Поволжье / Эксклюзив 6 апреля 2011 г. 14:00

Губернатор Нижегородской области В.Шанцев: "Регион уже приступил к компенсационному росту"

Губернатор Нижегородской области В.Шанцев: "Регион уже приступил к компенсационному росту"

Об итогах социально-экономического развития в 2010 году и перспективах развития региона на 2011 год в интервью агентству "Интерфакс-Поволжье" рассказывает губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев.

- Валерий Павлинович, основной тренд 2011 года в Нижегородской области - это выход экономики на докризисный уровень. Как вы оцениваете перспективы роста доходов, есть ли уже прогноз по притоку инвестиционного капитала и какие отрасли смогут стать "точками" роста?

- В прошлом году мы реализовали в регионе целый ряд антикризисных мер. Итоги 2010 года позволяют сделать вывод, что мы уже приступили к компенсационному росту. Определенная стабилизация достигнута. Основной показатель экономики, внутренний региональный продукт, вышел на уровень 2008 года - это около 600 млрд рублей. Основой нашей региональной экономики является промышленность, обрабатывающие отрасли. Промышленность в 2010 году выросла на 13%, тогда как средний рост по РФ составил 8%. Мы устойчиво сохраняем свое шестое место по России по объему реализованной продукции по обрабатывающим отраслям, первое место в Приволжском федеральном округе.

Объем производства в строительстве в области вырос на 8%, розничный товарооборот - на 6,8%. Самое главное, что экономика дала рост денежных доходов населения, реальная заработная плата выросла на 4%.

Мы сделали вывод, что стратегические цели до 2020 года не будут подвергаться никакой корректировке. До 2015 года будем идти темпами роста по региональной Стратегии-2020, и плюс по ряду отраслей обеспечивать компенсацию потерь, которые были во втором полугодии 2008 года и в 2009-2010 годах.

Восстановление будет обеспечиваться в ключевых отраслях - черной металлургии, автомобилестроении, нефтепереработке, химии и нефтехимии. Мы рассчитываем на те инвестиции, которые сейчас реализуются. Прежде всего, это строительство Стан-5000 на ОАО "Выксунский металлургический завод" (входит в Объединенную металлургическую компанию), строительство завода по производству поливинилхлорида мощностью 330 тыс. тонн в Кстове. Уже вступил на полную мощность комплекс по глубокому каталитическому крекингу нефти на кстовском нефтеперерабатывающем заводе "ЛУКОЙЛа". Вместе с тем, компания "ЛУКОЙЛ" приняла решение вложить в развитие кстовской площадки на разработку новых технологий и продуктов еще $2 млрд в течение 4-5 лет.

По нашим сегодняшним планам прирост инвестиций каждый год будет 5-6%.

- В последние время активно создаются государственные и частные технопарки. У правительства Нижегородской области появилась идея создания промышленных парков по примеру Заволжского. Есть ли сейчас предложения по созданию промышленных парков, выбраны ли площадки?

- Идея промышленных парков возникла не в Заволжье. Первый промышленный парк был создан на борской площадке (Бор - районный центр в Нижегородской области - ИФ). Вторая площадка - это проект "Дзержинск-Восточный", где располагаются производства Liebherr (Швейцария), Lanxess (Германия), Danfoss (Дания) и A.Raymond(Франция). Этим компаниям было выделено около 400 га.

В Заволжье вопрос создания промышленного парка решался на площадях Freudenberg Politex (Германия), которому в свое время удалось приобрести помещения в результате реструктуризации основных фондов ОАО "Заволжский моторный завод".

Кроме этого, мы думаем, что серьезные мероприятия будут в технопарке "Сатис" в Дивеевском районе и IT-парке "Анкудиновка". Также рассматривается вопрос, - и над этим работает министерство инвестиционной политики, министерство промышленности и инноваций, - чтобы развернуть работу и создать такой же парк вокруг нового производства поливинилхлорида. Его полуфабрикат используется в 20 отраслях. Было бы правильным создать там сеть малых и средних предприятий, которые бы занимались переработкой в Кстове и на близлежащих территориях. Это производство оконных и дверных блоков, линолеума, искусственной кожи, автокомпонентов, баков, пластмассовых деталей.

Если говорить по ближайшему вводу, то мы уже договорились с руководством фирмы Liebherr, что 23 июня 2011 года будем вводить первую очередь производства.

- Затронем тему сельского хозяйства. В каком состоянии подготовка к посевной? Насколько обновлен парк сельхозтехники, достаточно ли ГСМ, семян и минеральных удобрений? Какие перспективы на новый урожай, с учетом того, что зима очень снежная?

- За 2010 год по агропромышленному комплексу мы получили небольшое снижение. Год по природным условиям был очень тяжелым. Было выпущено сельскохозяйственной продукции на сумму 39 млрд рублей, это 96,4% к 2009 году, который был очень урожайным. В основном падение в 2010 году было по продукции растениеводства. Засуха и прошлая бесснежная зима у нас выбили 25% посевных площадей. Что касается животноводства, то мы здесь подросли на 3,1% по сравнению с 2009 годом.

Для посевной этого года мы провели все переговоры, встречи и зональные совещания с нашими аграриями. Планируем получить урожай во всех категориях хозяйств выше, чем в 2010 году: зерна - 1 млн 350 тыс. тонн, картофеля - 730 тыс. тонн, овощей - 270 тыс. тонн, сахарной свеклы - 210 тыс. тонн. Принятые планы позволят обеспечить область продовольственным зерном. Нам нужно в пределах 350 тыс. тонн, и обеспечить животноводство концентрированными кормами. Необходимо выйти на уровень самообеспеченности по кормам и по продовольственному зерну.

Если говорить по результатам зимовки озимых, то все замеры и пробы, которые берутся, показывают, что ничего аномального по сравнению с обычными годами не происходит. Гибель озимых в пределах нормы - 10%. Посевные площади у нас не уменьшились по сравнению с 2009 годом. Зерновой клин увеличится на 48 тыс. га, площадь под картофель увеличится на 6 тыс. га, по овощам - на 4 тыс. га.

По семенам нет никаких проблем. Озимых было посеяно больше, чем до засухи, на яровой клин все семена запасены. Идет работа по повышению их качества. Области выделено на проведение весенне-полевых работ 16 тыс. тонн дизельного топлива, 4,7 тыс. тонн бензина по льготной фиксированной цене. Готовность техники по состоянию на сегодняшний день составляет 86%, что на этот период вполне достаточно. Привлечено 890 млн рублей кредитов, в том числе, 803 млн рублей - краткосрочных кредитов. Это - на приобретение минеральных удобрений, запасных частей, топлива. Правительство области предусмотрело финансовую поддержку АПК в 2011 году в объеме 2 млрд 82 млн рублей, также регион получит 1 млрд 89 млн рублей из федерального бюджета. Лимиты по кредитам не выработаны. У нас достаточно кредитных ресурсов. Банки испытывают трудность - кому дать кредит - в отличие от предыдущих периодов, когда все искали, где взять.

- Сейчас обсуждается вопрос о передаче "Нижегородпассажиравтотранса" на баланс администрации Нижнего Новгорода. Как это отразится на работе всего городского транспорта и как повлияет на программу по обновлению автобусного парка?

- В соответствии с законом N131 Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ, функции транспортного обслуживания - это функция муниципальных органов власти. В 2006 году - учитывая, что парк был практически "разбит", - мы приняли решение обновить, сделать дееспособным, провести реструктуризацию. Было много площадок, где стояло малое количество разбитых автобусов, на бортах которых было написано "Нижегородцам от губернатора". Тогда мы весь парк автобусов обновили, закупили более тысячи автобусов, в том числе, низкопольных. За это время городской бюджет подрос с точки зрения финансовых ресурсов благодаря работе областного правительства. У предыдущего руководства города не было никакого желания работать конструктивно. Хотя о разделении функций пассажирских перевозок мы говорили неоднократно. Всеми коммерческими перевозками занимался город, а социальная нагрузка лежала на области. Это привело к большим убыткам. Коммерческая составляющая "снимала" весь пассажиропоток и имела основную прибыль, а все социальные автобусы ездили там, где нужно перевести 15-20 человек. Передача в муниципальную собственность даст оптимизацию пассажирского движения, возможность создания единых маршрутов, единой диспетчерской службы. Это значительно повысит качество обслуживания населения. Передача "Нижегородпассажиравтотранса" будет происходить до конца 2011 года. Правительство области продолжит участвовать в обновлении парка автобусов.

- Что будет с долгами "Нижегородпассажиравтотранса"?

- Оптимальные долги будут передаваться городу. Кто принимает систему, тот берет ее полностью. Никуда не денешься. Если бы мы зарабатывали эти деньги, то правительство гасило долги. Теперь город будет зарабатывать на этой системе, и он будет гасить долги предприятия. Хозяйство не принимается "обнуленным".

- Будет ли повышение стоимости проезда?

- Вопрос рассматривается чисто теоретически, но в практической деятельности он пока не находится.

- В 2010 году очень много средств было направлено на борьбу с безработицей, снижение напряженности на рынке труда. Сейчас профсоюзы оборонных предприятий заявляют, что задержка и снижение объема госзаказа может привести к массовым сокращениям сотрудников. Как правительство области принимает участие в решении этой проблемы?

- Мы всегда активно участвуем в этом процессе. Это не новость для оборонных предприятий. Обычно после того, как утверждается федеральный бюджет, расписываются деньги на все министерства. Далее они начинают их раздавать непосредственным исполнителям. Этот процесс, как правило, занимает не меньше квартала. В прошлом году оборонные предприятия получили заказы в апреле. В этом году какие-то заказы уже пришли, заключены контракты. Зависит от "этажей" - контракт первого передела или это соисполнитель. Хотя, считаю, что эта работа должна проводиться раньше. Любой директор крупного предприятия должен знать свой портфель заказов накануне года. У нас есть рабочая группа с министерством обороны, мы периодически в этом плане "толкаемся". Идет процесс конкретно по отдельным предприятиям.

24 марта я обратился в правительство РФ, обозначил эту ситуацию, попросил ускорить процесс заключения контрактов по оборонным предприятиям. Этот вопрос рассматривается в правительстве, конкретных министерствах, мы продолжаем заниматься этим вопросом. По Арзамасскому приборостроительному заводу отдельно, по машиностроительному - отдельно, по авиазаводу "Сокол" - отдельно. Речь не идет о том, что этих заказов не будет, они уже определены, продукция запущена, предприятия взяли кредиты, они знают, что заказы будут, но весь вопрос в том - когда? Каждый день очень важен. Здесь есть определенная нервозность.

Снижения объема госзаказа не будет, он уже определен для каждого предприятия. Но мы понимаем, что оборонный заказ не "резиновый". Если сегодня насытили армию одним видом вооружения, то в следующий год такого насыщения не будет. Нужно думать о продукции гражданского назначения, чтобы она заполняла определенное количество портфеля заказов. Если говорить про 2010 год, то мы уже довели эту пропорцию до 39%. Считаем, что оптимальная пропорция - 40%. Это позволит диверсифицировать экономику предприятий и не так сильно зависеть от задержки оборонных контрактов.

Хочу подчеркнуть, что в 2010 году Минобороны проработало с каждым заводом программу вооружения. И все уже знают, сколько и чего они должны выпускать. А вот деньги расписываются до сегодняшнего времени.

- Валерий Павлинович, вы упомянули авиазавод "Сокол". Как обстоят дела с загрузкой этого предприятия до начала выпуска истребителя МиГ-35?

- Контрактом определено, что они будут выпускать где-то 12 самолетов Як-130 в год. Плюс еще будет продолжаться модернизация МиГ-31, плюс заказы по контрактам на экспорт. Предположительно до освоения МиГ-35 еще 2-3 года. Завод будет основной базовой площадкой по МиГу.

- Как проходит в Нижегородской области реформа ЖКХ? Какова ситуация с ростом тарифов на услуги на данный момент?

- Ситуация понятная. Основная позиция - развитие конкуренции на рынке коммунальных услуг, развитие инициативы собственников жилья в части управления своими домами и постепенный переход на самоокупаемость, повышение энергосбережения.

Если говорить о ситуации в Нижегородской области, то доля частных коммерческих организаций коммунального комплекса сейчас составляет 86,3%. Это выше того норматива, который установлен реформой ЖКХ. Доля организаций по управлению, содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных домов составляет 96%. Доля многоквартирных домов, которые находятся в управлении, - 90,35%. Доля многоквартирных домов, где создано ТСЖ, - 20,4%. По общим внешним показателям мы не являемся не исполняющими. Это является еще основанием для работы с Фондом ЖКХ.

По росту тарифов на коммунальные платежи в 2011 году установлено ограничение - 15%. Эти ограничения исполняются, а там, где не исполняются, мы осуществляем проверки. За основу тарифов принимаются экономически обоснованные расходы, плюс инфляция, плюс, если есть, - то инвестиционная составляющая. Единственный путь у энергообеспечивающих предприятий - укладываться в тарифы, быть конкурентоспособными, а у тех, кто управляет домом - как можно меньше расходовать.

- Нижегородская область уже много лет сотрудничает с Фондом ЖКХ. Деятельность фонда продлена до 2013 года. Сколько средств регион рассчитывает получить в оставшийся период?

- За 2008-2010 годы мы выполнили 7 программ капитального ремонта многоквартирных и жилых домов. Эти семь программ по сумме финансирования составили 5,3 млрд рублей, в том числе, за счет софинансирования Фонда - 4,2 млрд рублей. Это был наш лимит, мы его полностью освоили. Было отремонтировано 4019 домов на территории 40 муниципальных районов. В 2011-2012 годах продлили работу этого Фонда, условия такие: если кто-то освоил деньги, то ему выделяются средства за счет тех регионов, которые не освоили. Мы, слава Богу, освоили, правление Фонда рассмотрело нашу ситуацию и установило лимит на 2011-2012 годы 525 млн рублей. В 2011 году планируем потратить на капитальный ремонт с учетом федерального, регионального и муниципального финансирования 410 млн рублей. Это меньше, чем обычно, но мы рассчитываем на эти деньги. По программе переселения жителей аварийного фонда мы получим 668 млн рублей федеральных средств.

А что касается волнового переселения, это - инициативная программа Нижегородской области и, главным образом, города Нижний Новгород. Я давно ставил вопрос о ликвидации ветхого фонда Нижнего Новгорода. Ранее областным правительством была разработана программа. Ее долгое время не согласовывала городская администрация. Потом она была признана мэрией теоретической. В основном по инициативе городских властей мы занимались точечной застройкой. Отводили площадку, строили дом, а вокруг как были "развалюхи", так там и оставались.

Я слишком хорошо знаю эту проблему по Москве, знаю, что так делать нельзя. Нужно зачищать целиком все то, что находится вокруг. Инвестор, который построил один дом, как правило, потом отказывается от своих обязательств. Волновое переселение - единственный способ, как можно в Нижнем Новгороде избавиться от "хлама" (ветхого фонда - ИФ). Программа переселения из ветхого фонда по федеральным средствам предписывает сносить только фонд, который признан аварийным. А такого фонда у нас не много, потому что муниципалитеты боятся его признавать. Если он сегодня признал, то завтра уже должен расселить. Поэтому, когда говорят, что в Нижнем Новгороде 130 тыс. кв. м аварийного жилья притом, что у нас его в общем - десятки миллионов квадратных метров, вы сами в это верите?

Сейчас рассматриваются проекты по волновому расселению. Берутся конкретные микрорайоны, которые надо расселять, отводятся земельные участки, строится стартовое жилье. Здесь будут небольшие бюджетные деньги и деньги, которые идут от продажи земельного участка под коммерческое строительство жилья. Так Москва уже переселила 2 тысячи пятиэтажек.

- Нижегородская область готова к паводку?

- В разных районах области выпало разное количество снега. Из-за того, что снег покрыл землю, она не очень сильно промерзла. Земля обезвожена в связи с засухой 2010 года. Большинство паводка уйдет в воду. Мы рассчитываем, что все пройдет в усиленном, но не в аварийном режиме. Подготовлены 115 пунктов временного размещения людей. Созданы 14 бригад для устранения преград при прохождении воды. Все, что необходимо подготовить по предстоящему паводку, все делаем. У нас в обычный паводок затапливает мосты и дороги. Каждый год мы доставляем продукты и людей на работу. Все будет зависеть от того, как пойдет паводок в этом году, у каждого специалиста свои прогнозы. В паводковый период планируем привлечь около 7 тысяч человек, 1 тысячу 700 единиц техники, в том числе 500 плавсредств. Но мы готовимся к одному, а природа нам может преподнести другое.

- Нижний Новгород определил и представил комиссии ФИФА место под строительство нового стадиона на Гребном канале. В то же время сегодня на повестке дня остается вопрос о поднятии уровня Чебоксарской ГЭС. Как эти два крупных проекта будут реализовываться?

- В любом случае, каждый проект осуществляется на условиях, в которых должен осуществляться. Если сейчас одни условия строительства, то после поднятия уровня Чебоксарского водохранилища - другие. Должны будем сделать насыпь или поднять стадион на тот уровень, который никогда не затопит. В любом случае стадион будет строиться, только он будет дороже. Сейчас во всем мире в морях строят города и стадионы. Площадка выбрана, площадка всем очень понравилась. ФИФА ее одобрила. Это не простая площадка, и инфраструктура сложная и транспортные потоки организовать не просто.

Стоимость проекта стадиона для проведения этапов чемпионата мира по футболу 2018 года в Нижнем Новгороде оценивается в 150 млн рублей. Сегодня очень много иностранных компаний хотят проектировать и строить у нас стадион, предлагают деньги. Конечно, не просто так, а в виде концессии. Сроки концессии могут составить 15-25 лет. Проектом строительства стадиона заинтересовались испанские, португальские и французские инвесторы.

Что касается поднятия уровня Чебоксарского водохранилища, считаю, что того, кто реализует этот проект, проклянут на всю историю Российской Федерации. Ни с каких точек зрения - ни с экономической, ни с экологической, ни с транспортной - он не является абсолютно эффективным.

Делать из среднего течения Волги застойный пруд, в пять раз уменьшать скорость течения реки, в три раза увеличивать сроки водообмена - это погубить вообще всю флору и фауну. И главное - какая цель? Получить 600 МВт дополнительной электроэнергии. Каждый мегаватт будет "золотой", который никогда в жизни не покроет эти затраты.

Сейчас правительство Нижегородской области начало проектирование парогазовой ТЭЦ мощностью 950 МВт. При этом мы готовы 350 МВт отдать Чебоксарам. И сказать: "Спасибо, у нас есть 600 МВт, которые вы обещали, а 350 МВт - возьмите". Больше никакого эффекта нет.

Говорят, что на Чебоксарском водохранилище плохая экология - много мелководий, и нарушены пропорции. Они говорят, что у них серо-зеленые водоросли. У нас в Горьковском водохранилище тоже есть серо-зеленые водоросли. В любом водохранилище, где есть стоячая вода, есть и такие водоросли. Сейчас их 320 кв. км. Если соотнести к площади Чебоксарского водохранилища, то получается 30% мелководья. А если сделать стоячий пруд от Чебоксар до Нижнего Новгорода, то будет 490 кв. км мелководья. Пропорция будет другая. Ежу понятно - задачка для второго класса. Но гниют не пропорции, а квадратные километры.

Что касается перечня вредных ингредиентов, которые там есть, они меня самого удивили: там алюминий, молибден, нефтепродукты - чего только нет в Чебоксарском водохранилище.

Я собрал специалистов, чтобы понять: откуда и что берется? Мы установили мониторинг на уровне Васильсурска, где заканчивается граница нашей области. У нас там нет на выходе ни молибдена, ни нефтепродуктов в таких количествах. Встает вопрос: а кто их туда принес? Выясняется, что если мы в воду сбрасываем определенное количество промышленных стоков, то у нас они на 93% очищены. И относятся они к категории "условно чистых". Не скажем, что это - питьевая вода. Но когда они попадают в реку, которая течет, то естественным образом дочищаются. Если река встанет, то и даже то, что мы сейчас сбрасываем, будет стоять и приносить вред.

Что касается Чебоксар, то они сбрасывают в два раза меньше нас, но у них и хозяйственная деятельность в десять раз меньше, чем у нас. У Чебоксар - 91% неочищенных стоков. Поэтому прежде чем возмущаться, они должны разобраться, зачем они собственное море загрязняют! Хотя и у них динамика очищения за последние четыре года наблюдается.

Я написал письмо в правительство РФ и сказал, что это - не наша проблема, а проблема Чувашии, и пусть она этим занимается.

- В 2011 году объявлен год Минина. Какие мероприятия пройдут в честь 400-летия нижегородского ополчения?

- Общий объем финансирования мероприятий составляет 243 млн рублей, из них 52 млн рублей были потрачены в 2010 году. В текущем году пройдут военно-патриотические акции, фестивали, конкурсы, чтения, походы, молодежные марши, спартакиады, тематические школьные уроки. Естественно, занимаемся памятниками истории и культуры, которые связаны с ополчением. Идет проектирование Зачатьевской башни нижегородского Кремля, восстановления части кремлевской стены. Изучили несколько документов. Оказывается, с момента ее строительства начались и все трудности. Властям писали челобитную, что снесло Зачатьевскую башню: "Все обвалилось, и что делать, не знаем". Я поставил задачу так все построить, чтобы больше никому никто ничего не писал.

Проектирование закончим к июлю. Если будет большой объем работы, то и не станем ставить задачу восстановить башню к 4 ноября 2012 года. Лучше построить так, чтобы больше никогда не падала. Главное - разработать инженерную модель восстановления башни и провести изыскания. Кроме того требуется сохранить все обломки от башни. Либо накрыть их стеклянным куполом, либо поместить в музей архитектуры, либо использовать при строительстве самой стены.