*** В летнюю навигацию 2011 года судно неоднократно ломалось
Казань. 28 мая. ИНТЕРФАКС-ПОВОЛЖЬЕ - Теплоход "Булгария" летом 2011 года неоднократно выходил в рейсы с неисправными узлами, о чем были достоверно осведомлены субарендатор, капитан и его помощники.
Об этом говорится в обвинительном заключении по уголовному делу о крушении "Булгарии", которое оглашается во вторник гособинителем на процессе в Московском райсуде Казани, сообщил корреспондент агентства "Интерфакс-Поволжье".
"На судне был неработающий левый вспомогательный двигатель, осушительная система, ряд других узлов, о чем были осведомлены гендиректор ООО "АргоРечТур" (субарендатор "Булгарии") Светлана Инякина, капитан судна Александр Островский, его 1-й помощник Рамиль Хаметов, старший механик "Булгарии" Владимир Подъячев", - говорится в заключении.
Между тем, субарендатору с помощью недобросовестных чиновников Росречрегистра и Ространснадзора удалось получить право на эксплуатацию судна, но в июне-июле в процессе плавания по туристическим маршрутам (в Пермь, Чебоксары, Казань) по Волге в бассейне Куйбышевского водохранилища судно неоднократно ломалось, шло с креном на левый борт около 5 градусов.
"Левый двигатель был замен на другой, но у него отсутствовала маркировка о времени эксплуатации и ряде других необходимых характеристик", - говорится в заключении.
Кроме того, установлено, что в последний путь по маршруту Казань-Болгар-Казань (10 июля 2011 года) судно вышло со значительным перегрузом: вместо максимального числа людей - 156 (120 пассажиров и 36 членов экипажа) на борту был 201 человек, в том числе 163 пассажира, тогда как спасредства (шлюпки, плоты и спасжилеты) были рассчитаны на 152 человека.
При этом экипаж судна не был соответствующим образом подготовлен на случай каких-либо ЧП, за что отвечал, в частности, Р.Хаметов.
По мнению следствия, Р.Хаметов, будучи вахтенным дежурным, на обратном пути из Болгар в Казань был осведомлен об ухудшении погодных условий, но дал команду на отплытие. При этом в пути он не проследил, задраены ли иллюминаторы, люки.
В итоге в пути начался шторм, вода попала в каюты и другие помещения, крен усилился, вышли из строя двигатели, судно было обесточено.
"Р.Хаметов не предпринял никаких мер для борьбы за живучесть судна, а команда не могла этого делать по причине неподготовленности", - говорится в заключении.
По делу "Булгарии" проходят пятеро обвиняемых: директор ООО "АргоРечТур" Светлана Инякина, старший эксперт Пермского участка Камского филиала Росречрегистра Яков Ивашов, начальник Казанского линейного отдела Волжского управления Госморречнадзора Ространснадзора Ирек Тимергазеев, бывший главный инспектор этого же отдела Владислав Семенов и первый помощник капитана "Булгарии" Рамиль Хаметов.
Обвиняемым, в зависимости от содеянного, предъявлены обвинения в оказании услуг, не отвечающих требованиям безопасности (ст. 238 УК РФ - Инякина, Ивашов), нарушении правил безопасности эксплуатации водного транспорта (ст. 263 УК РФ - Инякина, Хаметов), нарушении правил охраны труда (ст. 143 УК РФ - Инякина) и злоупотреблении должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ - Ивашов, Семенов, Тимергазеев).
Все, кроме В.Семенова категорически отрицают свою вину, В.Семенов - частично.
Уголовное преследование в отношении капитана Александра Островского и старшего механика "Булгарии" Владимира Подъячева, вина которых квалифицировалась по ст. 263.ч.3 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации внутреннего водного транспорта), в связи с их гибелью и с согласия родственников потерпевших, было прекращено.
Пассажирский двухпалубный теплоход "Булгария", построенный в 1955 году в Чехословакии (ранее назывался "Украина"), затонул 10 июля 2011 года на Куйбышевском водохранилище на глубине 18 метров в 3-х км от берега в районе поселка Сюкеево Камско-Устьинского района Татарстана.
На борту находился 201 человек (пассажиры и члены экипажа), спасти удалось 79. Погибли 122 человека, в том числе 28 детей. В числе погибших и выживших - жители Татарстана, Марий Эл, Удмуртии, Ульяновской, Самарской, Челябинской, Волгоградской областей, Пермского края, а также Белоруссии.
Следствие полагает, что непосредственной причиной затопления дизельэлектрохода "Булгария" явилась совокупность факторов: негодность судна к плаванию как по своему техническому состоянию, так и по уровню подготовки его экипажа; несоблюдение требований и правил безопасности судоходства, а также неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей по занимаемым должностям судовладельцем, командным составом экипажа, должностными лицами контролирующих органов и учреждений как при подготовке судна к плаванию, так и при его эксплуатации в навигацию 2011 года.
По делу проходит более 184 потерпевших, 150 свидетелей. Объем уголовного дела - 90 томов, проведено более 250 экспертиз.