Нижний Новгород. 28 марта. ИНТЕРФАКС-ПОВОЛЖЬЕ - Создание единой информационной базы сведений о жилом фонде Нижегородской области позволит повысить в регионе прозрачность расчета платы за потребление коммунальных ресурсов на общедомовые нужды (ОДН), считают в управлении Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области (УФАС).
Как сообщается в материалах УФАС, ведомство направляло письма в министерство ЖКХ и ТЭК Нижегородской области с предложением инициировать рассмотрение правительством региона вопроса о создании единой базы, содержащей сведения о жилом фонде (площадях, этажности, количестве лифтов и т.д.), необходимые для расчета платы за потребление энергоресурсов на ОДН. Причем, речь идет не только о базе по электрической энергии, но и по горячей, холодной воде (вводится с 1 июля 2013 года), а впоследствии - по отоплению (с 1 января 2015 года).
"Когда схема расчетов, начислений платы за коммунальные платежи является понятной каждому потребителю, а взимаемые платежи - обоснованными, основания для обращения с жалобами по вопросам порядка ценообразования на ЖКУ, в том числе потребляемые на ОДН, отсутствуют", - отмечается в материалах УФАС.
Руководитель Нижегородского УФАС Михаил Теодорович на пресс-конференции в четверг сообщил, что с сентября 2012 года, когда в счета на оплату ЖКУ была включена плата за электроэнергию, потребленную на ОДН, в антимонопольное управление поступило почти 700 жалоб от граждан. Причем количество обращений потребителей по вопросам начисления платы за потребление электроэнергии на ОДН продолжает расти. В своих обращениях люди указывают на непрозрачность схемы начисления и выражают несогласие с объемом платы за электроэнергию на ОДН.
М.Теодорович подчеркнул, что специалисты УФАС не выявили нарушений антимонопольного законодательства со стороны ресурсоснабжающих организаций, осуществляющих расчет платы за электроэнергию на ОДН. По его информации, при расчете платы за названную коммунальную услугу основным спорным вопросом является определение площадей многоквартирных домов, помещений, входящих в его состав, в том числе относящихся к общему имуществу собственников.
Руководитель УФАС пояснил, что используемая в расчетах информация о площадях многоквартирных домов является разрозненной, полученной ресурсоснабжающими организациями от жилищных организаций (домоуправляющих компаний и ТСЖ), которые, в свою очередь, не гарантируют достоверность данных. Проверка УФАС выявила, что данные жилищных организаций существенным образом отличаются от сведений БТИ, причем не в пользу граждан.
М.Теодорович также выразил опасение, что с введением с июля текущего года платы за потребленную воду на ОДН может возникнуть значительное число "ошибок возложения на граждан части потерь в сетях", так как в значительной части жилых домов не установлены общедомовые приборы учета потребляемых ресурсов.
"У нас даже с электричеством не во всех домах есть приборы учета. С водой (по оборудованию общедомовыми счетчиками - ИФ) дело обстоит хуже пока, хотя время еще есть (до июля - ИФ)", - сказал М.Теодорович, отметив, что с теплоэнергией ситуация будет еще более сложной, так как общедомовые приборы теплоэнергии "очень дороги". В результате при расчетах платы за воду и тепло на ОДН будут применяться нормативы.
"Откуда возьмутся эти нормативы, как они будут исчисляться, кто будет их контролировать с точки зрения обоснованности, актуальности? Именно эти вопросы беспокоят сегодня. И здесь, к сожалению, возможны нарушения, в том числе и антимонопольного законодательства", - добавил руководитель УФАС.
М.Теодорович сообщил также, что Нижегородское УФАС для обобщения и анализа ситуации опросило 15 теруправлений ФАС России. В опрошенных регионах заявлений от граждан по вопросам начисления платы за потребление электрической энергии на ОДН невелико, "проблема остро не стоит". В отличие от Нижегородской области практически во всех из опрошенных субъектах РФ (в 13 из 15) расчеты с населением ведут преимущественно исполнители коммунальных услуг (ДУКи, ТСЖ), а не ресурсоснабжающие организации. Во всех опрошенных субъектах ситуация с введением платы за потребление энергоресурсов на ОДН находится под контролем соответствующих структур региональных органов исполнительной власти, выполняющих функции координации деятельности всех сторон, участвующих в снабжении начисления. При этом единая база информации является одним из применяемых механизмов оптимизации схемы взаимодействия.