Точка зрения 4 октября 2011 г. 17:15

Летает с задержками

Interfax-Russia.ru - Авиакомпания "Авианова" приостановила деятельность, но о ее банкротстве речи пока не идет.

С 4 октября авиакомпания "Авианова", которая по данным "Росавиации" за январь-август 2011 года заняла 12-е место по числу перевезенных пассажиров среди российских авиакомпаний, приостанавливает свою деятельность. Впрочем, шансы остаться на плаву у нее все еще есть.

Проблемы с финансированием у компании возникли еще в начале года – тогда один из ее акционеров, глава американского фонда Indigo Partners Эндрю Пайн (глава холдинговой компании "Авиановы" - Whitefish Aviation Limited) был отстранен от управления проектом из-за конфликта – перевозчик обвинил его в систематическом нарушении российского авиационного законодательства. Поэтому на оставшегося акционера, инвестиционную компанию "А1", которая владеет 51% акций "Авиановы", упала двойная ответственность.

Тогда в "Росавиации" рассматривали возможность аннулирования свидетельства эксплуатанта у компании, но за "Авианову" поручилась группа "А1" и пообещала выделить авиакомпании кредит в 830 млн рублей, что устроило представителей ведомства.

"Из представленных документов следует, что акционеры авиакомпании предоставили значительную кредитную линию, достаточную для погашения задолженности", - сообщил "Интерфаксу" официальный представитель Росавиации. Он также добавил, что представители "Авиановы" пообещали восстановить платежеспособность компании до конца 2012 года.

В конце августа "Росавиация" на год продлила "Авианове" свидетельство эксплуатанта, но стала наблюдать за работой авиакомпании. В сентябре в ведомство поступила жалоба от лизинговой компании ILSC, которая сообщила о задолженности компании по платежам и отзыве двух самолетов Airbus-320.

Несмотря на это в пресс-службе компании "Авианова" отрицали наличие каких либо задолженностей и в конце августа официально заявили, что компания "не испытывает никаких финансовых трудностей, а развитие осуществляется в строгом соответствии с бизнес-планом".

"У них огромный долг, около 1,5 млрд рублей", - сообщил журналистам высокопоставленный источник в Минтрансе. По его словам, в эту сумму входят долги за топливо, кейтеринг, аэронавигацию, аэропортовое обслуживание, лизинговые платежи за воздушные суда и другие. Тогда глава "Авиановы" Владимир Горбунов заявил "Интерфаксу", что у компании на данный момент существует лишь текущая задолженность перед аэропортами, которую авиаперевозчик гасит под конец месяца.

"Все находится в рамках текущей задолженности, со многими аэропортами работаем по предоплате", - заявил он.

Впрочем, свести концы с концами авиакомпании так и не удалось. 2 октября "Авианова" прекратила продавать билеты через интернет - на тот момент их было продано около 70 тыс., что только по приблизительным подсчетам составляет $7-8 млн. В тот же день генеральный директор авиакомпании Владимир Горбунов объявил о приостановлении ее операционной деятельности в ночь на 4 октября, рассказал журналистам глава "Росавиации" Александр Нерадько. По его словам, никаких официальных письменных заявлений от перевозчика в ведомство не поступало.

На следующий день газета "Коммерсант" сообщила, что один из российских дискаунтеров - авиакомпания "Авианова" - остановил продажу билетов и может прекратить полеты. Эта информация дала повод для прокурорской проверки авиакомпании.

"В настоящее время прокуроры работают в аэропорту "Шереметьево" (базовом аэропорту "Авиановы" - ИФ)", - отметили в Московской межрегиональной транспортной прокуратуре (ММТП).

Тогда заместитель генерального директора авиакомапании Константин Тетерин рекомендовал пассажирам перебронировать билеты на рейсы других авиакомпаний. Впрочем, сделать это не так просто, поскольку "Авианова" продавала недорогие билеты - по 250 рублей - 1 тыс. рублей. Скорее всего, за новые билеты пассажирам придется доплатить.

Впрочем, оставшийся акционер "Авиановы" "А1" не теряет надежд на лучшее и продолжает финансирование полетов компании до 9 октября. Такое решение в компании мотивируют "высокой социальной значимостью проекта и ответственностью авиакомпании перед пассажирами за взятые на себя обязательства".

Источник в "Авианове" сообщил "Интерфаксу", что даже в случае ликвидации компании обязательства перед пассажирами будут выполняться, "о чем достигнуты договоренности с другими авиаперевозчиками".

"Ситуация усугубляется тем, что "Авианова" - низкобюджетный перевозчик и в случае приостановки ее деятельности авиакомпаниям, которые будут вывозить пассажиров "Авиановы", придется компенсировать затраты из бюджета по рыночным условиям", - отметил глава "Росавиации" Александр Нерадько.

Когда худшие прогнозы оправдались, и деятельность компании была приостановлена, международный аэропорт Шереметьево, где базируется авиакомпания, направил в авиакомпанию телеграмму с требованием объяснить причины прекращения полетов и подтвердить планы по выполнению программы полетов в зимний период.

"На указанные запросы авиакомпания "Авианова" не отреагировала, информацию не предоставила", - сообщается в пресс-релизе аэропорта "Шереметьево". Позже в терминале "В" аэропорта "Шереметьево" был развернут оперативный штаб по организации бесперебойного обслуживания и обеспечения всем необходимым пассажиров "Авиановы".

Между тем сама авиакомпания продолжает полеты, но при желании пассажиры могут оформить возврат денег за приобретенные билеты по упрощенной процедуре, сообщает пресс-служба "Авиановы".

Заметим, что несмотря на колоссальные потери компании, приостановка ее деятельности, в первую очередь, затронула пассажиров, которые теперь вынуждены гадать, когда они улетят и улетят ли вообще?

22 сентября "Авианова" отменила восемь рейсов, отправляющихся из Сочи.

"Отменены еженедельные авиарейсы: два в Санкт-Петербург, два в Астрахань и четыре в Краснодар", - сообщили "Интерфаксу" в пресс-службе компании "БазЭл Аэро" (управляет аэропортом Сочи - ИФ). Тогда авиакомпания сослалась на переход к зимнему расписанию.

3 октября, когда о приостановке деятельности авиакомпании уже было известно, два из четырех рейсов, отправляющихся из Краснодарского края, были задержаны.

"Один вылетел с задержкой 6,5 часов, другой будет задержан на 3,5 часа", - сообщили в пресс-службе управляющей кубанскими аэропортами компании "Базэл Аэро".

Так, в аэропорту Сочи самолет со 178 пассажирами должен был вылететь в Москву в 9:10 мск, но улетел только в 15:40 мск. Рейс из аэропорта Краснодара в Екатеринбург с 152 пассажирами на борту назначен на 20:30 мск вместо ранее запланированного в 17:10 мск.

Рейс авиакомпании "Авианова" по маршруту Сургут-Краснодар, который должен быть выполнен в ночь на 5 октября, может не состояться из-за отсутствия оплаты рейса и топлива, сообщил агентству "Интерфакс-Урал" генеральный директор аэропорта Сургута Евгений Дьячков.

"Авиакомпания убеждает нас, что деньги были отправлены утром, но до сих пор на счет они не поступили. Платежные документы, подтверждающие платеж, также не предоставлены. Такое впечатление, что нас хотят надуть. Мы предупредили авиакомпанию, что если не будет оплачен рейс, то он не состоится. Такая же позиция у топливно-заправочной компании", - пояснил Дьячков.

По его словам, авиакомпания должна заплатить аэропорту 170 тыс. рублей и примерно 200-250 тыс. рублей топливно-заправочной компании за керосин.

Ожидается, что остальные рейсы вылетят по расписанию.

4 октября врио директора авиакомпании "Авианова" Константин Тетерин рассказал журналистам, что долг авиакомпании перед пассажирами составляет около $5 млн. И в течение недели деньги за проданные через интернет билеты будут возвращены. Он также отметил, что до 9 октября авиакомпания планирует перевезти более 27 тыс. пассажиров. Всего же было продано 68 тыс. билетов.

По словам Тетерина, в ближайшее время шесть самолетов Airbus А-320 вместимостью 170 кресел, которые эксплуатирует "Авианова", будут возвращены лизингодателям. Однако о банкротстве компании речи пока не идет.

В начале августа проблемы с финансированием не позволили авиакомпании "Континент" продолжать пассажирские авиаперевозки. Ситуация с "Авиановой", к счастью, развивается по другому сценарию – авиакомпания все еще выполняет свои обязанности перед пассажирами. Впрочем, сами пассажиры вряд ли радуются этому факту, ведь когда они приобретали билеты, у авиакомпании внешне все было в порядке. Но сейчас никто не может гарантировать, что завтра им не придется размышлять, сидя на чемоданах, как попасть к месту назначения.

Обозреватель Татьяна Кочеткова

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще