Нижний Новгород. 1 июля. ИНТЕРФАКС-ПОВОЛЖЬЕ - Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области (УФАС) и Банк России отмечают рост числа обращений граждан и юрлиц на действия страховых компаний по навязыванию дополнительных услуг и на отказ в заключение договора ОСАГО из-за отсутствия бланков.
Так, руководитель УФАС Михаил Теодорович сообщил на пресс-конференции во вторник в Нижнем Новгороде, что в прошлом году - с 18 февраля и до конца года - в нижегородское управление антимонопольной службы поступило 262 обращения граждан и юрлиц на действия страховых компаний при оформлении полисов ОСАГО (в том числе 151 обращение - на действия "Росгосстраха"), за I полугодие текущего года - 384 обращения.
Такое поведение страховых компаний, считает М.Теодорович, вязано с тем, что за последние годы стоимость автомобилей, издержки страховых компаний и другие страховые услуги выросли, а тарифы на ОСАГО не менялись.
"Фактически, та экономическая ниша, в которой деятельность по ОСАГО была рентабельной - то, с чего все начиналось, - она, по-видимому, "схлопывается", закрывается", - сказал М.Теодорович.
В свою очередь заместитель руководителя Нижегородского УФАС Сергей Смирнов отметил, что в прошлом году большее число жалоб касалось навязывания дополнительных услуг при оформлении ОСАГО, в текущем году стали больше жаловаться на отсутствие полисов в страховых компаниях. При этом заявители указываются сразу несколько страховых компаний.
С.Смирнов напомнил, что в Нижегородское УФАС в ноябре 2013 года признало "Росгосстрах" нарушившим требования федерального закона "О защите конкуренции" в части навязывания допуслуг к ОСАГО и выдало предписание о прекращении нарушения. Данное решение и предписание страховая компания оспаривает в суде, суд первой инстанции поддержал позицию антимонопольного органа, заседание апелляционного суда намечено на 14 июля.
Он также напомнил, что в случае, если нарушения касаются деятельности компаний, занимающих доминирующее положение на рынке, то нарушения рассматриваются в УФАС, в отношении остальных компаний граждане должны обращаться в Банк России.
Начальник управления службы по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров Банка России в Приволжском федеральном округе (5 регионов ПФО в зоне ответственности - ИФ) Олег Чупалов сообщил в ходе пресс-конференции, что с начала текущего года число жалоб на действия страховых компаний при оформлении полисов ОСАГО выросло на 350%. В мае поступило 170 обращений, в апреле - 136 обращений, тогда как в начале года поступало 30-40 обращений в месяц. Отказываясь от заключения договора ОСАГО, страховые компании сокращают свою долю рынка, сокращают свою убыточность, считает он.
Вместе с тем О.Чупалов отметил, что многие жалобы граждан не подкреплены доказательствами и призвал при обращении в страховую компанию подавать письменное заполненное заявление, протоколировать все действия письменно, вести аудио и видео запись переговоров. В случае письменного обращения и фиксации всех отказов и действий страховых компаний граждане имеют больший шанс на оформление полиса, подчеркнул он.
О.Чупалов сообщил также, что в случае, если есть доказательства нарушений, служба Банка России составляет протокол и направляет его суд, который выносит решение о наложении штрафа на страховщика.
О.Чупалов и М.Теодорович указали на важность гражданской бдительности и гражданской активности в этом вопросе, что в результате приведет к снижению числа нарушений со стороны страховых компаний. Они также рекомендовали гражданам начинать оформление полиса ОСАГО заранее, а не за 2 дня до окончания действия предыдущего полиса ОСАГО, и при этом обращаться в несколько страховых компаний.