Interfax-Russia.ru – Оба капитана судов, прошедших мимо затонувшей "Булгарии", отделались штрафами. При этом второй из них свою вину так и не признал.
Напомним, что уголовные дела по фактам неоказания помощи капитанами сухогруза "Арбат" и теплохода "Дунайский-66", которые, по свидетельствам очевидцев, прошли мимо места катастрофы "Булгарии" и не помогли тонущим пассажирам, были возбуждены практически сразу после крушения теплохода.
Несмотря на утверждения капитанов о том, что они технически не могли помочь тонущим пассажирам, что, кстати, подтверждали и руководивший спасательными работами капитан судна "Арабелла" Роман Лизалин, и эксперты, следствие сочло капитана "Дунайского-66" Александра Егорова (Пермский край) и капитана сухогруза "Арбат" Юрия Тучина (Астрахань) виновными в неоказании помощи терпящим бедствие (ст.270 УК РФ).
Расследование уголовных дел в отношении капитанов было завершено в конце сентября 2011 года. По версии следствия, 10 июля 2011 года капитаны обоих судов, следовавших по акватории Куйбышевского водохранилища на Волге, в районе места крушения дизель-электрохода "Булгария", видели терпящих бедствие людей на спасательных плотах. Однако, в нарушение Кодекса внутреннего водного транспорта РФ, не приняли все возможные меры, необходимые для их спасения при отсутствии какой-либо опасности для судна и его экипажа.
Судебный процесс над 60-летним Тучиным начался 21 ноября. Дело слушалось в особом порядке, поскольку капитан "Арбата" признал свою вину частично - в том, что не остановился в районе трагедии. К тому времени "Булгария" уже затонула, и в условиях шторма он видел лишь плоты.
По словам капитана, 10 июля в 13:25 он сообщил диспетчеру Камского Устья о происшедшем. Позже ему поступила команда продолжать движение. Капитан также считает, что его судно могло подавить плоты. При этом Тучин отмечал, что 30 лет прослужил на флоте и не раз оказывал помощь терпящим бедствие на воде.
26 декабря 2011 года Камско-Устьинский районный суд Татарстана признал капитана сухогруза "Арбат" виновным в неоказании помощи терпящим бедствие при крушении теплохода "Булгария" и приговорил его к штрафу в размере 130 тыс. рублей.
При этом гособвинение просило для капитана один год и два месяца лишения свободы условно с испытательным сроком три года, а также лишения права занимать должности, связанные с управлением судами водного вида транспорта на три года. Впрочем, приговор никто - ни потерпевшие, ни прокуратура не обжаловали, и 18 января он вступил в силу. К тому времени Тучин уже вернулся домой – в Астрахань.
Что касается 54-летнего капитана барже-буксирного состава "Дунайский-66", то Егоров свою вину не признал. Капитан неоднократно утверждал, что просто технически не мог помочь тонущим пассажирам: для этого ему пришлось бы отойти от места трагедии на безопасное расстояние, чтобы не столкнуться с плотами и теплоходом "Арабелла", остановиться, заякорить две своих груженых баржи, отцепить буксир - все это заняло бы не менее часа. К тому же, по словам Егорова, он связывался с капитаном "Арабеллы" и видел, что теплоход уже начал спасение людей.
Он заявлял также, что не раз за свою 32-летнюю карьеру принимал участие в спасении людей, терпящих бедствие на водах, но в данной ситуации посчитал целесообразным не создавать опасности для плотов с людьми и убрать свое судно с места спасательной операции.
Процесс по уголовному делу Егорова начался в Московском районном суде Казани 6 февраля. На заседание были вызваны все 79 свидетелей (выжившие пассажиры и члены экипажа судна), а также родственники погибших. Свидетелем по делу проходил и капитан теплохода "Арабелла", он также был вызван на заседание суда.
Перед началом заседания одна из выживших во время крушения "Булгарии" жительница Казани Татьяна Переходько заявила журналистам: "Мне трудно сказать, насколько виноваты капитаны, прошедшие мимо нас, но точно знаю, что виноваты те, кто выпустил в рейс эту развалюху - "Булгарию".
В свою очередь и защитник Егорова Аида Камалова заявила, что к ответственности необходимо привлечь некоторых членов экипажа, которые знали о неполадках на корабле, а некоторые, по свидетельству пассажиров, вышли в рейс в нетрезвом состоянии. В этой связи она провела аналогию с кораблекрушением круизного лайнера "Costа Concordia" у берегов Италии.
"Если взять эти два случая, то для всех очевидно, что первой за безопасность и спасение пассажиров несет ответственность команда, а в нашем случае почему-то команда стала жертвой", - сказала она.
Ранее о возможном привлечении к ответственности некоторых членов экипажа "Булгарии" заявлял представитель следственной группы СК РФ. "Круг лиц, из числа членов экипажа, которых надо привлечь к уголовной ответственности, определяется. При наличии оснований для привлечения к ответственности погибших лиц из числа командного состава экипажа, будет принято процессуальное решение", - сказал он.
Судья планировала огласить приговор уже 10 февраля, но к этому времени дело не дошло даже до прений сторон. 39 из 79 выживших пассажиров и членов экипажа прислали в суд заявления с согласием, чтобы дело рассматривалось в их отсутствие, из остальных на заседания суда явились чуть более десяти.
Вместе с тем к тому времени на процессе уже выступили несколько выживших пассажиров, капитан "Арабеллы", три члена экипажа "Дунайского-66" - два сына и жена капитана, а также эксперт по судовождению из Нижнего Новгорода Трифонов.
Так, капитан "Арабеллы" сообщил суду, что при подходе к месту трагедии он, хоть связь из-за непогоды была плохая, слышал в эфире обрывки чьих-то переговоров, слова о том, что на воде есть какие-то люди.
Чуть позже, по его словам, когда уже удалось увидеть в бинокль людей в воде, плоты с людьми, которые подавали сигналы бедствия (махали майками, веслами, выпускали файеры), "Арабелле" удалось связаться с судоводителем "Дунайского-66". "Меня спросили с буксира: "Ну, что, помощь нужна?" Я ответил, что нет и попросил отойти подальше, тем более, что увидел, как у борта буксира плавает человек на спасательном круге, что было очень опасно", - рассказал Лизалин.
По его словам, он, как положено, объявил в эфире, что начинает спасательную операцию, но уточнил, что другое судно тоже может вести спасение людей, спустив свои шлюпки или другие спасательные средства.
"Я не исключаю, что "Дунайский" останавливался, но не смог довершить это. Не знаю, что помешало буксиру полностью остановиться и спустить спассредства, возможно, какие-то технические характеристики - длинный тормозной путь, например, размеры, возможно, капитан, увидел, что мы уже спустили шлюпки. Не знаю…", - сказал Лизалин, отметив, что не хочет "никого ни обвинять, ни оправдывать".
"Каждый капитан в случае ЧС принимает решение самостоятельно. Да, есть диспетчерская служба, но капитан капитану может дать только рекомендации, а дело каждого - сделать выводы и принять решение", - сказал Лизалин.
По его мнению, если бы "Арабеллы" не оказалось в то время на месте трагедии, жертв могло бы быть гораздо больше: усиливался шторм, люди были в шоковом состоянии, сильно устали. "Многие бы долго не продержались, некоторым требовалась срочная медпомощь", - пояснил он.
Выступавшие в суде потерпевшие, в свою очередь, допускали, что буксиру, шедшему с двумя тяжелыми баржами, было трудно подойти близко к месту трагедии так, чтобы не подавить плоты с людьми. "Но даже если бы вы просто встали неподалеку, просигналили, дали бы понять, что мы не одни, что о нас знают, что помощь идет, вы бы сделали для нас очень много. А так мы видели, что два корабля проходят мимо нас в 400 метрах, не обращая внимания на наши крики отчаяния и наши сигналы, это - страшно! Мы были потрясены таким равнодушием", - рассказала одна из пострадавших Фарида Шагеева.
По словам сыновей Егорова, на их корабле был сигнал тревоги, они оперативно расчехлили и приготовили к спуску единственную шлюпку, но соответствующей команды от капитана не последовало. "Судно затормозило, мы шли на холостом ходу, а потом уже были далеко от места трагедии. Чтобы заякориться, отцепить баржи, вернуться к месту трагедии нужно было бы не менее часа", - сказал один из них.
На одном из заседаний адвокат Егорова заявила ходатайство о проведении следственного эксперимента на месте трагедии, предложив провести его в мае 2012 года с началом навигации. По ее мнению, этот следственный эксперимент мог бы дать ответы на вопросы, которых сейчас нет, причем повести его нужно так, чтоб не травмировать пострадавших. В частности, по словам Камаловой, ситуационная экспертиза и показания специалистов указывают на практическую невозможность действий буксира "Дунайский-66" по спасению людей.
Адвокат посчитала необходимым выяснить, сколько времени потребовалось бы буксиру с двумя баржами, на которых было 8,5 тыс. тонн, заякориться, расцепиться и пойти на помощь людям, или могли ли они в условиях шторма докричаться до людей, чтоб оказать им поддержку и др.
Кстати, ранее она уже заявляла такое ходатайство, но ей было отказано, чтобы не затягивать процесс. В этот раз суд также отказал адвокату в проведении этого эксперимента.
Вместе с тем гособвинитель Евгений Дикарев попросил признать капитана буксира "Дунайский 66" виновным в неоказании помощи тонущему теплоходу "Булгария". Он посчитал, что Егоров мог оказать помощь терпящим бедствие при крушении теплохода. Обвинение попросило назначить подсудимому наказание в виде штрафа в размере 200 тыс. рублей в доход государства.
Со своей стороны адвокат капитана попросила суд вынести оправдательный приговор. По ее словам, действия Егорова позволили избежать еще большего числа жертв, которые могли бы произойти, если бы его буксир с гружеными баржами близко подошел к плотам с потерпевшими. Она также напомнила, что Егоров по указанию капитана "Арабеллы" отошел от места трагедии.
"Он не хотел ему мешать в спасательной операции и ждал дальнейших указаний от него", - сказала Камалова.
Адвокат также попросила суд учесть, что Егоров добровольно выплатил 10 тыс. рублей в фонд помощи пострадавшим, ранее не судим, имеет положительную характеристику, не раз принимал участие в спасательных операциях на воде, с августа 2011 года не получает зарплату.
Сам Егоров в ходе процесса заявлял, что "если бы можно было вернуться в прошлое, он поступил бы по-другому - спасал бы пострадавших и не бросил их". "Я понадеялся на "Арабеллу". Если бы ее не было, я бы конечно спасал людей", - сказал он.
28 февраля Московский районный суд Казани признал капитана буксира "Дунайский-66" виновным в неоказании помощи терпящим бедствие при крушении теплохода "Булгария". Суд согласился с гособвинением и приговорил Егорова к штрафу в размере 190 тыс. рублей.
Суд посчитал, что "Арбат" и "Дунайский" не могли не видеть оранжевые плоты, сигнальные ракеты, не могли не слышать крики и свист. "Когда эти два судна прошли мимо, на плотах началась паника и истерика," - приводятся в заключении показания потерпевших.
В обвинительном заключении также отмечается, что Егоров видел людей на плотах, объявил тревогу "человек за бортом", но больше ничего не предпринял, при том, что ни для его судна, ни для экипажа никакой опасности не было.
Сам Егоров по-прежнему не считает себя виновным. Выступая в суде с последним словом он выразил глубокие соболезнования родным и близким погибших и потерпевшим. "Но поймите меня правильно, просто так я не мог пройти мимо, чтобы ничего не сделать, чтобы не оказать помощь людям", - сказал Егоров. По его словам, он - человек флотский, а флотские всегда должны помогать: "И все, что могли, мы всегда делали".
Обозреватель Анастасия Николаева