Поволжье / Точка зрения 13 апреля 2011 г. 17:11

Мозги входят в моду

Interfax-Russia.ru – В Пермском крае вводят "моду на мозги". Этот проект призван мотивировать пермскую молодежь на успешную научную карьеру.

Моду на интеллект, на умных и изобретательных решили ввести в Пермском крае. У новой экономики, в отличие от традиционной сырьевой, другой ресурс – это знания, напоминают в краевом правительстве. И для того, чтобы путь к успеху и финансовому благополучию ассоциировался со знаниями, чтобы стало престижным зарабатывать именно на знаниях, в регионе разработали систему мотивации для молодежи.

Так, с начала 2010/2011 учебного года для пермских старшеклассников ввели стипендии за успехи в учебе. Размер стипендии, с учетом уральского коэффициента, составляет 460 рублей в месяц. Эту стипендию получают ученики 10-х и 11-х классов, учащиеся на "хорошо" и "отлично".

Стипендии для старшеклассников подразделяются на академические и социальные. При этом получатель социальной стипендии вправе претендовать и на академическую. Получателей академической стипендии утверждают два раза в год по итогам успешного окончания полугодия: в конце сентября и января. Социальные стипендии назначают детям-сиротам и детям-инвалидам.

С начала учебного года стипендии уже получили 9 тыс. 603 старшеклассника школ Пермского края. Общая сумма выплат составила почти 18 млн рублей. Всего в 2011 году на выплату стипендий в бюджете Пермского края предусмотрено 53,8 млн рублей. Школьники могут получить стипендию "на руки" или на расчетный счет.

По словам министра образования региона Николая Карпушина, одна из целей введения таких стипендий - это формирование у старшеклассников мотива хорошо учиться: "Мы бы хотели, чтобы хорошо учиться стало модным".

Кроме того, по инициативе губернатора Пермского края Олега Чиркунова с прошлого года стипендии в размере 5 тыс. рублей получают первокурсники пермских вузов, набравшие по трем ЕГЭ 225 баллов и выше.

Для региона - это стремление привлечь в вузы лучших абитуриентов, способных и желающих учиться, создать в пермских университетах концентрацию талантов. Для молодых пермяков - это стимул остаться в родном крае. Кроме того, такие стипендии смогут получать студенты, которые приедут учиться в Пермь из других регионов.

Право получения дополнительной стипендии сохранится за студентом до окончания им 3-го курса в случае, если в его зачетке будут только оценки "хорошо" и "отлично". Сейчас дополнительную стипендию из краевого бюджета получают 609 первокурсников пермских вузов.

Также в Пермском крае выплачиваются именные стипендии студентам, которые ведут активную научную деятельность, участвуют в научных конференциях, побеждают в межвузовских, зональных, всероссийских, международных олимпиадах. Размер этой стипендии – 3 тыс. 795 рублей в месяц.

Чтобы "закрепить" желание учиться, в начале этого года в Пермском крае провели серию научно-познавательных экскурсий Science Party. 16-18 февраля старшеклассники побывали в научных лабораториях вузов и академических институтах Пермского научного центра Уральского отделения РАН.

В трехдневную программу Science Party были включены посещения лабораторий авиационных двигателей и газотурбинных технологий Пермского государственного технического университета (ПГТУ), лабораторий Института экологии и генетики микроорганизмов Уральского отделения РАН, Геологического института и многих других лабораторий в институтах и центрах, где сегодня создается пермская наука.

По мнению вице-премьера правительства Пермского края Елены Гилязовой, Science Party принципиально отличается от традиционных Дней открытых дверей, поскольку в лаборатории были приглашены самые успешные ребята, для которых знакомство с наукой будет практически индивидуальным.

"Мы хотим предложить школьникам "моду на мозги". Наша задача - усилить мотивацию старшеклассников на получение технического или естественнонаучного образования, познакомив их с успешными учеными, показав им примеры научных открытий мирового уровня, сделанных в Перми", - рассказала Гилязова.

В целом, поддержка науки и развитие интеллектуального потенциала в регионе – часть проекта "Пермский край. Найди себя здесь". Помимо стипендий школьникам за хорошую учебу и 225-бальникам, именных премий студентам и аспирантам в рамках проекта в регионе действует целый ряд мер по поддержке интеллектуального потенциала, в том числе доплаты докторам наук, премии школам за успешных и талантливых учеников.

Именно эти и другие инициативы в сфере образования недавно и стали темами для социальной рекламы. Новая социальная реклама – проект "Мода на мозги" - появилась на центральных улицах Перми в начале апреля.

"Речь идет не только об информировании широкого круга людей об инициативах Пермского края в сфере образования. Для нас важно создать атмосферу инновационного региона, создать ощущение, что умным быть модно и престижно, - отмечает председатель департамента информационной политики администрации губернатора Анна Климова. – Ведь начиная с постперестроечного периода слово "ученый" ассоциируется с нищетой, неустроенностью в жизни. Между тем ситуация уже поменялась. Сегодня научные достижения приносят вполне реальный успех. А чтобы ученые имели возможность спокойно работать на результат, в Пермском крае реализуется ряд мер поддержки".

Иллюстраторами рекламы стали известные в России художники Тимур Ахметов, Варвара Аляй-Акатьева, Сергей Максимов и Андрей Касай. Тексты для наружной рекламы придумывала пермская команда КВН. В каждой иллюстрации также встречаются красные человечки Андрея Люблинского, уже почти ставшие элементами пермского городского фольклора.

Рекламные баннеры в стихах рассказывают о проектах, с помощью которых краевые власти пытаются удержать в регионе талантливую молодежь и перспективные научные кадры. Иллюстрации сопровождаются слоганами. Например, "Хорошо за месяц школьнику получить четыре стольника" или "Напиши ЕГЭ не халтуря, получи "Хабаровск" на купюре". Еще один - "Пермь не колхозная территория, а исследовательская лаборатория" – донесет до будущих абитуриентов информацию о том, что три вуза Пермского края имеют статус национальных исследовательских университетов.

По замыслу организаторов, проект будет состоять из двух этапов: первый начался в апреле и продлится до середины мая, а второй, соответственно, пройдет с середины мая по июнь. Это как раз то время, когда абитуриенты определяются с выбором вуза и подают документы в приемные комиссии. На втором этапе к проекту планируется подключить и пермских иллюстраторов.

Одной из задач проекта вице-премьер правительства Пермского края Елена Гилязова называет возможность напомнить старую истину – "человек – мера всех вещей". "Вернуть моду на мозги. Показать, что быть умным престижно, и тогда не надо гнаться за вещами, они будут гоняться за тобой", - так обозначила задачи проекта Гилязова в своем блоге.

По ее мнению, средств для этого в проекте достаточно: истории успеха, создание новых площадок коммуникаций, оснащение лабораторий и научных центров по высшему разряду, материальная поддержка тех, кто сделал первые шаги в инновациях и науке. И задача пиаровского проекта, в первую очередь, привлечь внимание молодежи не через императив, а через возможность. К тому же, считает она, если человек улыбнется, то потом и задумается…

Обозреватель Анастасия Николаева