Interfax-Russia.ru – Одно из "7 чудес" Ульяновской области - последний в России табун коней-першеронов – вряд ли переживет грядущую зиму. Несмотря на усилия энтузиастов, животным грозит голодная смерть.
Першероны – это лошади-тяжеловозы особой породы, выведенной во Франции в начале XIX века путем скрещивания восточных, главным образом, арабских жеребцов с местной упряжной породой тяжелого западного типа. Этих лошадей использовали для работ, требующих выносливости и силы. Например, именно их впрягали в первые трамваи-конки. Першеронов также использовали для конных прогулок - считается, что они обеспечивают особенно мягкий ход.
В Россию першеронов стали ввозить в XIX веке. Сначала их разводили на Хреновском конезаводе под Тулой. Во время Великой Отечественной войны конезавод эвакуировали в Ульяновскую область. Сейчас ФГУП "Племенной конный завод "Октябрьский" единственный в России, где выращиваются лошади першеронской породы.
К сожалению, сейчас ситуация на заводе весьма плачевная. За последние несколько лет на предприятии, которое некоторое время находилось в процедуре банкротства, сменилось несколько руководителей. Как минимум, два предыдущих были отстранены от должности за несвоевременную выплату заработной платы.
Впрочем, и приход нового руководства мало что изменил на конезаводе. Нынешнее состояние когда-то крепкого хозяйства иначе как катастрофическим не назовешь. В недавнем прошлом першероны участвовали и побеждали в соревнованиях, а сегодня вынуждены страдать от голода. На конезаводе нет денег на корм, лекарства, ремонт конюшни, зарплату работникам. "Многим работникам конюшни задолжали по 50 тыс. рублей и более, долги копятся. Но это не главное", - рассказали Interfax-Russia.ru на конезаводе.
По словам работника предприятия, самое страшное, что от голода страдают уникальные племенные животные, кроме того, на конюшне уже достаточно давно нет ни света, ни тепла. "Теперь, чтобы покормить вечером животных, мы вынуждены не соблюдать положенный режим питания, а приходить в то время, когда на улице еще светло", - говорят на конезаводе.
Спасти от бескормицы последних 56 содержащихся на местном конезаводе лошадей редкой породы пытаются и работники конезавода, и студенты с преподавателями Ульяновского госуниверситета, и энтузиасты. Местные жители периодически снабжают конезавод сеном, но кормить коней одним сеном невозможно - животным нужен овес, без него они могут не пережить зиму.
Несколько преподавателей и студентов Ульяновского госуниверситета еще летом организовали специальный сайт, посвященный ульяновскому заводу и першеронам. С одной стороны, они пытаются заработать денег на овес, с другой - помочь конезаводу найти новых помощников.
Кроме того, чтобы собрать лошадям деньги на покупку овса они выпустили двухтысячным тиражом открытки, посвященные першеронам. На них детские рисунки и рассказы, посвященные той или иной лошади, и контакты инициативной группы. За счет продажи этих открыток и пожертвований собрали средства на так необходимые лошадям овес и лекарства: на 29 тыс. рублей купили 13 тонн корма, еще 6 тыс. рублей потратили на специальные очень редкие лекарства.
Наконец, активисты подготовили и направили в различные ведомства соответствующие обращения. "Куда мы только не писали - от Минсельхоза России до виртуальной приемной губернатора Ульяновской области. Везде нам отвечали, что наш вопрос "будет рассмотрен в установленные сроки". Не знаю, удастся ли нам пробить эту чиновничью стену, но оставлять лошадей в таком состоянии больше нельзя", - рассказывала в конце июня агентству "Интерфакс-Поволжье" преподаватель кафедры рекламы УлГУ Альбина Гарифзянова.
В конце августа студенты собирались провести благотворительный концерт с участием ведущих рок-групп Ульяновска. Вырученные средства также планировалось потратить на корм першеронам и лекарства для них, а остатки - на ремонт конюшни, которая находится в очень плохом состоянии. Однако концерт провести так и не получилось, сообщил Interfax-Russia.ru один из студентов - участник инициативной группы УлГУ.
Впрочем, на корм лошадям еще немного денег собрать удалось. В конце октября першеронам привезли 7,5 тонн овса, еще примерно столько же Октябрьскому конезаводу передали из Димитровграда. Между тем, этого количества корма хватит от силы на два месяца. "Почти весь октябрь наши животные голодали. Представьте себе, сколько им нужно есть, чтобы хоть отчасти нейтрализовать эту вынужденную голодовку. А впереди зима, кормов нужно больше, чтобы лошади могли спокойно перенести низкую температуру", - говорят на конезаводе.
По словам собеседника Interfax-Russia.ru, недавно конному заводу от регионального Минсельхоза было выделено несколько тонн озимой пшеницы на корм животным, однако в ведомстве не учли, что лошадей нельзя кормить таким зерном. В результате, по решению руководства предприятия, пшеница была роздана работникам конезавода в счет погашения долгов по зарплате, причем из расчета цены, в полтора раза превышающей среднюю стоимость зерна. Многие отказались от такой "зарплаты".
В принципе, как в свою очередь пояснила Interfax-Russia.ru главный зоотехник ООО "Племконзавод "Казанский" Наталья Корнеева, лошадям можно давать небольшое количество пшеницы или ячменя, но все же основным кормом для них является овес. "На каждые 5 кг овса можно добавлять лишь около 1 кг ячменя, пшеницы или пшеничных отрубей, кукурузы", - говорит Корнеева.
По ее словам, для того, чтобы обеспечить животным минимальный суточный рацион, каждому необходимо ежедневно 10-12 кг сена, 6-7 кг фуражного зерна и солома – на подстилку. В среднем, добавляет специалист, содержание одного животного в день конезаводу обходится в 100 рублей. "Но это лишь те средства, которые необходимы лошади, чтобы она не умерла с голоду. Для того чтобы полноценно содержать породистых, племенных животных необходимо гораздо больше", - отметила Корнеева.
В сложившейся ситуации Октябрьский конезавод может получить деньги, только продавая лошадей. Однако лошади - товар очень специфический, и покупателей на него не так много. К тому же, из-за бесконечной смены конкурсных управляющих за последние два года ситуация на заводе еще более осложнилась. А последний директор и вовсе запретил продавать лошадей. "К нам каждый день обращаются с предложением покупки лошадей, но из-за запрета на их продажу дело стоит на месте", - уточняет работник конезавода.
Не рассматривает руководство и вариант сдачи животных "в аренду". Такой способ спонсорской помощи в последнее время практикуется на некоторых государственных конезаводах. Так, частное лицо на договорной основе в качестве благотворительности обязуется взять на откорм несколько лошадей. Однако вывозить животных с территории конюшни категорически запрещается.
Тем временем, в Минсельхозе Ульяновской области не отрицают, что конезавод "Октябрьский" испытывает серьезные трудности. Однако для объективной оценки ситуации, сложившейся в настоящее время на конезаводе, в Минсельхозе считают необходимым учитывать события, предшествующие сегодняшнему положению дел на предприятии.
Как пояснил Interfax-Russia.ru начальник отдела животноводства министерства сельского хозяйства Ульяновской области Александр Малышев, конный завод "Октябрьский" является федеральной собственностью, и контроль за его деятельностью осуществляет представитель собственника - территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом (ТУ ФАУФИ) по Ульяновской области.
Проблемы у предприятия, отмечает представитель Минсельхоза, начались в 2006 году, когда приказом руководителя ТУ ФАУФИ по Ульяновской области исполняющим обязанности директора конезавода назначили Виктора Голыгина. "Не имея практического опыта руководства сельхозпредприятием, Голыгин полностью дезорганизовал хозяйственную деятельность конезавода. В зимовку 2007-2008 года он не обеспечил заготовку грубых и концентрированных кормов для животных", - рассказал Малышев.
По его словам, пахотные земли конезавода в то время не обрабатывались, техника и прицепной инвентарь распродавались по бросовым ценам в счет погашения долгов предприятия, и обеспечить поголовье лошадей кормами и предотвратить их гибель тогда удалось только после помощи предприятий области.
Именно Галыгин инициировал в 2007 году процедуру банкротства предприятия, которая впоследствии была прекращена по ходатайству нового руководства завода.
Позже руководство конезавода просило у Росимущества выделить 2 млн рублей на приватизацию находящегося в госсобственности имущества предприятия, однако вопрос о выделении средств на приватизацию до сих пор не решен. Остались без внимания и неоднократные обращения Минсельхоза Ульяновской области к руководству территориального управления Росимущества о принятии неотложных мер по выходу из создавшегося положения на конезаводе, говорит собеседник Interfax-Russia.ru.
По его словам, теруправление также проигнорировало приказ Минсельхоза РФ о назначении на должность руководителя конезавода компетентного лица.
В июне министерство сельского хозяйства Ульяновской области в очередной раз обратилось к новому руководителю теруправления с призывом принять срочные меры по выходу из создавшегося положения на конезаводе. Параллельно, рассказал Малышев, министерство обратилось к ведущим сельхозпредприятиям региона с просьбой оказать спонсорскую помощь конезаводу в виде фуражного зерна урожая текущего года.
Пока же в ожидании помощи от региональных и федеральных структур конезавод рассчитывает лишь на помощь энтузиастов. С предложениями о помощи в сообщество инициативной группы по спасению першеронов в одной из популярных социальных сетей ежедневно обращаются желающие помочь. "Могу помочь лишь тем, что имею возможность взять себе какую-нибудь "бесполезную" лошадь. Т.е. старую, больную, в общем, ту, которая проку заводу уже не дает, а порцию еды съедает"; "Мы, международный молодежный клуб "Ротаракт", готовы вам помочь - провиантом и по возможности чем-то еще"; "Помогу продать пару голов!!! Мне нужен жеребец не в спорт, не в прокат... в домашние условия", - вот лишь несколько предложений о помощи.
"Ездила на завод, видела все своими глазами... Всю эту разруху, нищету, ненужность. Завод держится на честном слове и общественном энтузиазме. Я ожидала чего-то подобного, но не в таких вселенских масштабах!.. Ребята, вы большие молодцы, что взялись за это дело! Кроме вот таких энтузиастов как вы и персонал завода эти лошади никому не нужны. Надеюсь, с миру по нитке лошади будут сыты", - а так комментирует ситуацию на конезаводе одна из участников форума.
Кстати, по итогам регионального конкурса "Семь чудес света" першероны, наряду с реликтовым Белым озером, Никольской горой, Юловским прудом, храмом Дмитрия Солунского, Скрипинскими кучурами и мемориальной зоной "Родина Ленина", официально признаны чудом Ульяновской области. За счет популяризации этих чудес область планировала увеличить в регион приток туристов.
Вот только одно из этих чудес - живое и находится на грани вымирания. По оценкам работников конезавода, першероны доживают последние дни. В лучшем случае, говорят они, лошади протянут до конца декабря и, если ситуация коренным образом не поменяется, зиму они не переживут.
Обозреватель Анастасия Николаева