На вопросы агентства "Интерфакс-Поволжье" отвечает первый заместитель председателя правительства Пензенской области Сергей Камолов.
- Сергей Георгиевич, правительство области только что утвердило государственную программу управления региональными финансами и государственным долгом до 2021 года. Каковы приоритеты программы?
- Основная цель программы - проведение единой государственной финансовой, бюджетной и налоговой политики. В числе главных целевых показателей - стопроцентное исполнение плана по налоговым и неналоговым доходам в областной бюджет и соблюдение требований бюджетного законодательства в отношении государственного долга, который не должен превышать 100% доходов бюджета без учета безвозмездных поступлений.
Пожалуй, это главные параметры. Ведь сейчас вопросы финансовой культуры, куда включаются и вопросы управления госдолгом на уровне субъекта федерации и долговая политика, - это важный элемент, по которому оценивают качество управления регионом в целом.
Более того, министр финансов РФ не так давно вышел с законодательной инициативой об установлении персональной ответственности высшего должностного лица региона за финансовую дисциплину в регионе в целом, то есть качество финансового управления играет сейчас критическую роль.
Мы держим достаточно высокую планку по расходным обязательствам и должны все время обеспечивать соответствующую доходную часть.
Абсолютно правильные ориентиры указаны регионам в майских президентских указах (в мае 2012 года президент РФ подписал ряд указов, направленных на реализацию основных положений его предвыборной программы в экономике, социальной сфере, внутренней политике, международных делах и вопросах безопасности - ИФ). Данные ориентиры - момент проверки всех на прочность. У вас есть учителя - платите им зарплату не ниже средней по региону. То же самое в здравоохранении, культуре. То есть, те традиционно незащищенные в социальном плане категории бюджетников, которые всегда проседали, были в загоне по зарплатам - их надо вытягивать, а это определенная цепочка финансовых решений, которая ложится, в основном, на региональные финансы.
- Что делается и что будет сделано в рамках утвержденной программы, чтобы это управление было действенным?
- Если не принимать в расчет бюджетные кредиты Минфина РФ, то палитра долговых инструментов небольшая. Это либо кредиты коммерческих банков, либо выход на рынок капитала, на долговой рынок - размещение облигационного займа.
Сейчас структура нашего долга коммерческим банкам сбалансирована. Наши опорные кредитные партнеры - это Сбербанк и ВТБ, что не случайно - редкий банк сможет отвечать на наши целевые параметры заимствований: большие объемы, длинные сроки и низкие процентные ставки. Но в то же время губернатор ставит задачу не успокаиваться и поддерживать здоровую конкуренцию среди наших кредиторов, в том числе путем привлечения к сотрудничеству новых финансовых партнеров, например Газпромбанка.
Хотя, отмечу, что, в частности, у Сбербанка крайне конструктивная коммерческая позиция и внимательное отношение к нашим требованиям и интересам.
- Пензенская область в свое время выпускала три облигационных займа. Эта система себя оправдала?
- Я в свое время выводил на облигационный рынок Одинцовский муниципальный район Московской области, где работал первым замом главы района, и я интересовался в связи с этим опытом Пензенской области. Это был очень успешный опыт по ряду причин.
Прежде всего, отмечу качественный финансовый блок. Скажу так - классическое министерство финансов - с историей, традицией, сильным министром и коллективом. Вместе с тем, успех Пензенской области был определен и сложившимся на рынке реноме региона как первоклассного заемщика. Логика тут такая: когда мы взяли кредит у банка и вовремя его погасили, то кроме нас и банка никто об этом не знает. А здесь публичность, как при IPO корпораций, когда мы выходим на рынок, предлагая облигации широкому кругу инвесторов, в том числе и населению.
Но сейчас о выпуске облигаций речь не идет. На малые объемы, скажем, 250 млн рублей, облигации выпускать нет смысла - общие затраты, регистрация займа, создание пула инвесторов может сделать облигационный заем слишком дорогим, а о большом облигационном займе пока речи нет из-за неустойчивых макроэкономических прогнозов. Таким образом, с крупным, до 5 млрд рублей, облигационным займом торопиться не следует сейчас. Такая задача не стоит.
Наш долговой портфель сбалансирован так, чтобы не зависеть от одного кредитора, иметь немедленный доступ к кредитным ресурсам и "прижимать" процентную ставку к минимальной рыночной границе. Работа с кредиторами - это к тому же возможность рефинансировать долги, ведь специфика государственных долгов - "револьверность" (восполняемость - ИФ). Государство, как правило, долги не гасит, оно их рефинансирует. Не надо стремиться к долгу в 0% - это значит нулевые вложения в развитие. Вполне логично занимать и создавать для людей качественную социальную инфраструктуру уже сегодня, и не заставлять граждан ждать лучшей жизни завтра.
Кстати, отличительная особенность Пензенской области в том, что мы не занимаем для того, чтобы потратить на зарплату. Это фундаментальный момент, который отличал и отличает Пензенскую область. Губернатор проводит политику укрепления и создания мощной социальной и экономической инфраструктуры - это фундаментальный, принципиальный посыл, позиция, которая вызывает уважение, в том числе экспертного сообщества.
Для нас суть не в планке уровня государственного долга, а в сбалансированной финансовой политике региона. В расходной части бюджета более 20% - капитальные объекты. Это впечатляет. Это очень хорошо. Это политика нашего губернатора, которая в учебниках называется - "инвестиции в будущее"!
Например, в Пензенской области построены великолепный драмтеатр, филармония, концертный зал. По обеспеченности спортивными объектами мы лидеры в России. Посмотрите, какое количество бизнес-инкубаторов!
- Как регион может использовать опыт крупных финансовых организаций, например Всемирного банка, представители которого побывали в Пензе в этом году?
- Да, мы сейчас активно работаем с этой организацией. ВБ нравится работать с теми регионами, в которых активная жизненная и профессиональная позиция, руководители которых открыты новому. Причем речь идет даже не о денежной составляющей, сейчас ВБ - это прежде всего банк знаний, лучших практик, лучших специалистов, "клуб гуру" в разных областях социально-экономического развития.
Губернатор Василий Бочкарев охоч до новых идей и стратегий. Нам просто показано работать с ВБ, который может дать нам доступ к портфелю различных опытов. Мы не только и столько должны соревноваться с соседними регионами, а ощущать себя частью глобальной конкурентной среды. Давайте с Тосканой итальянской соревноваться (тем более у нас пейзажи и ландшафт очень похожи). Мне кажется, Пензенская область имеет все права именно на такое глобальное позиционирование.
Если этот опыт Всемирного банка станет частью нашей профессиональной культуры - по факторному анализу, выявлению тенденций и взаимосвязей - это будет здорово. Наше министерство экономики сейчас активно погружается в эту тематику. Мы стремимся в результате совместной работы сформировать для губернатора и правительства Пензенской области группу высококлассных стратегов-аналитиков, имеющих возможность суждения по сложным, комплексным вопросам социально-экономического развития, способных оппонировать на межведомственных уровнях, в том числе усилить аналитическую составляющую в нашей работе с федеральными структурами.
- Сергей Георгиевич, если спуститься с уровня макроэкономики к повседневности, что делается в области для повышения финансовой грамотности населения, как на бытовом уровне, так и на уровне предпринимателей среднего класса?
- Зачем власти нужна финансовая грамотность населения? Чтобы лучше научить и предупредить о возможных проблемах, чтобы из финансовой плоскости не перешло в социальную, когда человек остается без квартиры за долги и по заложенной еще советским временем привычке идет к этой самой власти жаловаться.
Мне кажется, что большую роль играет ценностный выбор. Что я выбираю: больше зарабатывать либо пойти в банк и взять кредит, не думая о последствиях. Здравый смысл нужен. А определенная система обучения финансовой грамотности у нас формируется, в том числе и при участии специалистов областного Минфина. На бытовом уровне это рекомендации, которые позволяют людям принимать грамотные решения.
К вопросам финансовой грамотности относится и такое явление, как зарплаты в конверте. Объясняем, чем это грозит получателю такой заплаты в социальном плане, какие негативные последствия могут быть. Убежден при этом, что работодатель, отдающий заплату в конверте, уходя от налогов, тем самым заявляет о неэффективности своего бизнеса. Вместо того, чтобы работать больше, эти горе-предприниматели принимают решение платить в конвертах и за счет налогов экономить свою расходную часть. Это тупиковый склад мышления. Но он пока присутствует.
Я верю в эффективных хозяев, в эффективное производство. Тот, кто научился платить налоги и быть успешным, правильно построил бизнес-модель, которая помогает быть конкурентоспособным, - за тем будущее.
Замечу, что не только правительство области противостоит этому явлению. Есть слаженная работа всех федеральных ведомств - и прокуратуры, и органов внутренних дел и управления ФНС. Очень активна госинспекция труда области, профсоюзы, областная Торгово-промышленная палата.
Эта работа объединена на площадке межведомственной комиссии при областном правительстве. Регулярно отслеживаем тенденции, определяем инструменты воздействия. Обобщая работу, можно говорить, что появились примеры лучших практик, которые мы можем тиражировать и на муниципальном уровне. Например, Декларация о повышении качества жизни, которую осенью подписали губернатор Василий Бочкарев и 52 предприятия, заявив о гарантированной выплате повышенной зарплаты и финансовой поддержке женщин, готовящихся стать мамами. Интересна, на мой взгляд, и совместная инициатива профсоюзов, ТПП и Госинспекции труда, согласно которой установлен Сертификат доверия работодателю в части легальных трудовых отношений.
Финансовую культуру стараемся прививать самыми различными способами. В этом году, например, областное министерство финансов разработало и разместило на своем сайте "Путеводитель по бюджету Пензенской области-2013", цель которого помочь разобраться в основных показателях бюджета человеку, далекому от тонкостей бюджетного процесса. Учитывая, что задача повышения открытости бюджета поставлена в Бюджетном послании Президента РФ о бюджетной политике в 2014-2016 годах, планируется, что начиная с 2014 года брошюра "Бюджет Пензенской области для граждан" будет готовиться ежегодно.
Так многогранен и интересен, казалось бы, узкий и специальный сюжет - финансовая культура.