интерфаксу" информацию о проработке такого вопроса не подтверждали, один из федеральных чиновников отметил, что в данный момент соответствующая концепция находится в стадии проработки у Минфина и других профильных ведомств, и может претерпеть значительные изменения.

По словам другого источника, речь шла о передаче в ФНС от Пенсионного фонда России администрирования социальных платежей. Собеседник агентства сообщил, что эту идею поддерживают в Минфине, Минэкономразвития и в ФНС.

Еще один собеседник агентства отметил, что рассматривается и возможность возврата к единому социальному налогу, что станет особенно актуальным в случае принятия правительством решения об отказе от обязательной накопительной части пенсии. Если ее не будет, непонятно, в чем смысл понятия "взнос", пояснял источник "Интерфакса". При этом ставка в случае возврата к ЕСН, скорее всего, должна остаться на уровне общей ставки страховых взносов - 30%.

Помимо этого, звучало предложение передать ФНС и функции Росреестра. Однако, по словам собеседника агентства, это не поддержали Минфин и сама налоговая служба, так как кадастровая оценка для налогообложения является лишь одной из функций Росреестра, который также отвечает за определение и регистрацию прав собственности, учет сведений об объектах капитального строительства в инженерных целях, территориальное планирование и градостроительство, картографию. Ради одной функции передавать все остальное в ФНС бессмысленно, отметил источник.

Также, по словам одного из источников, периодически поднимается тема слияния ФНС и Федеральной таможенной службы, однако "серьезных намерений" объединить две службы пока нет.

Идею передать налоговикам функцию администрирования взносов в государственные внебюджетные фонды и распространить на них налоговые правила в части проверок и форматов отчетности поддержал Минфин РФ.

Как пояснял журналистам глава департамента по налоговой и таможенно-тарифной политике Минфина РФ Илья Трунин, комментируя проект основных направлений налоговой политики на 2016-2018 годы, такое решение существенно снизило бы административную нагрузку на налогоплательщиков и сократило бы численность госслужащих и расходы на администрирование взносов.

По поводу целесообразности возврата к ЕСН, он отметил, что в том случае, если бы было принято решение об отказе от обязательной накопительной части пенсий, само существование взносов не отражало бы их страховой природы. "Если бы накопительная часть отменялась, тогда не понятно было бы, зачем нужны взносы как таковые. Если сохраняется накопительная часть, то взносы остаются взносами, имеют страховую природу, деньги обособленно учитываются, никуда не уйдем от страховой природы части этих взносов", - пояснял Трунин.

При этом, по его мнению, при проведенной пенсионной реформе, когда пенсии определяются баллами, а не объемом взносов, само существование взносов, особенно пенсионных, не отражает их страховой природы - они являются финансовым обеспечением уплаты пенсий, размер которых определяется накопленными баллами и их стоимостью.

Вместе с тем, отмечал глава департамента Минфина, этот вопрос не до конца проработан, хотя бы из-за существования медицинского страхования с многоуровневой структурой, социального страхования с зачетной схемой. "Пока не думаю, что мы можем говорить о возврате к ЕСН, но о придании налогового характера системе администрирования взносов, это решаемая задача", - подытожил Трунин.

Тем не менее, как выяснил "Коммерсант", возвращение с 2017 года единого социального налога все же обсуждается на уровне профильных вице-премьеров российского правительства.

Проект предполагает упразднение трех страховых взносов с их превращением в социальный налог, при этом социальные фонды не ликвидируются, а в дальнейшем сотрудничают с ФНС.

Если это будет реализовано, то, по подсчетам издания, ФНС в 2017 году может получить контроль над потоком соцплатежей, в 2016-м составящих 5,9 трлн рублей, или 7,5% ВВП. Это - приблизительно половина нынешнего размера доходной части федерального бюджета (13,7 трлн рублей, или 17,5% ВВП). В случае замены страховых взносов соцналогом его поступления станут частью доходной частью федерального бюджета, которая превысит 20 трлн рублей.

При таком варианте, отмечает издание, ПФР, по сути, превратится в "собес" - структуру, занимающуюся лишь расходной частью пенсионного обеспечения: учетом пенсионных прав, начислением и выплатой пенсий.

Вполне закономерно, что идея возвращения ЕСН нашла как сторонников, так и противников. Так, по мнению председателя постоянной комиссии по бюджету Законодательного собрания Севастополя Вячеслава Аксенова, такой проект имеет больше плюсов, чем минусов.

"Переход к ЕСН целесообразен с точки зрения упрощения администрирования. Сейчас две структуры – Пенсионный фонд и Федеральная налоговая служба – контролируют сбор, условно говоря, налогов (хотя социальные отчисления по форме не налог, по своей сути они являются для бизнеса таким же налогом, как подоходный или налог на прибыль). Получается, что две эти структуры администрируют похожие потоки информации и денег. Я считаю, что их объединение рационально. Устранение параллельности в работе – это, безусловно, положительный фактор. С одной стороны, это приведет к экономии расходов на содержание аппарата, а с другой – уменьшит количество проверок", - поясняет свою точку зрения Аксенов.

Минус перехода в том, что власть и финансовые потоки концентрируются в одном ведомстве. Хотя в государственном аппарате, считает Аксенов, это не приведет к серьезным негативным последствиям, как при монополизации в бизнесе: "Когда экономика в таком сложном положении, как сейчас, а социальные программы реализовывать надо, мне кажется, нужно ужесточать контроль. В этом плане передача функций ФНС может дать положительный результат, поскольку есть надежда, что система будет работать более четко и жестко".

В свою очередь вице-спикер Госдумы Андрей Исаев, курирующий в палате социальное направление, выступает против отмены страховых взносов. "Социальные взносы должны быть сохранены, должна быть сохранена страховая природа (поступлений в бюджет), что позволяет заинтересовать работника в том, чтобы взносы уплачивались в полном объеме, и она позволяет исчислять справедливую пенсию. За человека заплачены взносы - у него формируется его будущая пенсия", - заявил Исаев журналистам.

Налог в отличие от взносов, по мнению парламентария, имеет "безадресную природу". Налог поступает государству в виде платежа, а затем поступившую сумму государство может распределить на те цели, которые посчитает нужными.

По его словам, вопрос о выборе между социальным налогом и страховыми взносами уже ставился, единый социальный налог действовал, однако потом было принято решение о его отмене.

"Вопрос о порядке сбора взносов - это вопрос, который может обсуждаться, но страховая природа взносов должна быть сохранена обязательно", - считает Исаев. Он отметил, что если правительство выйдет с предложением вернуть социальный налог, то лично он будет против этого.

Обозреватель Анастасия Николаева

Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще