ЕГЭ не без ошибок

Interfax-Russia.ru – В ходе проведения ЕГЭ почти повсеместно выявляются нарушения. Рособрнадзор уверен - организационных "ляпов" становится меньше, но россиянам так не кажется.

Завершилась первая – основная – волна сдачи выпускниками единых государственных экзаменов. ЕГЭ в этом году сдавали более 967 тыс. выпускников.

Часть из них останется без аттестатов. "На сегодняшний день уже ясно, что 8 тыс. 251 человек из числа выпускников 2010 года не сдали два обязательных экзамена – русский язык и математику", - сообщила на брифинге руководитель Рособрнадзора Любовь Глебова. По ее словам, это составляет 1,1% от общего количества выпускников, тогда как в прошлом году без аттестатов остались 3,3% детей.

В целом же, считает руководитель Рособрнадзора, количество выпускников, которые сдают экзамен и получают стабильный средний результат, увеличилось. "Таким образом, ЕГЭ показывает ожидаемый уровень знаний, соответствующий школьной аттестации", - отметила Глебова.

Тем не менее, по ее словам, Рособрнадзор перепроверит все стобалльные работы, а также выборочно работы, по которым получено больше 80 баллов. Глава ведомства пояснила, что в России есть регионы, в которых сильно превышен среднестатистический результат проверки знаний выпускников по стране. Среди таких регионов Глебова назвала Карачаево-Черкесию, Башкирию, Калмыкию, Липецкую и Мурманскую области.

Впрочем, по-прежнему процесс организации проведения ЕГЭ вызывает нарекания у учеников и их родителей. Так, по словам руководителя "горячей линии" Общественной палаты РФ Любови Духаниной, в этом году снова много жалоб было связано с порядком проведения экзамена. "По-прежнему сохраняется низкий уровень информирования детей и родителей. Дети, в частности, не знают когда и где искать результаты завершившихся экзаменов, не проинформированы о продолжительности экзаменов", - рассказала Interfax-Russia.ru Духанина.

Вместе с тем, по ее словам, появляется все больше детей и родителей, успешно освоивших новый порядок проведения итоговой аттестации. В этом случае, отмечает член Общественной палаты РФ, у обращающихся на "горячую линию" появляются совсем другие вопросы. "Анализируя процесс сдачи экзаменов с точки зрения соблюдения прав детей, родители информируют о технических сбоях компьютеров – неправильном сканировании работ выпускников, о нехватке дополнительных листов", - пояснила Духанина. Все это, по ее мнению, приводит к снижению реального результата ребенка.

По-прежнему, отмечает собеседник Interfax-Russia.ru, есть пожелания, чтобы организаторы ЕГЭ, особенно те, кто находится внутри классных комнат во время экзаменов, были более компетентны.

Справедливости ради стоит отметить, что нарушений в этом году зафиксировано несколько меньше, чем в прошлом. Хотя и прогремели на всю страну инциденты в Астраханской, Ростовской и Воронежской областях, где учителя помогали детям сдавать ЕГЭ. Так, в Володарском районе Астраханской области правильные ответы своим подопечным диктовали по телефону три педагога одной из школ. А в Морозовске Ростовской области 70 учителей попались на том, что во время ЕГЭ по русскому языку за деньги заполняли экзаменационные листы. Организатором аферы был руководитель районного отдела образования. В отношении чиновника возбуждено уголовное дело.

Нарушения в ходе проведения экзаменов были зафиксированы и в Татарстане. Поводом для разбирательства также стали действия организаторов, позволивших сфальсифицировать результаты экзаменов определенным ученикам. Так, например, одного из школьников по какой-то причине пересадили из одной аудитории в другую, работу другого вынесли из аудитории, якобы, для консультации.

Кроме того, Рособрнадзор выявил факт размещения в интернете работы по информатике и ИКТ одного из выпускников школы в Азнакаевском районе республики. "3 июня решением Государственной экзаменационной комиссии Татарстана результаты данной работы аннулированы, ученик будет сдавать экзамен в резервный день повторно", - сообщила журналистам заместитель министра образования и науки республики Людмила Нугуманова. При этом она считает поступок ученика необдуманным: "ведь он подвел и себя, и школу, и республику".

Среди выявленных грубых нарушений в ходе проведения ЕГЭ замминистра назвала также использование на экзаменах сотовых телефонов. По словам замминистра, было изъято более 140 мобильников, а в 22 случаях школьников за пользование сотовыми телефонами и шпаргалками во время экзамена удалили из аудиторий.

К ответственности за нарушения правил проведения экзаменов в Татарстане привлечены девять организаторов ЕГЭ: пятеро – к дисциплинарной, четверо – к административной. "К административной ответственности привлечены 4 организатора ЕГЭ, в частности, в Казани, в Нурлатском районе республики. Их дела переданы в суд для оформления штрафов", - рассказала Нугуманова.

Появились претензии к проведению ЕГЭ и в Удмуртии. По крайней мере, в одном из районов республики при проведении госэкзамена по математике прокуратура выявила целый "букет" нарушений. Так, в Граховской средней общеобразовательной школе, на базе которой в районе проводился ЕГЭ, в помещения, где проводился экзамен, мог пройти абсолютно любой желающий. "В школе во время экзамена допущено пребывание лиц без документов, подтверждающих их полномочия", - отмечается в сообщении прокуратуры Граховского района.

Помимо этого организаторы ЕГЭ опаздывали на пункт сдачи экзамена. В некоторых случаях на экзаменах присутствовали организаторы, не прошедшие инструктаж. Кроме того, отдельным участникам ЕГЭ места в аудитории указывал не компьютер, а организаторы.

"Организаторами не обеспечено требование, согласно которому участник ЕГЭ при входе в аудиторию должен все лишние вещи оставить на специально выделенном столе у входа внутри аудитории. Практически все участницы ЕГЭ проносили на отведенные им в аудитории места сумки, садились, доставали их сумок различные вещи и только после этого, через какое-то время, вставали с мест и относили сумки к столу, стоящему при входе в аудиторию", - говорится в сообщении прокуратуры.

Прокуратура также выявила факты использования дежурными по этажу мобильных телефонов, выдачу комплектов экзаменационных материалов организаторам еще до запуска участников ЕГЭ в пункт проведения экзаменов.

Между тем, в министерстве образования и науки Удмуртии с предъявленными претензиями прокуратуры не согласны и аннулировать результаты проведения ЕГЭ не намерены. "Скорее всего, сам сотрудник прокуратуры не был должным образом проинформирован о правилах проведения ЕГЭ", - пояснила Interfax-Russia.ru начальник отдела общего и дошкольного образования Минобрнауки Удмуртии Лариса Пластинина.

По ее мнению, большая часть отмеченных прокуратурой нарушений не является таковыми на самом деле. В частности, она обратила внимание на то, что в правилах сдачи ЕГЭ не прописан пункт о том, что организаторы ЕГЭ в коридорах не имеют права пользоваться сотовыми телефонами.

Тем не менее, по фактам выявленных проверкой массовых нарушений законодательства о порядке организации и проведения ЕГЭ прокуратура района внесла представления на имя главы администрации района и директора Граховской школы с требованием о привлечении виновных лиц к дисциплинарной ответственности.

Кроме того, в отношении уполномоченного государственной экзаменационной комиссии ГЭК и руководителя пункта приема экзамена прокурор возбудил административные производства по ч.4 ст.19.30 КоАП РФ (нарушение установленного законодательством РФ в области образования порядка проведения государственной итоговой аттестации). Прокуратура направила материалы для рассмотрения в суд. Санкция статьи предусматривает возможность наложения на виновных должностных лиц штрафа в размере до 40 тыс. рублей.

Вместе с тем, по признанию главы Рособрнадзора Любови Глебовой, от многих первоначальных трудностей с единым государственным экзаменом в этом году удалось избавиться. "В 2009 году ЕГЭ как обязательный выпускной экзамен по всей стране проходил впервые. Было много трудностей, "детских болезней". Сейчас от них, судя по всему, удалось избавиться", - сказала Глебова в интервью "Комсомольской правде".

По ее мнению, ЕГЭ дает "абсолютно объективную картину" знаний учеников, а также "показывает работу каждого учителя".

Между тем, судя по социологическим данным, в России все больше недовольных ЕГЭ. За последние два года увеличилось число россиян, недовольных отменой вступительных экзаменов в вузы и введением единого государственного экзамена, сообщают социологи "Левада-Центра". Как показал всероссийский опрос, отрицательно к введению ЕГЭ относится 43% респондентов (против 36% в 2007 году), а положительно – 34% (40%).

Только 12% опрошенных (в 2006 году – 18%) полагают, что ЕГЭ лучше оценивает знания, чем обычные экзамены. Противоположного мнения придерживается 41% россиян (29%). Еще 28% опрошенных считают эти две формы контроля знаний в целом равнозначными.

При этом, по мнению более четверти россиян (27%), с введением ЕГЭ количество взяток, "блата" и других злоупотреблений при окончании школы и поступлении в вузы увеличилось. 15% наоборот считают, что коррупции в этом вопросе стало меньше, 31% - что ничего не изменилось. 28% респондентов затруднились ответить.

А по данным опроса, проведенного в июне Фондом "Общественное мнение" (ФОМ), введение ЕГЭ не одобряют 56% россиян – пять лет назад доля таких респондентов была всего 29%. Сейчас введение единого госэкзамена поддерживают лишь 19% респондентов, отметили в ФОМ.

Обозреватель Анастасия Николаева