Точка зрения 11 октября 2013 г. 16:19

Влететь в бюджет

Interfax-Russia.ru – В РФ может появиться низкобюджетная авиакомпания. Снизить стоимость перелетов на 40% могут, отказавшись от удобств на борту, тщательной уборки салона и пилотов-россиян.

Популярные во всем мире низкобюджетные авиакомпании (компании-лоукостеры), продающие авиабилеты по очень низким ценам, традиционно терпят в РФ фиаско. Российские бизнесмены дважды пытались создать в стране компанию-лоукостер: в 2006 году появилась авиакомпания SkyExpress, а в 2009 году стало известно о появлении еще одной низкобюджетной авиакомпании "Авианова". Впрочем, из-за участившихся задержек и финансовых трудностей в 2011 году SkyExpress пришлось прекратить полеты. А год спустя финансовые трудности "подрезали крылья" и "Авианове".

Несмотря на это, в РФ не оставляют попыток создать лоукост-компанию. И чтобы ускорить ее появление, правительство пообещало создать в стране особые условия. Что именно будет сделано – пока неизвестно. Но в итоге к 2018 году развитие авиации, железнодорожного и автомобильного транспорта должно на 40% увеличить мобильность населения.

"Очевидно, что в нашей самой большой в мире стране принципиальное значение имеет развитие региональной и "местной" авиации. На государственном уровне для этого был принят ряд решений. Дальнейшие действия будут направлены на расширение маршрутной сети и снижения стоимости авиаперевозок. В том числе, за счет создания условий для работы низкобюджетных авиаперевозчиков", – заявил премьер-министр Дмитрий Медведев.

По мнению главы правительства, развитие низкобюджетных авиаперевозчиков подстегнет развитие и железнодорожных компаний, ведь стоимость билетов на рейс лоукостера и билетов в купе фактически будет сопоставима.

"Сейчас довольно много средств вкладываем в высокоскоростные магистрали, это очень затратный проект, но очень удобный. Мне кажется, что обязательно параллельно должно развиваться воздушное сообщение, причем с использованием принципов "лоукост". И тогда это будет нормальная конкуренция между быстрой железной дорогой и воздушным сообщением", – заявил Медведев.

Несмотря на поддержку правительства, для создания полноценного российского лоукостера есть масса трудностей.

Во-первых, снизить стоимость авиабилетов можно, разрешив продажу невозвратных билетов.

Сейчас российские авиакомпании ежегодно теряют около 37 млрд руб только из-за того, что пассажиры отказываются от поездки и им возвращают деньги. Сократить потери можно, если часть билетов станут невозвратными. Как пояснил заместитель председателя комитета Совета Федерации по социальной политике Юрий Смирнов, "только эта мера для билетов эконом-класса должна дать снижение стоимости до 15%". Но в случае отказа, вернуть деньги за такой билет практически невозможно.

"Что касается авиации. Да, у нас постепенно начинают появляться бюджетные авиалинии, так называемые лоукост-компании. Одно из важнейших условий для того, чтобы эти компании эффективно работали - это наличие невозвратных билетов, это все признают", - констатировал вице-премьер Аркадий Дворкович.

Во-вторых, стоимость билетов упадет, если сделать питание на борту и провоз багажа платным.

"Нововведения, которые широко используются во всем мире, позволят авиакомпаниям снизить цены на билеты и одновременно повысить спектр выбора для пассажиров. Пассажир сам должен выбирать, нужны ли ему чемодан или курица с чаем. Если нужны, он за это заплатит", – рассказал в интервью "Российской газете" министр транспорта РФ Максим Соколов.

Как отмечается в проекте приказа Минтранса, бортовое питание и горячие напитки могут отнести к разряду "дополнительных услуг повышенной комфортности". Кроме того, перевозка багажа также может стать платной.

"Экономия авиакомпании будет связана с частичным отказом от расходов на обеспечение процессов регистрации, обработки, загрузки и выгрузки багажа пассажиров", - говорится в пояснительной записке к законопроекту.

В-третьих, на стоимость билетов также влияют цены на нефтепродукты, аэропортовые услуги и нехватка пилотов.

По закону, российским авиакомпаниям запрещено допускать иностранцев за штурвал, хотя российские пилоты могут работать за границей. Чтобы компенсировать нехватку пилотов, Минтранс предлагает разрешить иностранным летчикам работать в российских компаниях, и в течение пяти лет нанять на работу до 200 командиров воздушных судов.

"Почему же мы не можем взять пилота на работу? В воздухе, кто бы вам что не говорил, разговор идет только на английском языке. Если пилот к нам приезжает с английским языком - то какие проблемы?", - считает глава ОАО "Аэрофлот" Виталий Савельев.

Для принятия такого решения нужно будет внести поправки в ряд законов и отменить ограничения на использование иностранцев в качестве членов экипажей.

"Нам нужно привлекать людей, которые умеют летать на этих (иностранных - ИФ) самолетах. Правительство вышло с инициативой разрешить, внедрить квоту на доступ на наш рынок труда двухсот человек в год, на пять лет. Это еще обсуждается, но мы должны исходить из интересов отрасли, но, конечно, и из интересов людей, которые работают в этой отрасли, прежде всего из числа пилотов", – заявил президент РФ Владимир Путин, подчеркнув, что российские летные училища выпустили в 2013 году 940 пилотов, в то время как готовить 1200 пилотов ежегодно.

Созданию лоукостера также мешают рыночные проблемы.

По мнению заместителя председателя комитета Совета Федерации по социальной политике Юрия Смирнова, из-за этого компании-лоукостеры оказались нерентабельны и не смогли выдержать конкуренции. С ним согласен и начальник управления государственных туристских проектов и безопасности туризма Ростуризма Александр Сирченко – по его мнению "рынок монополизирован, из-за этого лоукостеры и ушли с рынка".

Несмотря на то, что у всех этих предложений есть противники, бизнесмены не прекращают попытки создать в РФ очередную компанию-лоукостер.

Так, в конце 2012 года ОАО "Курорты Северного Кавказа" (КСК) объявило о своем намерении создать низкобюджетную авиакомпанию для перевозки туристов на курорты компании. По подсчетам бизнесменов, для запуска проекта на первом этапе им нужно "всего" 6,2 млрд руб. госвложений (5 млрд руб на создание авиакомпании и формирование парка воздушных судов, 1,2 млрд рублей - на субсидирование затрат авиакомпании). И при удачном стечении обстоятельств к 2026 году компания может стать безубыточной.

Предполагали также, что новый лоукостер может появиться в результате слияния ОАО "Аэрофлот" с ОАО "Авиакомпания "Сибирь". В этом случае "Сибирь" могли превратить в лоукостера. Однако один из владельцев группы компании "S7" ("Сибирь" с 2006 года работает под брендом "S7 Airlines") Наталья Филева расценила это "как шантаж со стороны государства". И в итоге сделка не состоялась.

Между тем, идея создания лоукостера понравилась руководству "Аэрофлота", и было решено создать подобную компанию "с нуля". Назвали ее "Добролет" – также называлось акционерное общество, ставшее прародителем "Аэрофлота".

Возглавить новую компанию может бывший гендиректор "Авиановы" Владимир Горбунов, который, по словам гендиректора "Аэрофлота" Виталия Савельева, обладает необходимым опытом.

Планируется, что новый лоукостер будет выполнять полеты по популярным маршрутам в европейской части РФ, а позже начнет летать в Европу. Известно также, что первоначальный парк компании составят восемь самолетов Boeing-737-800 NG, а позже его увеличат до 40 машин.

Стоимость проекта - $100 млн, на самоокупаемость "Добролет" должен выйти через два года после запуска. Через пять лет после начала полетов, считают бизнесмены, рейсами компании будут пользоваться более 10 млн пассажиров.

Добиться таких цифр они планируют за счет снижения цены на билеты эконом-класса до 40%. Впрочем, такая экономия отразится на комфорте перелета. Помимо отказа от бесплатного питания и провоза багажа компания будет продавать билеты только через интернет, установит в самолетах жесткие неоткидные кресла (чтобы увеличить количество пассажиров) и максимально сократит срок нахождения самолетов в аэропорту. Поэтому убирать салон самолета будут не после каждого рейса, а раз в сутки.

"Лоукостер должен быть заточен на снижение затрат любыми путями. И аскетичный сервис поможет конкурировать с другими компаниями и другими видами транспорта", - считает глава "Аэрофлота".

Однако вполне возможно, что эту идею не удастся воплотить в жизнь. Созданию нового лоукостера мешают все те же проблемы: невозможность продажи невозвратных билетов и найма иностранных пилотов. И если проблемы не будут решены, появление "Добролета" так и останется бизнес-идеей. А россияне продолжат пользоваться иностранными лоукостерами, которые только начинают свою работу на российских авиалиниях.

Обозреватель Татьяна Кочеткова

Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook"

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще