Поволжье / Эксклюзив 23 декабря 2011 г. 13:54

Министр информационных технологий Нижегородской области С.Кучин: "Нижегородская область в 2012 году присоединится к системе межведомственного электронного взаимодействия"

Министр информационных технологий Нижегородской области С.Кучин: "Нижегородская область в 2012 году присоединится к системе межведомственного электронного взаимодействия"

В Нижегородской области, как и в целом по стране, еще на год перенесены сроки выдачи универсальных электронных карт (УЭК) – уникального инструмента, который заменит сразу несколько важных документов нашей жизни. Почему дата начала выдачи УЭК отодвинута на январь 2013 года и что даст это нововведение нижегородцам, в интервью агентству "Интерфакс-Поволжье" рассказал министр информационных технологий, связи и массовой информации Нижегородской области Сергей Кучин.

- Как проходит процесс внедрения универсальной электронной карты в Нижегородской области, и какие технические требования предъявляет федеральный центр?

- Сроки вступления в силу федерального закона в части начала выпуска универсальных карт перенесены. Ранее называлась дата - с 1 января 2012 года, теперь - 2013 год. То есть у нас появился дополнительный год для работы. С одной стороны это хорошо, с другой плохо, потому что мы многих сагитировали. Действительно, поступают обращения граждан: "Когда вы нам выдадите карты, мы уже хотим пользоваться". Но правительство России вышло с инициативой, а депутаты Госдумы одобрили отсрочку начала проекта.

Это связано со многими причинами, в частности, с подготовкой нормативной базы. Планы, которые были вначале, скорректированы в ходе работы, потребовался целый ряд дополнительных изменений в законодательство. На разработку и утверждение этих нормативов было потрачено больше времени, чем планировалось. Это, опять же, произошло на федеральном уровне.

УЭК – это в первую очередь федеральный проект, который должен быть реализован на всей территории РФ, и к нему есть ряд общих требований. Неважно, где проживает гражданин, - он должен иметь возможность получать одинаковый спектр услуг при помощи универсальной карты, и это должно быть одновременно по всей территории страны.

Нижегородская область, Москва, Татарстан сказали, что готовы ввести УЭК. А между тем, часть регионов по объективным, субъективным и организационным причинам были не готовы сегодня (с 1 января 2012 года – ИФ) запустить этот проект. Это также одна из причин, почему был отсрочен срок вступления закона в силу. Было бы не очень красиво, если бы федеральный проект был запущен, как лоскутное одеяло с дырками.

Еще одна составляющая, которая повлияла на перенос сроков, - это серьезная необходимость подготовки инфраструктуры и следующих отсюда финансовых вложений.

Часть затрат на реализацию проекта УЭК компенсируется из федерального бюджета. Однако в процессе реализации было принято решение, что это будет коммерческий проект, он должен финансироваться за счет компаний-участников. В первую очередь, это банки, которые стояли у истоков (проекта – ИФ) – Сбербанк, Уралсиб, Ак-Барс. К ним присоединяются сейчас другие банки. Второй источник - это компании, которые будут оказывать финансовые услуги с помощью карты, компании, занимающиеся, оплатой услуг ЖКХ, транспортных услуг. Третий источник – региональные бюджеты.

Поскольку нормативная база была готова только в октябре-ноябре текущего года, коммерсанты, которые считают деньги, регионы, которые вынуждены формировать бюджет, оказались в такой короткий период не готовы создать требуемую инфраструктуру.

Что касается Нижегородской области, мы были готовы с 1 января выдавать карты с поддержкой федеральных приложений: налогового, пенсионного, социального. Карты с идентификационной функцией, которая бы заменяла полис медицинского страхования, полис соцстрахования и пенсионного страхования. Эту задачу мы могли реализовать, но при этом не готовы были запустить региональные приложения. Мы обозначили, что региональные приложения будут разрабатываться, тестироваться и внедряться в течение 2012 года. От таких задач не отказываемся. И сегодня работаем над разработкой двух крупных региональных приложений – транспортного (оплата транспортных услуг) и медицинского (запись на прием к врачу, ведение электронной карты гражданина в медучреждениях Нижегородской области). Эти проекты планируется реализовать в течение 2012-2013 годов.

Если муниципалитет заинтересован в предоставлении услуг через карту, то это тоже предусмотрено. Например, в Нижегородской области через муниципалитет будет реализовано транспортное приложение. Часть программного обеспечения и оборудования будет региональным, но непосредственно в Нижнем Новгороде эта задача будет реализована администрацией города. Но повторюсь, что УЭК прежде всего предоставляет федеральные услуги.

- Будет ли универсальная электронная карта обладать платежными функциями?

- Это одно из принципиальных отличий нашей российской карты от аналогов в других странах. Аналогичные продукты в других странах - это либо в чистом виде идентификационные карты, либо платежные. У нас это совмещено.

Для принятия участия в программе по внедрению УЭК банки-частники должны доработать свои терминальные приложения в банкоматах для работы с нашей картой. Платежная функция будет реализована обязательно. Будут ли предоставляться кредиты с помощью УЭК? Это зависит только от политики банка, с нашей стороны это не обязательное условие. Для банков же это дополнительные инструменты, которые позволят привлечь новых клиентов.

Идеология карты предполагает, что у человека остается возможность выбора обслуживающего банка. При получении карты в заявлении человек должен указать, с каким именно банком он будет работать, счета какого банка будут обслуживаться этой картой. Если гражданину не нравится конкретный банк, он в любой момент может его сменить. Естественно, банки будут заинтересованы в развитии дополнительных услуг. Мне кажется, что они будут конкурировать за клиента и предлагать новые услуги.

- Какое количество карт будет выпущено банками-участниками после 1 января 2013 года?

- Карты будут выпускать не банки-участники, они будут обслуживать их. Осуществлять выпуск будут уполномоченные организации в субъектах федерации. У нас это ГУ "Центр информационных технологий Нижегородской области". Этой уполномоченной организации ставятся задачи – выпуск карты, прием заявлений граждан, выпуск, выдача УЭК.

По нашей региональной программе запланировано выпустить 5 тыс. карт. Но сейчас программа пересматривается и по срокам, и по количеству. С 1 января 2012 года будет выпущено для каждого региона 20 тестовых карт. Они будут использоваться как инструменты для теста.

-Но банкоматная сеть еще не готова?

-Это задача банков. Кто быстрей подготовит терминальную сеть, у того больше шансов работать дальше.

- По федеральному законодательству с 1 июля 2011 года было запрещено запрашивать у граждан ряд справок и документов. Вступила ли эта норма в силу в Нижегородской области?

- Да, согласно этому закону было запрещено требовать с гражданина информацию, если она находится в ведении других органов власти. Но эта норма была также отложена для федеральных органов власти до 1 октября 2011 года, для региональных органов власти - до 1 июля 2012 года.

С 1 октября текущего года все федеральные органы перешли на межведомственное взаимодействие. Если услуга оказывается только федеральными органами, например, миграционная служба, выдача паспорта или учет транспорта в ГИБДД, то с человека не имеют права требовать справки. Орган власти должен сам запросить ее в соответствующей структуре, получить данные и предоставить на их основании услугу гражданину.

Нижегородская область готовится перейти на систему межведомственного взаимодействия с 1 июля 2012 года. Подготовка состоит из нескольких укрупненных этапов. Первый – разработка технологических карт межведомственных взаимодействий. То есть предстоит отстроить схему, которая описывает все процессы, услуги и участников - кто, у кого, в какие сроки может запрашивать информацию. Следующий шаг – это изменение нормативной базы под новые условия. Третий шаг – создание технологических условий, программных продуктов, которые позволят обмениваться информацией между органами власти.

Есть такое понятие, как система межведомственного электронного взаимодействия. Это некая единая среда обмена информацией между органами власти, такое популярное понятие "облако", к которому подключаются все органы власти. Обмен информацией осуществляется в "облаке", не принципиально, как это устроено технологически. В России это семь крупных центров - в каждом федеральном округе, - сделанные Ростелекомом. Центр обработки данных Приволжского федерального округа находится в Казани.

- Почему именно в Казани?

- Потому что там была необходимая инфраструктура Ростелекома, который является оператором электронного правительства в России. Это на самом деле не важно. Когда вы используете поисковую систему Google, то не задумываетесь о том, что сервер, к которому вы обращаетесь, находится в Америке.

Также есть региональный уровень системы межведомственного взаимодействия, который обеспечивает обмен информацией между региональными органами. Это будет осуществлено у нас здесь, в Нижнем Новгороде. Но при необходимости одновременного задействования региональных и федеральных органов власти есть связка между этими системами.