О том, как будет развиваться Ульяновская область, о секретах в сфере привлечения инвесторов и индустриальных парках, ветрогенерации и проблемах моногородов на полях Международного инвестиционного форума Сочи-2016 "Интерфаксу" рассказал глава региона Сергей Морозов.
- Сергей Иванович, две недели назад вы были вновь избраны губернатором. Это подтверждает, в том числе, что вы выбрали правильный курс развития региона. Останется ли он прежним или регион ждут изменения? Если да, то что вы намерены поменять в своей экономической политике?
- Прежде всего, мы по-прежнему будем добиваться того, чтобы Ульяновская область вошла в число самых экономически успешных территорий России.
Ульяновская область была некогда, в советский период, весьма благополучным регионом, однако затем, к сожалению, пришлось испытать много стрессовых ситуаций, и в конце 90-х годов мы даже оказались "в конце турнирной таблицы". И в 2004 году, когда я возглавил регион, мы поставили перед собой задачу не только навести элементарный порядок в промышленной и социальной сфере, но и создать максимально комфортный климат для инвесторов. Сделать нам это удалось, отсюда и наши результаты, отсюда и поддержка избирателей.
Что касается следующего этапа, то, конечно же, наша политика будет меняться. Еще два года назад мы почувствовали, что в мире грандиозные процессы начинают происходить. Сегодня эксперты говорят о четвертой технологической революции. На многих международных площадках мы слышим о том, что многие мировые компании и достаточно успешные регионы Европы и Америки начали активно заниматься вопросами, связанными с технологическими преобразованиями.
Мы в то время создали специальное агентство по передовым проектам и новым технологиям. И, как оказалось, были правы. Сегодня в России только ленивый не говорит о технологических преобразованиях, и, как вы знаете, по предложению президента появилась "Национальная технологическая инициатива". Мы здесь оказались одними из первых регионов в стране, которые этой проблематикой активно занимаются. Поэтому следующие 5 лет будут посвящены новой индустриальной политике, связанной с внедрением новейших технологических решений.
Настало время "умной" экономики, экономики знаний. Сегодня без новых идей, технологий, без объединения достижений науки, образования, бизнеса сложно представить современную и диверсифицированную экономику. Чтобы поднять конкурентоспособность Ульяновской области и обеспечить ее переход на новый технологический уклад, нужно научиться привлекать инвесторов для реализации инновационных проектов, соответствующих направлениям "Национальной технологической инициативы". Нам необходимо успеть войти в новые рынки, которые сегодня только зарождаются, а через пять - десять лет станут определять успешность целых государств и отраслей.
Мы определили для себя приоритетные направления развития экономики будущего, куда будет вестись целенаправленный поиск инвесторов: проекты, связанные с отраслями альтернативной энергетики, транспорта, медицины, новыми технологиями в строительстве.
Основными местами размещения инновационных производств станут промышленная зона "Заволжье", ОЭЗ "Ульяновск" и индустриальный парк в Димитровграде. И чтобы заинтересовать и привлечь их на эти территории, Ульяновская область разрабатывает сейчас соответствующих пакет преференций.
Другая задача – подготовка кадров для предприятий нового типа. Сегодня имеется большой разрыв в постановке требований к продукту вуза, которым являются не выпускники, а технологии, обеспеченные кадрами.
Ульяновской области совместно с высшими учебными заведениями предстоит перестроить систему профессионального образования, чтобы удовлетворить потребности новых предприятий в кадрах. Современные инновационные компании – принципиально новый тип работодателя, предъявляющий к сотрудникам особые требования. Во-первых, наличие практического опыта работы с прикладными разработками; во-вторых, широкий технологический кругозор одновременно с узкой специализацией в своей области и, в-третьих, свободное владение иностранным языком – например, все проекты наноцентра идут в кооперации с мировыми компаниями.
- С начала этого непростого с точки зрения экономики и геополитики года Ульяновская область привлекла в экономику региона порядка 115 млрд инвестиций. Как Вам это удается? В чем секрет?
- Во-первых, у нас замечательная команда, которая не первый год работает в этом направлении. Во-вторых, у нас уже существует большая история успеха, это тоже очень важно, потому что любая компания прежде чем куда-то прийти, изучает, есть ли на этой территории какие-то уже реализованные проекты.
За период с 2005 года по настоящее время в Ульяновской области уже реализовано 83 инвестиционных проекта, в результате было создано свыше 15 тыс. новых рабочих мест. Не буду вас мучить цифрами. Скажу только, что с 2004 года объем инвестиций вырос почти в 10 раз! Причем 115 млрд, как вы верно заметили, – это данные за 8 месяцев 2016 года. В этом году мы планируем выйти на 120 млрд рублей, и никакие санкции нам не страшны.
Нет практически ни одного месяца, чтобы мы не открывали новые заводы, создавали новые производства. В 2015 году в Ульяновской области было построено и введено в эксплуатацию почти два десятка предприятий с прямыми инвестициями на общую сумму свыше 32 млрд рублей, что в 2,5 раза больше, чем в предыдущем 2014 году. Для сравнения: с 1990 по 2005 год построено всего 7 заводов.
Благодаря привлечению инвесторов нам удается восстанавливать многие отрасли промышленности, которые были традиционно развиты в Ульяновской области в советское время, но пришли в упадок в постперестроечные годы. Это в первую очередь авиация и станкостроение, производство автомобилей и автозапчастей, производство строительных материалов и строительство жилья, производство мебели, а также пищевая промышленность и отдельные отрасли сельского хозяйства.
В Ульяновскую область пришли международные инвесторы, которые уже вложили и продолжают вкладывать десятки миллиардов рублей в развитие реальной экономики, в создание новых рабочих мест с высокой производительностью, в строительство новых заводов и фабрик, на которых используются самые современные технологии.
В первом полугодии 2016 года начали работу четыре новых предприятия: немецкий завод по производству пластиковой упаковки "Джокей Пластик", логистический центр российской компании "T1", сельскохозяйственный проект КФХ "Возрождение", производство мебели компании "Кедр".
В сентябре введен в строй еще ряд производственных и коммерческих объектов: производство кабельных бортовых систем "Промтех-Ульяновск", вертолетный центр "Хелипорт-Ульяновск", завершилось строительство крупного завода по производству шин японской компании "Бриджстоун". В ближайшее время также запустятся завод высокоточного чугунно-стального литья компании "Памир" в Ульяновске, маслоэкстракционный завод в Димитровграде, предприятие по выпуску гидравлического оборудования компании "Дуэт Гидравлик" в Радищевском районе.
Привлекаемые в Ульяновскую область инвестиции позволяют ежегодно создавать от 2 до 4 тыс. новых рабочих мест с достойным уровнем оплаты труда.
Безусловно, геополитическая и экономическая ситуация в стране и в мире вносит свои коррективы. Структура инвестиций меняется: за прошедший год в ней стало больше российских компаний. У нас появились реальные проекты, направленные на импортозамещение. Ярким примером является проект российской компании "Волга-Лакта", которая разместит в регионе производство заквасок для молочной промышленности, ранее их ввозили из-за рубежа.
Кроме того, в структуре инвестиционных проектов появляется больше азиатских компаний. Работа по направлению Китай и страны Юго-Восточной Азии была начата в 2014 году, а сейчас появились первые результаты: пришли китайские компании "Конч", "Донгфанг", "Холдинговая компания Чжуннэн Хуанья", "Золотая гора" и другие.
Несмотря на антироссийские санкции, продолжается сотрудничество и с европейскими странами. Ряд стран Европейского Союза заинтересован в совместных проектах с Россией. В этом году началось активное сотрудничество на уровне регионов: Ульяновская область устанавливает контакты с регионами Италии, Чехии и других стран. В частности, за последний год в регион пришли чешские компании "Тримил", "Хестего".
Приток инвестиций сдерживает и недостаток финансирования российских предприятий. В этой ситуации для инвесторов особенно важным становится наличие готовых площадок для ведения производственной деятельности. Активными темпами заполняется новыми предприятиями индустриальный парк "Заволжье". Сегодня на его территории реализовано либо реализуется 24 инвестиционных проекта с общим объемом инвестиций более 46 млрд рублей. По окончании реализации будет создано более 6 тыс. новых рабочих мест. К настоящему времени на 1 рубль бюджетных вложений в инфраструктуру индустриального парка "Заволжье" приходится 22,8 рублей инвестиций резидентов и 8 рублей налоговых платежей в региональный бюджет.
За период с 2009 по 2015 годы резидентами парка перечислено без учета налоговых льгот почти 11 млрд рублей налоговых отчислений в бюджет Ульяновской области, что многократно превысило средства, вложенные в создание инфраструктуры парка. Развитие "Заволжья" продолжается, на заседании правительства России в феврале 2016 года принято решение о предоставлении федеральной субсидии в размере 460 млн рублей на дальнейшее развитие инфраструктуры парка.
Продолжается поиск новых резидентов и в нашу особую экономическую зону, где в этом году завершилось строительство инженерной инфраструктуры. Сегодня эта площадка полностью готова для ведения деятельности. В ПОЭЗ уже зарегистрированы шесть компаний-резидентов, еще пять получили статус в 2016 году. Среди них как российские проекты малого и среднего бизнеса, так и международные: крупный проект по производству мебели греческой компании "Леонтаридис", проект по дистрибуции товаров китайской компании "Золотая гора". Весной этого года введён в эксплуатацию складской комплекс класса "А" российской компании "Т1", осенью состоялся запуск производства бортовых кабельных сетей для воздушных судов компании "ПРОМТЕХ-Ульяновск". В настоящее время в ПОЭЗ полным ходом идёт строительство индустриального парка для небольших производственных и других компаний.
Как результат - наличие в регионе большого количества инвестиционных производств позволяет существенно пополнять региональный бюджет и сохранять нам финансовую устойчивость. По итогам 2015 года совокупный объем налоговых поступлений в бюджет Ульяновской области от компаний-инвесторов превысил 3 млрд рублей или порядка 12% всех расходных статей бюджета Ульяновской области.
А вообще, за 9 месяцев этого года мы лидируем по сбору налогов в Приволжском федеральном округе. Такие показатели – результат планомерной инвестиционной политики.
Хочу отметить еще один момент – привлечение и удержание инвестора – тяжелый и кропотливый труд. Для привлечения целевого инвестора правительство региона разработало программу, которая затрагивает все региональные институты развития и исполнительные органы госвласти. В ней прописаны количественно измеримые социально значимые показатели - объем привлеченных инвестиций, количество созданных новых рабочих мест с высоким уровнем оплаты труда.
Также, мы стараемся решать вопросы софинансирования проектов по нескольким направлениям. Во-первых, мы активно сотрудничаем с федеральными и региональными институтами поддержки бизнеса и инвестиций. В их числе Российский фонд прямых инвестиций, федеральный Фонд развития моногородов, федеральный Фонд развития промышленности, Сбербанк, региональный фонд поручительства, центр поддержки экспорта и многие другие структуры, которые готовы оказать финансовую поддержку для реализации инвестиционных проектов.
Практически у всех перечисленных структур на территории Ульяновской области имеются собственные специализированные программы с выгодными предложениями в рамках кредитования или совместного финансирования крупного бизнеса и структур малого и среднего предпринимательства.
К тому же, Ульяновская область сама выступает инвестором и вкладывает бюджетные средства в создание инфраструктуры, в финансирование институтов развития и улучшение инвестиционного климата. Вложения отбиваются за счет налоговых поступлений резидентов индустриальных площадок.
Мы сами ищем инвесторов, разговариваем с ними, предлагаем различные варианты сотрудничества. Мы используем все возможные каналы. Один из таких – деловые площадки всероссийского и международного уровня, в частности экономические и инвестиционные форумы, где мы не только презентуем свой потенциал и делимся опытом, но, прежде всего, заводим новые знакомства и выходим на подписание соглашения о реализации инвестиционных проектов на территории Ульяновской области.
- На последней встрече с китайскими партнерами Вы сказали, что Ульяновская область готова стать регионом экологически чистых и энергоэффективных решений. На какой стадии находится проект по созданию на территории региона первого оптового ветропарка и проект по утилизации бытовых отходов с выработкой энергии?
Ввод генерирующих мощностей первого в Ульяновской области ветропарка запланирован на 2017 год. На текущий момент идет оформление проектной документации, ожидается выход на стройплощадку.
Проект имеет несколько участников – это скандинавская компания, китайские компании, Ульяновский Наноцентр и госкорпорация Роснано, которая рассматривает Ульяновскую область, как базовую точку локализации производства отдельных компонентов для объектов возобновляемой энергетики.
Это будет первый оптовый ветропарк в регионе. В дальнейшем планируется увеличить мощность ветрогенерации в Ульяновской области до 500 МВт, для чего в этом году в области проводятся мероприятия по ветромониторингу.
Наша задача не просто привлечь энергетические компании для создания ветропарков, а выстроить цепочку кооперации: как по производству самих ветрогенераторов, так и комплектующих для них, включив в процесс ульяновские предприятия.
В августе было подписано соглашение о намерениях с компанией "Донгфанг", которая предоставит технологии, обеспечит локализацию, а также техническую поддержку для создания производства в Ульяновской области лопастей ветротурбин.
Ульяновская область готова стать регионом экологически чистых и энергоэффективных решений. Закладывая основы новой энергетики сегодня, мы перестаем быть зависимыми от традиционного топлива, получаем доступ к дешевой энергии. Регион становится экономичнее и конкурентоспособнее. И в этом мы хотим поучиться у наших китайских коллег, которые в этом хорошо преуспели.
Что касается проекта утилизации бытовых отходов с выработкой энергии, то сейчас рассматриваются две различные по техническим решениям концепции, оцениваются экономические и экологические параметры проектов, выбирается наилучший для региона вариант.
В частности, достигнуто соглашение о сотрудничестве в этом направлении с одной из шведских компаний.
- В ходе форума был подписан первый специнвестконтракт между Ульяновской областью и крупнейшей японско-немецкой компанией в сфере станкостроения "ДМГ Мори". СПИК гарантирует инвесторам стабильность полученных ими льгот на десять лет, а что, в свою очередь, получает регион и государство в целом?
- Как вы знаете, Россия всегда славилась своим машиностроением. Но в конце 90-х – начале 2000 годов мы стали замечать, что станки, поставляемые на наши предприятия, в т.ч. и оборонно-промышленного комплекса, стали в основном иностранными. То есть, мы стали утрачивать свои компетенции в этой сфере.
И нас не могло это не волновать, в частности Ульяновская область была традиционно станкостроительным регионом еще в советское время.
И мы поставили перед собой задачу – возродить станкостроение в регионе, а, значит, и в России. Мы много поработали в этом направлении, возродили некоторые свои производства, пригласили зарубежных инвесторов.
В частности, к нам пришла японско-немецкая компания "ДМГ Мори" – лидер мирового станкостроения, которая несколько лет назад вошла в промышленную зону "Заволжье" с проектом крупноузловой сборки, вложив в него 4 млрд рублей. Вместе с двумя советскими станкостроительными заводами она стала фундаментом кластера, куда за несколько лет удалось привлечь еще несколько зарубежных компаний.
Казалось бы, можно было быть довольными. Но при этом мы понимали, что это пока лишь отверточная сборка, и это неправильно. Нам нужно было убелить нагих партнеров, чтобы они не только локализовали у нас свои производства, но и создали здесь конструкторские бюро, начали вести здесь разработку новых станков, на которых можно было написать "Сделано в России".
Было много споров и переговоров на эту тему, и вот появление такого интересного проекта, как СПИК, позволило поставить точку в этом споре.
Специальный инвестконтракт приравнивает иностранную продукцию к российской. На фоне политики импортозамещения иностранные игроки вынуждены наращивать локализацию в России, чтобы их продукция считалась отечественной, допускалась к закупкам и имела возможность получать государственную поддержку (в частности, льготные займы из Фонда развития промышленности).
Действие СПИК распространяется на время выхода проекта на операционную прибыль плюс пять лет. Но общий срок не может превышать 10 лет. Таким образом, инвесторы, которые реализуют крупные инвестиционные проекты, могут претендовать на дополнительные гарантии. Именно этот фактор, сделал СПИК довольно востребованным в автомобильной промышленности, отраслях судостроения и станкостроения.
СПИК гарантирует бизнесу стабильный льготный налоговый режим ("ДМГ Мори" освобождается от налога на имущество и транспортного налога, налог на прибыль составит 13,5%), а государству - освоение производства промышленной продукции в необходимые сроки.
Согласно договоренностям, "ДМГ Мори" обязуется нарастить мощность своего Ульяновского станкостроительного завода с 1 тыс. токарных станков для металлообработки в год до 1,2 тыс., а также увеличить количество рабочих мест с 200 до 240.
- В последние годы заметно обострилась проблема, связанная с моногородами. Известно, что для Ульяновской области эта тема также актуальна, и вы ведете активную работу по поддержке и развитию монопрофильных населенных пунктов. Что конкретно делает правительство региона и хватает ли нормативно-правовых и иных ресурсов для подобной работы?
- В советское время вокруг многих добывающих, перерабатывающих, сельхозпредприятий сформировались населенные пункты, единственным источником дохода населения которых являлась работа на этих предприятиях. С изменением структуры экономики многие производства стали неэффективными.
Летом прошлого года федеральное правительство включило наш Димитровград в первую категорию монопрофильных муниципальных образований РФ. И мы решили диверсифицировать структуру экономики города с тем, чтобы снизить и впоследствии прекратить ее зависимость от деятельности градообразующих предприятий.
Одной из точек экономического роста Димитровграда мы видим проект по созданию на территории города индустриального парка площадью более 175 га. В январе текущего года правительство Ульяновской области и Фонд развития моногородов подписали соглашение о сотрудничестве. Фонд развития моногородов на одобренные им проекты выделяет региональному бюджету на условиях софинансирования до 95% средств на строительство объектов инженерной инфраструктуры к инвестиционным площадкам, а также контролирует ход реализации проектов, которые направлены на снижение экономической зависимости города.
Заявка на строительство инфраструктуры первой очереди индустриального парка в западной части Димитровграда была одобрена Наблюдательным советом Фонда в середине сентября. Она предусматривает средства в размере 142 млн рублей на реконструкцию автодороги.
В результате обеспечения индустриального парка всей необходимой инфраструктурой в Димитровграде к концу 2020 года планируется реализовать не менее 10 новых инвестиционных проектов и создать порядка 5,5 тыс. рабочих мест.
Ряд инвесторов уже реализуют свои проекты. В их числе строительство маслоэкстракционного завода стоимостью 1 млрд рублей "Легенда" и "Димитровградский завод "КБК", который начал реализацию проекта по реконструкции и модернизации своего производства бетонных изделий стоимостью 2 млрд рублей.
Как мы видим, моногорода, оказавшиеся в непростой ситуации, законодательно поддерживаются государством, а вот поселения и рабочие поселки оказались, как говорится, "за бортом".
В настоящее время ни в федеральном законодательстве, ни в региональном законодательстве других субъектов государственная поддержка в отношении монопрофильных территорий, численность населения которых не превышает трех тысяч человек, не предусмотрена. И Ульяновская область в данном смысле опередила другие регионы.
Мы сформировали определенную нормативно-правовую базу по регулированию государственной поддержки монопрофильных населённых пунктов. Документ предполагает создание условий для улучшения социально-экономической ситуации монотерриторий, привлечения инвестиций, развития малого и среднего бизнеса. Буквально на днях депутаты областного парламента данный закон приняли.
В рамках данной господдержки будут субсидироваться и строительно-монтажные работы, и разработка проектно-сметной документации для объектов инженерной и социальной инфраструктуры, на которую у муниципальных образований обычно нет средств. Предполагается, что результатом реализации этого законопроекта станет улучшение социально-экономической ситуации и повышение качества жизни жителей монотерриторий.