Точка зрения 22 ноября 2011 г. 16:05

Фактор безответственности

Interfax-Russia.ru – Общественная комиссия РФ видит причину кораблекрушения "Булгарии" в грубых нарушениях, допущенных экипажем.

Общественная палата РФ вынесла свой вердикт по делу о крушении теплохода "Булгария".

Напомним, что пассажирский двухпалубный теплоход "Булгария" затонул 10 июля на Куйбышевском водохранилище в районе поселка Сюкеево Камско-Устьинсукого района Татарстана. Из 208 человек, находившихся на борту, удалось спасти 79. Погибли 122 человека, в том числе 28 из 40 находившихся на борту детей и подростков.

По факту кораблекрушения "Булгарии" возбуждено три уголовных дела – по факту нарушения правил эксплуатации внутреннего водного транспорта (ст.263 УК РФ), по факту оказания услуг, не отвечающих требования безопасности (ст.238 УК РФ), по факту неоказания капитаном судна помощи терпящим бедствие (ст. 270 УК РФ). Потерпевшими по этим делам признаны более 200 человек.

В рамках следствия были арестованы гендиректор ООО "АргоРечТур" (субарендатор "Булгарии") Светлана Инякина и старший эксперт Камского филиала Российского речного регистра 62-летний Яков Ивашов. Им обоим предъявлены обвинения по ч.3 ст.238 УК РФ (оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц).

Кроме того, задержаны два чиновника Ространснадзора: начальник Казанского линейного отдела Волжского управления государственного морского и речного надзора Ирек Тимергазеев и главный госинспектор этого же отдела Владислав Семенов. Они подозреваются в совершении преступления, предусмотренного ст.293 УК РФ (халатность).

СК РФ расследует причины трагедии, однако пока не опубликовал результатов расследования. По предварительной версии, крушение, в частности, произошло из-за неисправности двигателя, систем радиооповещения, недостатка средств спасения, а также перегруженности судна пассажирами и членами команды. Расследование по делу о крушении "Булгарии" продлено до 10 января 2012 года.

Между тем, после трагедии по инициативе комиссии Общественной палаты РФ по общественному контролю за деятельностью и реформированием правоохранительных органов и судебно-правовой системы была создана общественная комиссия. Члены комиссии решили не только разобраться в причинах трагедии, но и оценить существующие на внутреннем водном транспорте проблемы.

В работе комиссии приняли участие более 50 экспертов в области создания и эксплуатации объектов внутреннего и морского транспорта и обеспечения безопасности судоходства. Члены комиссии не только обследовали теплоход после подъема, но и изучили сферу нормативного правового регулирования деятельности внутреннего водного транспорта, проанализировали действующую систему управления отраслью, работу речных портов, сферу государственных и коммерческих услуг.

Эксперты также ознакомились с официальным заключением Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по расследованию аварии и актами Российского речного регистра по результатам освидетельствования судна.

Напомним, что комиссия Ространснадзора назвала причинами аварии совокупность нескольких факторов. В том числе вину за крушение возложили на судовладельца и капитана судна. Именно они, по версии Ространснадзора, не выполнили требования нормативных документов, "регламентирующих безопасность судоходства при планировании, подготовке и осуществлении рейса".

Непосредственной причиной затопления судна Ространснадзор назвал "существенное снижение его остойчивости в штормовых условиях". В том числе и из-за попадания в помещения забортной воды. Это, в частности, произошло и благодаря открытым бортовым иллюминаторам.

Скопление воды в отсеках ниже главной палубы привело к значительному крену судна на правый борт. Последующее затопление судна произошло из-за поступления большого объема забортной воды в корпус судна с правого борта через главную палубу. Комиссии Ространснадзора даже удалось поминутно восстановить картину трагедии.

В числе причин небезопасного плавания она также назвали низкую квалификацию и недисциплинированность членов экипажа судна.

Эксперты общественной комиссии пришли к выводу, что экипаж судна не выполнил требования по безопасности судоходства. Кроме того, по мнению общественников, речь идет о несоблюдении общепринятых приемов и способов управления судном при штормовых условиях.

Экипаж не подготовил судно к выходу в рейс в соответствии с метеорологическим прогнозом для Куйбышевского водохранилища, вынесла свой вердикт общественная комиссия.

В том числе, обращают внимание эксперты, экипаж не поставил судно на ровный киль, не задраил иллюминаторы, включая аварийные, не отремонтировал левый главный двигатель, не запасся необходимым количеством топлива, не подключил средства связи к аварийным автономным источникам питания, к тому же судном управляли без учета его реальной загрузки.

"Наличие начального крена судна на правый борт, появление дополнительного крена на правый борт при повороте судна влево, а также порыв шквального ветра и волнение привели к интенсивному поступлению воды в корпус через открытые иллюминаторы правого борта и, как следствие, к потере устойчивости и затоплению судна", - говорится в заключении экспертов.

По итогам общественного расследования причин аварии комиссия пришла к выводу, что основными причинами гибели теплохода "Булгария" стали невыполнение судовладельцем и капитаном судна требований нормативных документов по безопасности судоходства, а также низкая квалификация и недисциплинированность членов экипажа судна.

По мнению экспертов, очень сильно на сложившуюся на внутреннем водном транспорте ситуацию, при которой стали возможны подобные нарушения, повлияла децентрализация системы управления после административной реформы 2004 года. Созданная в соответствии с принципами этой реформы система государственного управления на транспорте не способствует безопасному и эффективному функционированию внутреннего водного транспорта, утверждают эксперты.

Заключение по итогам общественного расследования причин аварии теплохода "Булгария" 21 ноября направили президенту РФ Дмитрию Медведеву. В нем также содержится ряд рекомендаций по совершенствованию системы государственного регулирования в области внутреннего водного транспорта.

В частности, по мнению экспертов, система управления, контроля и надзора на внутреннем водном транспорте нуждается в "повышении ответственности судовладельцев за счет внедрения действенных инструментов в области управления безопасностью, страхования, административного воздействия".

Кроме того, считают члены общественной комиссии, необходимо повышать роль экипажа судна и дисциплину на флоте "путем формирования привлекательного имиджа профессии"; создавать условия для обновления флота, при которых российские судовладельцы получат стимулы и возможность строить новые суда на российских верфях; а также законодательно закрепить отраслевое саморегулирование.

Члены комиссии обратились к главе государства с просьбой поручить соответствующим органам исполнительной власти изучить внесенные предложения.

Заключение комиссии также отправили председателю правительства РФ Владимиру Путину, председателю Государственной думы РФ Борису Грызлову, председателю Совета Федерации РФ Валентине Матвиенко, генеральному прокурору Юрию Чайке и председателю СК РФ Александру Бастрыкину.

Вместе с тем правительство РФ уже внесло в Госдуму законопроект по усилению безопасности на транспорте. Так, разработчики документа предлагают внести изменения в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП), ужесточающие административную ответственность за безлицензионную перевозку пассажиров.

Кроме того, предлагается внести изменения в закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". В частности, в нем предлагается прописать, что транспортные компании, в том числе судоходные и железнодорожные, до начала предпринимательской деятельности обязаны подавать уведомления о начале такой деятельности.

Еще один блок поправок коснется Кодекса внутреннего водного транспорта (КВВТ). Планируется перераспределить государственные функции между федеральными органами исполнительной власти на внутреннем водном транспорте, создать администрации речных бассейнов на базе существующих бассейновых управлений.

На администрации речных бассейнов предлагается возложить функции по портовому контролю судов, путевым работам, по содержанию судоходных гидротехнических сооружений, пропуску судов через них, диспетчерское регулирование и управление движением судов, регистрацию в судовых реестрах, дипломирование командного состава, выдачу лоцманских удостоверений и т.д.

При этом контроль за соблюдением законодательства в области внутреннего водного транспорта, контроль за деятельностью лоцманских служб предлагается закрепить за Федеральной службой по надзору в сфере транспорта.

Документ также вносит изменения в ряд отраслевых законов. Так, контрольно-надзорным структурам предоставляется право проводить превентивную проверку эксплуатируемых транспортных средств и иных технических средств.

По мнению премьер-министра РФ Владимира Путина, трагедии, подобные трагедии с "Булгарией", происходят из-за разрушения системы контроля. Выступая на Всероссийской конференции транспортников в Новосибирске, премьер обратил внимание на то, что когда порт становится частным, он уже не обязан проверять то, как судно выходит в рейс.

"Он (порт) не имеет права проконтролировать, выпускать или не выпускать. Ему (судну) дали один раз лицензию, и все, на этом все закончилось. И каждая контролирующая организация потом говорит: "А мы это не имеем права, это не имеем права". Никто ничего не имеет права сделать, а в результате получаются такие трагедии", - сказал Путин.

Премьер подчеркнул, что необходимо не просто увеличивать число проверяющих, а необходимо создать эффективную систему государственного контроля за этим видом деятельности.

Обозреватель Анастасия Николаева

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще