Interfax-Russia.ru – Гибель в СИЗО директора московской школы, обвиненного во взяточничестве, Андрея Кудоярова расследуют независимые эксперты.
Как показывает практика, задержанные, которых на время следствия судьи предпочитают оставлять в СИЗО, все чаще не доживают до вынесения приговора. Причиной тому не только проблемы со здоровьем, но и специфические условия содержания подследственных, хотя закон позволяет не применять к ним столь жестких мер.
"К сожалению, наши суды все-таки придерживаются прежнего уклона - лучше не отпустить, чем отпустить. Лучше человек будет находиться за решеткой, чем на свободе", - рассказал "Интерфаксу" глава президентского Совета по правам человека Михаил Федотов.
Последней жертвой принципиальности судей стал директор одной из московских школ Андрей Кудояров, которого следствие подозревало в вымогательстве и получении взятки.
20 мая оперативники УВД по Западному округу Москвы задержали директора школы в рабочем кабинете на улице академика Анохина в тот момент, когда Кудояров, якобы, получал взятку в 240 тыс. рублей от родителей первоклассника. По версии следствия, именно столько стоило зачисление ребенка в первый класс средней общеобразовательной школы N1308 с углубленным изучением английского и немецкого языков, которую возглавлял подозреваемый.
Первыми оправдать директора потребовали родители учеников. По их словам, переданная сумма – не взятка, а взнос в фонд развития школы.
"В момент передачи денег Кудоярова даже не было в кабинете. Причем эти деньги не взятка, а взнос в фонд развития школы, которые взимаются с родителей всех учащихся на законных основаниях", - убеждены активисты родительского комитета. Но уже 21 мая Никулинский районный суд столицы вынес решение об аресте директора школы на время следствия, а прокуратура подтвердила законность возбуждения против него уголовного дела. И, несмотря на неважное самочувствие подозреваемого, протесты родственников и адвоката, до выяснения всех подробностей дела Андрея Кудоярова поместили в СИЗО.
"Кудояров не чувствовал себя виновным и не собирался скрываться. Он имел постоянное место жительства в Москве, а санкция статьи позволяла не применять столь суровую меру пресечения", - заявил "Интерфаксу" адвокат Андрея Кудоярова Александр Манов.
Тем не менее, следствие настаивало на содержании обвиняемого под стражей, и Никулинский районный и Московский городской суды трижды согласились с этим решением. На следствие не подействовали даже доводы о том, что подсудимый болен – защитник предоставлял в Следственный комитет (СК РФ) и суд справки, однако эти доводы не были услышаны правоохранителями.
"Деньги, вину в получении которых следствие пыталось вменить Кудоярову как взятку, нельзя рассматривать таковыми. К моменту передачи средств ребенок уже был зачислен в первый класс, и его отец сам предложил дать денег на ремонт школьных туалетов", - заметил Манов.
Сам обвиняемый настаивал на своей невиновности и просил, чтобы его дело рассмотрел суд присяжных – Кудояров был уверен, что из-за отсутствия состава преступления его оправдают. Однако до решения суда он не дожил.
8 октября Андрей Кудояров скончался в своей камере в СИЗО-3 на северо-западе Москвы.
"Тело Кудоярова было обнаружено в СИЗО-3 вчера утром. По предварительным данным, его смерть наступила от острого обширного инфаркта", - сообщил "Интерфаксу" официальный представитель столичного управления ФСИН Сергей Цыганков. По факту смерти подсудимого в изоляторе руководство УФСИН начало служебную проверку, кроме того, доследственную проверку провел и СК РФ.
11 октября Следственный комитет возбудил уголовное дело по п. 2 ст. 109 УК РФ (причинение смерти по неосторожности вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей). Официальный представитель СК РФ Владимир Маркин сообщил "Интерфаксу", что для более полного и объективного расследования уголовное дело по распоряжению главы СК РФ передано в Главное следственное управление ведомства. Следователи должны установить, связана ли гибель обвиняемого с действиями чиновников и медицинских работников изолятора. Кроме того, в Главное управление передадут и уголовное дело в отношении Кудоярова.
"Я не знаю, обращался ли директор школы за медицинским освидетельствованием. Но, в любом случае, если бы тюремная медицина отвечала современным требованиям, опасность инфаркта была бы обнаружена, и человек был бы жив", - заявил "Интерфаксу" глава президентского Совета по правам человека Михаил Федотов.
Любопытно, что о гибели Андрея Кудоярова родственники и адвокат узнали из сообщений СМИ, а официальное уведомление получили спустя три дня.
"Только сегодня представители следственного изолятора официально сообщили о произошедшем и рассказали, как можно получить тело для захоронения", - сообщил "Интерфаксу" адвокат погибшего Александр Манов.
Очередная смерть в СИЗО привлекла интерес общественности и вызвала негодование в кругах правозащитников, которые после смерти юриста фонда Hermitage Capital Сергея Магнитского в ноябре 2009 года следят за судебными процессами и содержанием обвиняемых и заключенных. По их мнению, смерть Андрея Кудоярова – повод для независимого расследования. Решено, что его проведет рабочая группа Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека, которая уже ведет независимое расследование смерти Сергея Магнитского.
"Будем инициировать еще одно уголовное дело против начальника тюрьмы, против следователей, надо искать заказчика", - заявила "Интерфаксу" глава Московской Хельсинкской группы (МХГ) Людмила Алексеева. Она подчеркнула, что правозащитники будут добиваться реформы тюремной медицины, которую необходимо вывести из-под подчинения тюремному начальству.
"Он (Кудояров - ИФ) получил взятку или дал взятку - это очень плохо. Но к смертной казни за это его не приговаривали, а без суда лишили жизни", - сказала глава МХГ.
Сейчас родственникам погибшего предстоит решить, будет ли прекращено уголовное дело, из-за которого Андрей Кудояров попал в СИЗО.
"Сейчас адвокаты обсуждают сложившуюся ситуацию с тем, чтобы в дальнейшем дать взвешенные рекомендации родственникам Кудоярова", - сообщил "Интерфаксу" Александр Манов.
По словам правозащитников, за два года, которые прошли после смерти Сергея Магнитского, только в московских СИЗО скончалось около 50 человек.
"Условия в следственных изоляторах хуже, чем в колониях и тюрьмах. Люди в СИЗО оказываются в пыточных условиях. Вся эта система - я бы не сказала, что она ГУЛАГовская. Она какая-то новая, изощренная и не лучше ГУЛАГовской ", - заявила "Интерфаксу" Людмила Алексеева.
Учитывая московский опыт, сложно представить, сколько людей вообще погибло в России из-за плохих условий содержания и халатности работников тюрем. Впрочем, как и то, что некоторые из погибших могли попасть туда по ошибке.
Обозреватель Татьяна Кочеткова