В октябре был официально дан старт реализации на территории Удмуртской Республики проекта, который сразу же назвали уникальным и прорывным: банк ВТБ заявил о предоставлении 5-миллиардного кредита концессионеру на строительство моста через реку Кама. О том, как будет реализовываться этот проект и какое значение он имеет не только для Удмуртии, но и для всей России, рассказал агентству "Интерфакс-Поволжье" министр транспорта и дорожного хозяйства республики Олег Гарин.
- Олег Владимирович, в чем уникальность этого проекта?
- Это первый региональный концессионный проект в дорожной отрасли, такого еще пока в регионах не было.
Уникальность проекта прежде всего в самой схеме финансирования. Соотношение частных и государственных инвестиций в нем - 2,6 к 1. Это случается достаточно редко, обычно бывает как минимум наоборот.
Как вы знаете, общий объем финансирования проекта - 13 млрд 943 млн рублей. Так вот, из бюджета республики выделяется только 1 млрд 343 млн - то есть меньше, чем 10%. 2 млрд 516 млн выделяются из Инвестфонда Российской Федерации, все остальное - средства концессионера, собственные и заемные.
Причем схема такова, что каждый из этапов сначала финансирует концессионер, а затем бюджет. Пропорция - 72,3% средств концессионера и 27,7% бюджетных. То есть не будет такого, что мы сначала дали государственные деньги - а потом ищи-свищи инвестора. И в этом для бюджета Удмуртии есть определенные гарантии. Хотя исполнитель работ - ООО "Мостострой-12" - организация очень серьезная, мы ей полностью доверяем.
- Проект привлек внимание и Инвестфонда, и таких серьезных инвесторов, и ВТБ - в чем его значимость?
- Он важен для всей страны. Возведение моста позволит развить экономические связи между регионами Приволжского, Уральского и Центрального федеральных округов. Сократятся транспортные пути между городами. И все это позволит разгрузить такие федеральные трассы, как М5 и М7.
Появится круглогодичное транспортное сообщение Удмуртии с соседними регионами - Башкирией, Свердловской областью, Пермским краем. Например, раньше прямых выходов на Уфу из республики не было. Приходилось ехать либо через Чайковский - а это крюк в 57 км, либо через Набережные Челны - расстояние на 148 км больше, чем будет с появлением моста.
Теперь, соответственно, транзитный потенциал региона существенно увеличится. И очень важно, что по этому мосту сможет проходить любой транспорт, вплоть до тяжеловесных многоосных фур, чего сейчас на паромных переправах нет. Это очень значительный шаг вперед, тем более что транспортный поток сегодня только растет. Мы считаем, что мост этот будет очень востребован и будет активно работать и на Удмуртию, и на Башкирию, и на все другие близлежащие регионы.
- В чем выигрышность этого проекта для Удмуртии?
- Республика от этого проекта получит очень много. Для всего нашего региона мост, можно сказать, станет настоящим локомотивом развития.
Во-первых, значительно улучшатся связи Удмуртии с соседними регионами и связи внутри региона. Сегодня все движение в республике практически сосредоточено вот здесь (показывает на карте на юго-восточную часть региона, начиная от Ижевска; в эту область входит и Камбарка - ИФ).
Камбарка как минимум 100 дней в году отрезана в целом от Удмуртии: паромные переправы в межсезонье не действуют. Переправа на пароме связана и с потерей времени: ехать на нем надо минут 20, иногда еще прибытия приходится ждать, бывает, и час, и полтора. Кроме того, паромы не перевозят большегрузные автомобили - а это, как вы понимаете, большие ограничения для бизнеса. И, как я уже сказал, в таком случае приходится делать большой крюк.
При этом - это, наверное, сложно себе представить - но даже сегодня на паромах через реку Кама и по понтонному мосту через реку Буй проезжает в среднем по 3,5 тысячи автомобилей в сутки. А к 2030 году, по всем расчетам, трафик там должен составить порядка 15 тысяч автомобилей. Поэтому, безусловно, в том, чтобы это направление развивалось, заинтересованы все.
Что еще очень важно - концессионер согласился на наши условия зарегистрироваться в Удмуртской Республике. То есть все налоги будут выплачиваться здесь. А это серьезная сумма: за время реализации данной концессии и НДС, и налог на прибыль составят не 1, не 2 и даже не 5 миллиардов рублей - и все это вернется в бюджет Удмуртии.
Кроме того, все то время, которое концессионер будет эксплуатировать этот мост - 49 лет, - он полностью берет на себя затраты по его содержанию. То есть бюджет Удмуртской Республики на это тратить деньги не будет, а за 49 лет это будет немаленькая цифра.
На момент реализации проекта в республике будет создано порядка 750 новых рабочих мест. Основные работы, конечно, будут проводить специалисты концессионера, но они уже сейчас ищут себе субподрядчиков, и наша задача также загрузить работой строителей из Удмуртии. По окончании строительства объект будет постоянно обслуживать 80 человек.
Понятно, что с появлением нового пути будет развиваться и дорожная инфраструктура, а значит, и средний, и малый бизнес в этом районе. Мы вообще считаем, что для Камбарки, для Сарапула, для Сарапульского района появление этого моста станет мощным импульсом к развитию. И опять же, это соответственно отразится и на пополнении бюджета республики.
И еще - у нас, наконец, появится уникальная возможность создать в Камбарке крупный транспортно-логистический центр - идея еще советского времени.
Камбарка - это серьезный транспортный узел с огромным потенциалом. Это, во-первых, самый северный крупный порт в европейской части России, который может принимать суда "река-море". Во-вторых, через Камбарский район проходит южная ветка Транссибирской железнодорожной магистрали. Плюс к этому там у нас крупный нефтеналивной терминал с объемами до 120 тысяч тонн в год и крупнейший пункт переработки насыпных грузов - до 2 млн тонн в год. Как говорится, сам Бог велел создать там логистический центр. По расчетам, он сможет перерабатывать от 4 до 6 млн тонн груза в год. Как вы понимаете, это тоже окажет заметное влияние на экономическую составляющую региона в целом и той части нашей республики в частности.
- Об этом уже не раз говорилось, но все же: если вкратце, каким будет этот мост?
- По сути, речь идет о четырех мостах с подходами к ним. Это мосты через реки Кама, Буй, Вагановка и Камбарка. Общая протяженность объекта порядка 15,5 км.
Протяженность моста через Каму - 1081 метр. Левобережный подход по Каме будет около 3,8 км, правобережный - почти 5,5 км. Ширина проезжей части планируется 7,5 метров, по одной полосе движения в каждом направлении. В пунктах взимания платы предполагается сделать шесть полос - три в одну сторону, три в другую: чтобы не было очереди, и люди могли комфортно подъехать, оплатить проезд и ехать дальше. Условиями концессионного соглашения предусмотрено, что плата за проезд по мосту будет сопоставима со стоимостью паромной переправы. Потому что ни у кого нет задачи как-то завысить планку, иначе никто туда не поедет.
- Как будет распределяться прибыль от моста?
- С момента начала строительства мост является собственностью республики, но в течение 49 лет он будет эксплуатироваться концессионером. Прибыль до выхода на окупаемость будет оставаться у концессионера. Сроки окупаемости проекта, по разным оценкам, - 15-17 лет (до 2028 года). По планам, когда концессионер выйдет на сверхприбыль, бюджет Удмуртии будет получать от нее свою долю.
- На каком этапе строительство сегодня? Какие работы проводятся сейчас, что в ближайших планах?
- Сегодня ведется подготовительная работа. На место строительства везут технику, оборудование, готовятся площадки, подводятся линии электропередачи. Будут выходить на закладку одной из опор моста - десятой. Строительство планируется начать в декабре.
Работы ведутся активно, потому что сроки для такого серьезного объекта очень жесткие - три года. Строители будут трудиться круглый год, несмотря ни на какие погодные условия. Уже к осени будущего года должно быть сделано как минимум шесть опор. Мост должен быть открыт к 1 октября 2016 года.
- Есть ли в планах у Удмуртии еще подобные проекты?
- Вы знаете, они есть. Правда, пока мы о них мало говорили - считаем, что сначала надо реализовать хотя бы один - чтобы не получилось так, что мы за двумя зайцами погнались. Но такие проекты есть. В частности, по строительству восточного обхода города Ижевска. Делаем сегодня расчеты, ведем переговоры, в том числе и с иностранными компаниями. Тоже очень важный, дорогой проект. И возможно, реализовать его поможет тоже строительство этого моста.
Наш мост интересен - и Москве, и регионам России. Уже сегодня мы получаем приглашения выступить на разных мероприятиях, рассказать о нашем опыте создания региональной концессии, потому что еще ряд регионов сейчас намереваются внедрить у себя подобные проекты. И мы считаем, что этот интерес может принести еще пользу региону. Мы стараемся сделать так, чтобы этот мост стал для нас определенным козырем при общении с федеральными структурами, с потенциальными инвесторами, для того чтобы привлекать финансовые средства для дальнейшего развития нашей республики. То есть с разговоров о мосте переходить и на другие проекты, на другие темы.
Например, о тех же дорогах - потому что Удмуртии в любом случае нужно будет проводить реконструкцию автодорог до моста. И мы рассчитываем, что у нас будет возможность заручиться поддержкой федерального центра в финансировании этих работ в рамках реализации проекта. Так как, повторюсь, этот проект необходим для всей страны в целом. Поэтому те, кто утверждает, что в следующем году мост поглотит все ресурсы, а дороги республики останутся без ремонта, неправы.
Конечно, для Удмуртской Республики этот мост не будет панацеей от всех проблем в дорожной отрасли. Где-то, возможно, первое время придется ужиматься, потому что все равно на этот проект будет отвлечена часть бюджетных средств. Но такие проекты обязательно нужны республике. Потому что приобретет регион гораздо больше, чем сегодня вложит. Новые налоги, новая транзитная трасса, новые дороги, развитие бизнеса - эффект будет мультипликативный. Повысится роль Удмуртии в развитии экономики России. И самое главное - станет удобнее нашим гражданам. Вот для этого мы стараемся работать.