Interfax-Russia.ru – Трагедия с "Булгарией" нанесла ощутимый удар по российской круизной отрасли и заставила обратить внимание общественности и чиновников на внутренние речные круизы.
Крушение на Волге теплохода "Булгария" буквально уже в первые часы, после того, как стало известно о трагедии, привело к волне отказов от путевок на речные круизы. Как рассказала порталу "Интерфакс-Туризм" пресс-секретарь Российского союза туриндустрии (РСТ) Ирина Тюрина, несмотря на воскресный день ("Булгария" затонула 10 июля в Куйбышевском водохранилище, возвращаясь из Болгара в Казань - ИФ) - в турфирмах стали раздаваться звонки с отказами от забронированных круизов.
Турфирмы постарались с пониманием подойти к этой ситуации, хотя юридических оснований для отказов от уже купленных туров не было. В пресс-службе отметили, что подобные тенденции всегда наблюдаются после техногенных катастроф.
Без паники
В РСТ также прогнозировали, что число отказов от речных туров может возрасти в течение недели. Однако опасения не подтвердились. С момента аварии теплохода "Булгария" возросло число звонков от взволнованных туристов в турфирмы, однако отказываются от круизов по Волге лишь единицы, констатировала пресс-секретарь РСТ.
По ее словам, лишь некоторые туристы отказались от купленных ранее путевок, но в целом отказы не носят массового характера. "Отказов от туров сейчас немного. Гораздо сильнее авария затормозила спрос вообще на речные круизы - в турфирмах фиксируют заметное снижение числа звонков от потенциальных клиентов", - рассказала порталу "Интерфакс-Туризм" Тюрина.
"В большинстве компаний, занимающихся круизами, убеждены, что произошедшее - трагическая случайность. Однако насколько быстро восстановится интерес россиян к речным круизам, будет зависеть от того, какая причина будет названа основной в этой аварии - техническое состояние судна или ошибки команды", - считает Тюрина.
В то же время, как рассказали "Интерфакс-Туризму" в нескольких турфирмах, если в столице отказов от путевок в круизы немного, то в Казани и других поволжских городах туристы напуганы гораздо больше, поэтому в первый же день после аварии многие начали отказываться от уже купленных и оплаченных путевок. Небольшой спад интереса туристов к речным круизам, в частности, к путешествиям на Валаам и Кижи, отметили и туроператоры Северо-Запада.
Вместе с тем, как считают в Ассоциации туроператоров России (АТОР), произошедшая трагедия свидетельствует о наличии серьезных проблем в организации речных круизов.
На сегодняшний день, по данным Ассоциации, по рекам европейской части России ходит примерно 120 судов различного уровня комфортности. Из них 50 четырехпалубных теплохода построены 25-30 лет назад, остальные 70 двух-трехпалубные суда построены 40-60 лет назад.
Ежегодно все эти суда проходят освидетельствование Российским речным регистром, проводятся ремонтные работы, разборка и при необходимости замена элементов двигательно-рулевого комплекса. Так, замена агрегатов может производиться на 60-90%. Таким образом, даже 60-летнее судно может быть вполне приспособлено под круизы, считают в АТОР.
Средняя вместимость круизных судов - 200 человек. Получается, что при навигации продолжительностью 140 дней за сезон туристическими услугами могут воспользоваться порядка 300-350 тыс. человек.
В целом отдача от этого вида туризма довольно ощутимая. По приблизительным оценкам, за весь навигационный период отрасль приносит около 8 млрд рублей. При этом рынок речных пассажирских круизов обладает так называемым мультипликационным эффектом: задействованы шлюзы и причалы многих российских городов, огромные человеческие ресурсы. Так, например, экономики таких небольших российских городов, как Кижи, Валаам, Углич строятся по большей части за счет обслуживания речных туристов-круизеров.
Мест нет
По оценке представителей туротрасли, интерес к речным круизам по России постоянно растет как у россиян, так и зарубежных туристов. Однако, без государственной помощи речной туризм не сможет развиваться, убеждены в АТОР.
В результате постоянной реновации и ремонта судов, количество более или менее комфортабельных кают ежегодно сокращается. В итоге, при растущем спросе ежегодно количество мест, способных удовлетворить потребности туристов, сокращается.
Причина тотальной нехватки в российском флоте современных теплоходов - отсутствие инвестиций. Сталкиваясь с дилеммой – "покупать новые корабли или обновлять старые", пароходные компании и туроператоры чаще всего склоняются ко второму варианту. Строительство судов в России невозможно из-за непомерно высокой себестоимости, значительно превышающей приобретение теплоходов за рубежом. "Немцы и французы строят свои теплоходы под кредитную ставку 0%, у нас ставка 12-14%", - поясняет генеральный директор компании "Русская пароходная компания на паях" Андрей Басов.
А при средней стоимости пассажирского речного теплохода 20-25 млн евро, окупится он не раньше, чем через 20-25 лет. В этом "виноват" короткий сезон российского речного судоходства. Если прибавить сюда высокие налоги и жесткие условия кредитования, то строительство одного теплохода может обойтись просто в заоблачную сумму. Поэтому судовладельцы выбирают модернизацию и реновацию.
Впрочем, купить иностранные суда наши операторы также не могут: с каждого корабля из Германии или Австрии необходимо уплатить в казну государства 5% пошлину и 18% НДС от общей стоимости судна. Кстати, из-за границы корабли можно было бы приобретать сравнительно новые, построенные 5-7 лет назад. Однако, как отмечают эксперты, полное отсутствие государственной поддержки сводит все на "нет".
Затраты на содержание теплохода также значительны. Например, сейчас около 20% от ежегодных эксплуатационных расходов тратится на ремонт и реновацию теплоходов. При этом сами туры также дорожают. В этом году это даже привело к некоторому торможению спроса: тур в Италию или Грецию из-за демпинга купить дешевле, чем отправиться на неделю в круиз.
"Цены этого года мы не меняли, так как заявили их еще в прошлом августе. Работа ведется за счет снижения рентабельности", - отмечает директор по внутреннему туризму компании "ВодоходЪ" Андрей Смолин. Однако уже в следующем году, круизы могут стать дороже.
По словам представителей операторов по речным круизам, в среднем 20% стоимости тура составляет цена топлива, стоимость которого в этом году уже возросла для круизного сектора примерно на 70%. На заправку одного теплохода уходит примерно 50 тонн топлива. Естественно, никаких скидок на поддержку этого сектора отрасли внутреннего туризма также не поступает.
Кроме того, волжская трагедия обострила проблемы, на которые долгое время просто не обращали внимания. Так, к примеру, в сегменте речных круизов просто не существует практики страхования, аналогичной выездному туризму.
"Российские туристы, которые путешествуют внутри страны, должны страховаться по системе, аналогичной той, которая действует при выезде россиян на отдых в зарубежные страны", - считает замглавы Ростуризма Евгений Писаревский. Как пояснил он журналистам, сейчас пострадавшие пассажиры "Булгарии" не могут получить даже страховку в размере 12 тыс. рублей, так как она покрывает только международную перевозку.
При этом Писаревский считает важным, "чтобы страхование в этом сегменте не стало источником обогащения страховых компаний и не сделало этот вид туризма недоступным". По его мнению, в законодательстве должна быть четко определена ответственность за причинение вреда жизни и здоровью пассажира. "Возможно, необходимо введение ответственности по аналогии с авиаперевозками, где она составляет 2 млн рублей. Взаимодействуя с любым источником повышенной опасности, коим и является транспорт, гражданин должен быть уверен, что он в безопасности", - отметил замглавы Ростуризма.
Он также посоветовал туристам не паниковать и не отказываться от круизов по российским рекам: "Важно также не поддаваться панике и понимать, что это трагическое событие носило исключительный характер".
Проверка на водах
На данный момент трагедия, случившаяся на Волге, послужила импульсом к проведению внеочередных проверок на всех речных пассажирских теплоходах. Однако эксперты уверяют, что серьезных нарушений по флоту, осуществляющему навигацию по российским рекам быть не должно.
Кроме проверки Российским речным регистром перед навигацией впоследствии весь речной флот несколько раз проверяется речными инспекциями. Любое отклонение от регламента ведет к запрету навигации теплохода, заверяют эксперты. По их мнению, трагедия на Волге - практически уникальна в своем роде. "Теплоход может сесть на мель, может врезаться в другой теплоход. Но перевернуться практически не может. Поэтому давать оценку тому, что произошло, мы не можем", - отмечает Андрей Смолин.
Вместе с тем крупнейший оператор речных круизных перевозок в РФ - Universal Cargo Logistics Holding, в состав которого кроме компании "ВодоходЪ", входят "Водоход-СПб", "Волга-Флот-Тур", ОАО "Волжское пароходство", заявил об усилении мер безопасности на своих судах. Пассажирский флот компании насчитывает 29 трех- и четырехпалубных теплоходов средней вместимостью 312 человек. Еще 40 судов малого флота используются для организации речных прогулок и банкетов. Ежегодно компания перевозит более 1 млн пассажиров.
"Парк наших судов, которые используются для перевозки пассажиров, достаточно новый. У нас самый старший теплоход построен в конце 1970-х годов, но все они прошли капитальный ремонт и плановые проверки", - сказал представитель UCL Holding, который осуществляет перевозки пассажиров в московском регионе, в Санкт-Петербурге и Ленобласти, Поволжье.
В Московском речном пароходстве также исключают повторения трагедии "Булгарии". "Даже представить невозможно, чтобы такое произошло у нас. На нашем предприятии достаточно жесткая система надзора - ни одно судно не уйдет в рейс, пока результаты проверки не будут положительными как по техническому состоянию судов, так и экипажей, включая тщательный медосмотр", - заявил генеральный директор предприятия Константин Анисимов.
По его словам, принимаемые меры безопасности достаточны для того, чтобы пассажиры "Московского речного пароходства" путешествовали на судах, не опасаясь ни крушений, ни терактов. "У нас есть две пассажирские компании - "Мостурфлот", которая занимается круизами, и "Столичная судоходная компания", которая занимается прогулками. И мы гарантируем соблюдение абсолютно всех стандартов как с точки зрения безопасного судоходства, так и с точки зрения антитеррористической безопасности", - заявил Анисимов.
Он отметил, что большой возраст речных судов соответствует мировой практике. "Есть масса примеров с речными судами, которые работают по 70-80 лет в Европе. Например, на Женевском озере очень много таких судов", - заявил глава компании.
По его словам, флот пароходства располагает пассажирскими судами самого разного возраста: "У нас самое старое судно - теплоход "Максим Горький" 1934 года постройки. Есть суда, построенные в 50-х, 60-х годах, а также 70-х и 80-х, и 90-х годов". При этом, отмечает Анисимов, на речном флоте возраст судна не является определяющим - вопрос в отношении к этому судну, поскольку суда совершенно спокойно могут работать до 100 лет: "Все зависит от годности судна и его технического состояния".
Обозреватель Анастасия Николаева