Поволжье / Точка зрения 12 февраля 2009 г. 10:53

Буксир для автопрома

Interfax-Russia.ru – Мировой финансовый кризис окончательно загнал отечественный автопром в тупик. Российские автопроизводители рассчитывают на поддержку правительства, а аналитики сомневаются, что в ближайшем будущем отрасли удастся вырваться из капкана.

Тема поддержки российского автопрома в последнее время стала одной из наиболее обсуждаемых. Основной причиной трудностей отечественных автопроизводителей специалисты называют падение потребительского спроса: снижение покупательской способности привело к тому, что продажи на всех рынках сбыта резко снизились, и работа автопредприятий "на склад" потеряла всякий смысл. В целом в IV квартале прошлого года, по расчетам АСМ-Холдинга, по секторам грузового, легкового автомобилестроения и автобусостроения потери в связи со спадом производства составили порядка 60 млрд рублей.

Пожалуй, первым, кто признал проблемы с нехваткой оборотных средств и отсутствием платежеспособного спроса, стал Горьковский автозавод. Еще в прошлом году "ГАЗ", который делает основную ставку на коммерческий транспорт, несколько раз останавливал конвейер. В начале этого года на предприятии была введена укороченная трехдневная неделя. Три дня в неделю теперь будут работать и входящие в "Группу ГАЗ" "Автодизель", "Павловский завод", "Павловский автобус", "Ярославский завод топливной аппаратуры" и "Ярославский завод дизельной аппаратуры".

Сокращения рабочих смен последовали и на других автопредприятиях России. Так, неоднократно и в прошлом, и уже в текущем годах останавливал конвейер "КАМАЗ". В очередной раз предприятие запускает производство 12 февраля, следующая десятидневная остановка запланирована на начало марта, а дальнейшая работа конвейера будет зависеть от востребованности автомобилей. "В зимний период стоять выгоднее, чем работать по сокращенному графику", - считает гендиректор "КАМАЗа" Сергей Коготин.

До 19 января были продлены новогодние каникулы и на "ИжАвто", и на предприятиях компании "Соллерс" в Набережных Челнах. Производственные площадки "Соллерс" в особой экономической зоне "Алабуга", на которых производятся автомобили марок Fiat, Isuzu и SsangYong, начали работу 21 января. Другие производители компании приступили к работе еще позднее: "Заволжский моторный завод" начал поэтапный запуск производства 26 января, а "Ульяновский автомобильный завод" - 10 февраля.

До 2 февраля был продлен и срок новогодней остановки конвейера "АвтоВАЗа". Причем в феврале завод перешел на четырехдневную рабочую неделю. В односменном режиме 9 февраля возобновил работу "GM-АвтоВАЗ", остановленный еще 15 декабря.

Большинство российских автопроизводителей в настоящее время работают только под конкретные заказы, и прогнозы на текущий год, мягко говоря, неутешительны. По расчетам Минпромторга, в 2009 году по рынку РФ объемы продаж только легковых автомобилей упадут как минимум на треть.

Неблагоприятная экономическая обстановка сказалась и на трудовых коллективах автопредприятий. Так, "КАМАЗ" в декабре прошлого года был вынужден сократить 3 тыс. рабочих мест; Горьковский автозавод - более 1,5 тысяч; "GM-АвтоВАЗ" в январе текущего года заявил о намерении уволить 400 сотрудников.

Все это привело к тому, что назрел вопрос о "реанимации" отечественного производителя. На декабрьском совещании в Набережных Челнах замглавы Минфина Александр Новак оценил совокупный объем мер господдержки российского автопрома в 220 млрд рублей. В перечень для господдержки правительство РФ включило пять предприятий автопрома: "АвтоВАЗ", "Соллерс", "ЗИЛ", "КАМАЗ", а также холдинг "Русские машины" (в том числе ОАО "ГАЗ"). Мерами господдержки определены кредитование (госгарантии, субсидирование процентных ставок); докапитализация; реструктуризация налоговой задолженности; госзаказ; протекционистские меры (таможенно-тарифная политика); социальные программы.

Кроме того, с 12 января вступило в силу решение правительства о временном повышении пошлин на ввоз иномарок. Главная цель повышения пошлин - защита отечественных автопроизводителей. Автопроизводители считают данную меру главной из уже принятых. "Эта мера может не нравиться отдельным потребителям, но с точки зрения государственных интересов она оправданна и своевременна, и поддержит нашу отрасль в трудное время", - заявил Interfax-Russia.ru директор департамента по информационной политике "КАМАЗа" Владимир Самойлов.

Между тем радужных надежд по поводу оживления рынка автомобильных продаж в ближайшем будущем отечественные автопроизводители не питают. "Постановление о повышении таможенных пошлин вызвало в конце прошлого года лавинообразный ввоз подержанных иномарок, - прокомментировали Interfax-Russia.ru ситуацию в пресс-службе Горьковского автозавода. - Такого объема хватит для реализации на рынке, по крайней мере, до июля-августа. То есть ощутимую поддержку от повышения пошлин мы почувствуем не ранее этого времени".

Самой актуальной мерой, которую запросили практически все автопроизводители, собеседник Interfax-Russia.ru назвал государственные гарантии банкам по имеющимся кредитам. "Выработка механизмов по предоставлению госгарантий повысила бы эффективность комплекса мер господдержки", - считают на Горьковском автозаводе.

В январе премьер-министр РФ Владимир Путин подписал постановление о направлении из федерального бюджета российским организациям автомобилестроения и транспортного машиностроения 2,5 млрд рублей на возмещение части затрат по выплате процентов по кредитам, взятым на технологическое перевооружение. На "АвтоВАЗе" данные меры считают своевременными. "Основная форма государственной поддержки для "АвтоВАЗа" - стимулирование спроса и получение кредитов на приемлемых условиях для пополнения оборотных средств", - заявили Interfax-Russia.ru в пресс-центре компании.

Подключились к поддержке автопроизводителей и региональные власти. Так, в частности, Нижегородская область в качестве мер по увеличению спроса на продукцию группы "ГАЗ" готова в 2009 году закупать автобусы для нужд транспортных госпредприятий. В частности, в первом полугодии по лизинговой схеме облправительство намерено выделить на закупку 350 автобусов около 75 млн рублей. Что касается легковых автомобилей производства "ГАЗа", то глава региона Валерий Шанцев намерен предложить частным перевозчикам льготную схему покупки легковых автомобилей Volga Siber для обновления автопарка.

По мнению автопроизводителя, подобная поддержка станет серьезной помощью предприятию. "В сегменте коммерческого транспорта, в котором группа "ГАЗ" занимает лидирующие позиции на рынке, от 30% до 60% продукции в докризисный период реализовывалось при использовании кредита и лизинга, - пояснили Interfax-Russia.ru в пресс-службе Горьковского автозавода. - Резкое удорожание процентных ставок сделало эти инструменты практически недоступными для покупателей. В этих условиях необходима поддержка платежеспособного спроса с помощью восстановления кредитно-лизинговых инструментов для покупателей коммерческого транспорта".

Закупки на покупку для государственных и муниципальных нужд автомобилей, производимых на территории Татарстана, запланировало руководство этой республики. Уже сформирована предварительная заявка от министерств на необходимое количество автомобилей. В основном, это большегрузные "КАМАЗы", спецтехника на базе автомобилей "КАМАЗ", а также автомобили, производимые компанией "Соллерс" на территории республики - Fiat Albea и Fiat Ducato. Кроме того, в Татарстане в рамках упорядочения деятельности таксомоторных предприятий планируют "пересадить" на автомобили Fiat Albea и всех таксистов.

О своей готовности помочь муниципалитетам в обновлении пассажирского и спецтранспорта заявило и правительство РФ. На финансирование данной программы в текущем году планируется направить 30 млрд рублей. "Все эти средства также пойдут только на отечественную технику", - заявил премьер-министр РФ Владимир Путин.

Кроме того, для поддержки российского автопрома в Минтрансе будет создана специализированная лизинговая компания, в которую, по словам Путина, из различных источников будет направлено до 40 млрд рублей на закупку отечественной дорожной техники. "Размер авансирования по закупкам автомашин будет увеличен до 50% от суммы контракта", - сказал премьер. При этом, по его словам, в случае, если закупка будет осуществляться непосредственно у производителей, будут отменены требования по обеспечению исполнения контракта: банковская гарантия, страховка, поручительство.

Для поддержки отечественного автопрома правительство РФ также решило выделить 12,5 млрд рублей на закупку автомобилей органами власти. Основные ассигнования, распределение которых утверждено распоряжением правительства от 9 февраля, достались Минобороны, Минздраву и МВД.

"Неплохим инструментом" для финансирования инвестпроектов Путин назвал и возможность выпуска российскими автопредприятиями облигаций. По его мнению, данная мера позволит облегчить доступ к приемлемым по стоимости ресурсам для исполнения инвестпрограмм. Государство же в 2009 году готово помочь автопроизводителям разместить облигации в объеме до 60 млрд рублей, заявил премьер-министр РФ на декабрьском совещании в Набережных Челнах. Подобным механизмом уже воспользовался ряд предприятий. В декабре прошлого года совет директоров ОАО "ГАЗ" принял решение выпустить облигации четырех серий на общую сумму 20 млрд рублей; "АвтоВАЗ" подготовил пять выпусков биржевых облигаций на 5 млрд рублей; о намерении выпустить облигации на 10 млрд рублей заявил "КАМАЗ".

"Инвестирование в модернизацию отрасли является ее залогом конкурентоспособности в будущем, - считают на Горьковском автозаводе. - Кризис пройдет, а потребность рынка в современных технологиях и качественной продукции нового поколения останется и возрастет".

Устойчивость предприятий в период кризиса зависит не только от государства, но и от самих автопроизводителей. Так, внедряемая "Группой ГАЗ" антикризисная программа включает снижение на 20% себестоимости производства, на 10% - расходов по закупке материалов, на 10% - энергозатрат на производство одного автомобиля за счет балансировки рабочих смен, а также снижение на 10% оборотного капитала за счет уменьшения складских запасов сырья и готовой продукции.

По мнению руководства предприятия, эта программа позволит значительно повысить эффективность компании и стимулировать спрос на продукцию в условиях кризиса. "Поэтому для обеспечения устойчивости предприятий в условиях резкого падения платежеспособного спроса на рынке (в IV квартале 2008 года - 50-70% в различных сегментах коммерческого транспорта) группа "ГАЗ" не просит у государства прямых финансовых вливаний, поскольку работает над снижением кредитного портфеля и считает нецелесообразным увеличивать долговую нагрузку", - отметил собеседник Interfax-Russia.ru.

Еще одной мерой, которая, по мнению автопроизводителей, будет способствовать стимулированию потребительского спроса на отечественные автомобили, является предоставление для физических лиц госгарантий по кредитам на покупку автомобилей. Минэкономразвития и Минпромторгу дано поручение разработать и внести в правительство правила по предоставлению субсидий банкам на покрытие части процентной ставки по автокредитам. На эти цели из бюджета выделено 2 млрд рублей. Банки будут получать субсидии по кредитам, выданным физлицам на приобретение российских легковых автомобилей стоимостью до 350 тыс. рублей.

Безусловно, главной мерой, которая сможет помочь не только автопрому, но и всему машиностроению, станет оживление потребительского рынка. Без этого все остальные меры эффекта не дадут, считают на "КАМАЗе". "Из прямых мер по поддержке автопрома главной, на наш взгляд, является увеличение прямого госзаказа на 2009 год и перенесение части госзаказа с 2010 и 2011 года на этот год. Это позволит пережить паралич наших основных потребительских рынков и за счет выполнения госзаказа не останавливать конвейер", - заявил директор департамента по информационной политике компании Владимир Самойлов.

Госзаказ, лизинговые программы и поддержку потребителя путем кредитования в числе основных мер по стимулированию спроса на продукцию отечественных автопроизводителей отметили и в "Соллерсе". "Это – самые ключевые моменты, - заявили Interfax-Russia.ru в пресс-центре компании. – Это тот самый "нерв", на который надо давить".

Поддержка автомобилестроения была названа в числе основных направлений антикризисных мероприятий правительства России. Государство надеется, что ситуацию в отечественном автопроме удастся переломить в лучшую сторону уже в текущем году. Между тем, аналитики инвестиционных компаний сомневаются, что объявленная господдержка сможет обеспечить в текущем году существенную помощь автопрому РФ. По оценкам аналитика финансовой корпорации "Уралсиб" Натальи Сорокиной, объем программы субсидирования процентных ставок "АвтоВАЗу", например, сможет обеспечить всего 20% внутренних продаж и вряд ли способен подстегнуть рост рынка в сложном 2009 году.

По мнению аналитика ИК "Тройки Диалог" Геннадия Суханова, кредитные продажи способны поддержать спрос на российские автомобили. Однако, отмечает эксперт, благодаря такой господдержке рынок не вырастет, а лишь меньше упадет. Причем, по оценке аналитика, скорее всего, новые меры вступят в силу ближе к середине года.

Аналитик Альфа-банка Ольга Найденова также сомневается, что предоставление государством субсидий на покрытие части процентной ставки по автокредитам поможет российскому автопрому. По ее мнению, в условиях существенного снижения доходов, роста безработицы и негативных ожиданий не стоит ждать роста спроса на товары длительного пользования, такие как автомобили. "Единственное, что может подстегнуть рост спроса на товары длительного пользования, это стабилизация на макроэкономическом уровне, когда начнет улучшаться ситуация на рынке труда", - сказала Найденова агентству "Интерфакс-АФИ".

Впрочем, к затяжному кризису готовятся и мировые автопроизводители. На экономической конференции в Саудовской Аравии глава Nissan Motors Co Карлос Госн заявил, что мировому автомобильному рынку может потребоваться более семи лет, чтобы вернуться к уровню продаж 2007 года в 69 миллионов единиц.

Обозреватель Анастасия Николаева