Россия / Точка зрения 2 сентября 2014 г. 16:30

Взлетит по-новому

Interfax-Russia.ru – ОАО "Аэрофлот" может частично сохранить бренд прекратившего летать в августе бюджетного авиаперевозчика "Добролет". Новый лоукостер назовут "Добролет-плюс".

ОАО "Аэрофлот" приобрело доменные имена dobroletplus.com, dobrolet-plus.com, а также их аналоги в зонах ".ru" и ".рф", сообщила 2 сентября газета "Известия". Другие варианты названия, по данным издания, авиакомпания не регистрировала. Ребрендинг в "Аэрофлоте" пока не комментируют, но и не отрицают.

Ранее, во второй половине августа гендиректор авиакомпании Виталий Савельев сообщил, что на замену прекратившему полеты из-за санкций "Добролету" создадут новую дочернюю компанию.

"Это будет новая компания. Мы сейчас разрабатываем такой сценарий. Я полагаю, что мы сможем взлететь с 27 октября", - заявил он журналистам на молодежном форуме "Селигер". В то же время Савельев не стал уточнять название компании, но добавил, что полеты, возможно, начнутся уже в новом зимнем расписании.

Маршрутная сеть нового лоукостера будет такой же, как у "Добролета". Кроме того, до конца года у компании будет четыре самолета Boeing 737.

"Две машины уже у нас есть, до конца года должны прийти еще две", - пояснил Савельев.

В Минтрансе со своей стороны подтвердили намерения "Аэрофлота" создать новую дочернюю компанию до конца года.

"Санкции, наложенные на компанию "Добролет", "поставили самолеты на бетон". <...> "Аэрофлот" нашел возможность использовать эти самолеты как компания, которая была основным лизингодержателем. Мы видим, что юридическая модель "Добролета" может сработать в несколько ином формате. И мы постараемся перезапустить этот проект до конца этого года (создав новое юридическое лицо - ИФ)", - сообщил министр транспорта РФ Максим Соколов журналистам.

По словам министра, проект лоукостера, хоть и не развернулся в полном масштабе, но уже в первые месяцы оказался эффективным и востребованным у пассажиров.

Гендиректор "Аэрофлота" также отметил, что лоукостер доказал свою рентабельность даже в первые 1,5 месяца работы.

При этом, согласно сообщению "Аэрофлота" только в июле "Добролет" перевез 43,4 тыс. человек, пассажирооборот за этот период составил 53,7 млн пассажиро-километров. А коммерческая загрузка лоукостера в июле составила 88,2%. За неполный месяц работы в июне "Добролет" перевез 19,1 тыс. пассажиров.

"Мы за 1,5 месяца ощутили рентабельность лоукостера. Поэтому к проекту хотим вернуться", - отметил Савельев.

Как сообщал источник "Интерфакса в группе "Аэрофлот", что совет директоров "Добролета" рассматривал различные варианты возобновления деятельности авиаперевозчика. В частности, обсуждалась возможность перерегистрации "Добролета" на новое юридическое лицо без полной смены названия. Но тогда этот вариант не был окончательно одобрен.

Впрочем, в "Известиях" отмечают, что смена названия на "Добролет-плюс" носит скорее юридический характер.

"Возможно, компания хочет сэкономить на процедуре перерегистрации: если бы название было изменено полностью, то нужно было бы менять и коды Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA), а это долгий и достаточно дорогостоящий процесс. А так что у "Добролета", что у "Добролет-плюс" код IATA будет QD", - цитирует издание гендиректора консалтинговой компании "Дымшиц и партнеры" Михаила Дымшица.

Другой эксперт газеты, глава аналитической службы агентства "Авиапорт" Олег Пантелеев, отметил, что новая "дочка" "Аэрофлота" будет пользоваться всеми ресурсами "Добролета" – пересекаться будут флот и маршрутная сеть компаний. Однако, по мнению Пантелеева, на первое время новому лоукостеру стоит отказаться от полетов в Симферополь. Этот маршрут был экономически выгоден именно в курортный сезон, а осенью более актуальны полеты в города-миллионники.

"По большому счету, если компания не будет летать в Крым, то у европейских и американских властей не будет достаточных оснований наложить санкции на компанию, выполняющую внутренние рейсы в России", - сказал эксперт изданию.

Напомним, что в настоящее время часть обязательств по перевозке пассажиров в Крым взяла на себя другая "дочка" "Аэрофлота" – ОАО "Оренбургские авиалинии". При этом до 15 сентября Orenair выполняет рейсы по маршруту Москва-Симферополь по программе "Добролета", а с 16 сентября по 25 октября 2014 года вводит регулярные рейсы по собственной программе.

Однако, гарантий, что новый перевозчик "Аэрофлота" тоже не попадет под западные санкции, до сих пор нет, а украинский кризис, по мнению ряда экспертов, пока не достиг своего пика. Очередной пакет ограничительных мер против России Еврокомиссия обещает подготовить к 3 сентября, а сколько еще санкций ожидают РФ предугадать сложно.

Ранее, чтобы снизить зависимость российской авиации от Запада, вице-премьер правительства РФ Дмитрий Рогозин поручил главам Минтранса, Минфина и Минпромторга РФ подготовить предложения по поддержке авиакомпаний в условиях санкций.

"Объясните, как будут реализовываться планы по приобретению компанией "Добролет" самолетов (Boeing - ИФ) 737-800 в условиях введенных в отношении нее рядом зарубежных компаний жестких санкций", - говорилось в поручении Рогозина. Кроме того вице-премьер просит ведомства предоставить в правительство РФ информацию, "в какие сроки и за какие деньги" можно предложить современную продукцию российского авиапрома российским компаниям.

Стоит отметить, что совет директоров "Добролета" также обсуждал возможность эксплуатации самолетов SSJ-100, однако однозначного решения по этому вопросу, по словам источника "Интерфакса" в "Аэрофлоте принято не было.

О благоприятных возможностях для российских авиастроителей в связи с санкциями против "Добролета" и раньше говорили в отрасли.

"Ситуация, складывающаяся, в частности, вокруг авиакомпании "Добролет", позволяет активизировать работы по самолету Ту-204СМ. <…> Сейчас ведется формирование программы выпуска Ту-204СМ. С учетом введенных против России экономических санкций по линии авиационной промышленности, можно предположить, что никаких проволочек с запуском в производство самолетов данной модификации на ульяновском авиазаводе не будет", - отметил собеседник "Интерфакса-АВН".

Кроме того, неплохие перспективы обещают и для основного проекта российского гражданского авиастроения - ближне-среднего магистрального самолета МС-21, который обещают запустить в производство к 2018 году.

Однако в ближайшей перспективе импортозамещение "Боингов" на российские самолеты, по мнению замглавы Минпромторга Юрия Слюсаря, выглядит скорее сомнительным. А рвение депутатов предлагающих отказаться от использования иностранных самолетов может поставить под угрозу транспортную безопасность страны.

Впрочем, избежать давления иностранных контрагентов можно и другим способом.

"Можно не брать самолеты в лизинг, а купить у компании Boeing и летать куда угодно - у "Аэрофлота", кстати, таких машин полно. А обслуживаться можно, например, в Израиле", - заявил гендиректор агентства Infomost Борис Рыбак журналу "Коммерсант Деньги".

Но серьезным препятствием при таком подходе могут стать высокие таможенные пошлины на ввоз самолетов и НДС.

Обозреватель Александра Галактионова

Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook"