Interfax-Russia.ru – Сразу несколько российских регионов заявили о намерении развивать у себя сельский туризм и фольклорные деревни.
О перспективах сельского, или деревенского туризма в последнее время всерьез задумались сразу в нескольких регионах, например, в Нижегородской, Пензенской, Рязанской, Калужской, Кировской областях, Башкирии и Пермском крае.
Пока дальше всех в этих планах продвинулись в Пензенской области – на официальном портале правительства региона уже размещен постоянно пополняемый реестр – "Отдых в деревне". В электронную базу включены данные фермеров, имеющих в собственности водоемы, подсобные хозяйства с живностью, летние домики, готовые принимать туристов. Кроме того, в этой базе уже есть адреса сельских жителей, готовых разместить в своих домах любителей экзотики российской глубинки, а также фотографии, демонстрирующие возможности того или иного хозяина и рассказывающие о достопримечательностях окрестностей.
Как считают в областном правительстве, развитие деревенского туризма перспективно для всех районов области, и этот вид туризма может стать "точкой роста" сферы туризма в регионе. Органы местного самоуправления разрабатывают муниципальные программы по развитию сельского туризма. Причем правительство Пензенской области намерено субсидировать наиболее интересные инвестпроекты. О готовности рассмотреть заявки на кредитование кооперативов для развития сельского туризма, народных промыслов и фольклорных деревень в размере 1 млн рублей уже заявил и Россельхозбанк.
Внимание на развитие сельского, культурно-познавательного и экологического туризма обратили и в Пермском крае. По оценкам экспертов, хорошим потенциалом для этого обладают юго-восточные районы региона.
В конце минувшего года для региональных турфирм была организована поездка по территориям Предуралья. По мнению туроператоров, самым богатым потенциалом для развития культурно-познавательного, экологического и сельского туризма обладают юго-восточные территории Прикамья, где находятся подводная Ординская пещера, камнерезная мастерская, рыболовно-туристическая база "Бывальцево", дом-музей К.М.Собакина и водопад "Плакун".
Между тем, по словам руководителя направления по развитию туризма министерства развития торговли и предпринимательства Пермского края Александра Котельникова, данное направление все же не является приоритетным: на первом месте среди видов отдыха в регионе стоит деловой туризм, а второе устойчиво занимает отдых в санаторно-курортных комплексах. Однако, как рассказал Interfax-Russia.ru Котельников, возможности для развития сельского туризма и продвижения данного турпродукта у региона, безусловно, есть. Так, в прошлом году в крае была создана специальная информационная система – теперь на отдельном портале размещена информация обо всех видах туристических продуктов, предлагаемых в регионе. "Это тот самый инструмент, который поможет сельскому предпринимателю выйти со своим предложением и грамотно продвинуть свой продукт широкому кругу потребителей", - убежден собеседник Interfax-Russia.ru.
По словам Котельникова, около 76% жителей Пермского края предпочитает отдыхать в пределах региона, и предложения, опубликованные на интернет-портале краевой информационной системы, могут быть им интересны. Причем, считает представитель министерства, сельский туризм может заинтересовать не только жителей Пермского края и соседних регионов, но и центральных. "Естественно, - отметил Котельников, - в первую очередь данный туристический продукт рассчитан на жителей крупных мегаполисов".
Помимо всего прочего, добавил наш собеседник, развитие такого направления как деревенский туризм, имеет и социальную направленность, поскольку позволяет создать в сельской местности новые рабочие места.
Серьезное внимание на развития агротуризма обратили и в Башкирии. На декабрьском заседании республиканского Совета по поддержке предпринимательства министр сельского хозяйства Башкирии Шамиль Вахитов поручил подготовить республиканскую программу по развитию этого турпродукта на базе "Каповой пещеры", агротуристических хозяйств "Узян", "Бурзян", "Шульган", "Кутан". Таким образом республиканское правительство намерено решить проблемы занятости сельского населения, пополнить местную казну, а также снизить количество неорганизованных туристов, отрицательно влияющих на окружающую среду.
Развитие в регионе сельского туризма также предусматривает и целевая программа "Развитие современного туристического комплекса Кировской области" на 2009-2013 годы. По мнению облправительства, туризм должен стать эффективной и доходной отраслью экономики, надежным источником наполнения бюджета и стимулом для развития малого бизнеса.
О том, что агротуризм "может и должен стать весомым сектором экономики", заявляют в администрациях Калужской и Рязанской областей. В частности, заместитель губернатора Калужской области Виктор Бабурин поручил создать обстановку для занятия деревенским туризмом: подготовленные кадры и определенные экономические условия. В свою очередь заинтересованные предприниматели просят не забывать о создании соответствующей инфрастуктуры и налоговых послаблениях. По их мнению, в условиях экономического кризиса актуальность агротуризма возрастет, поскольку зарубежные туры для населения становятся недоступными, а отдых на родных просторах может стать им неплохой заменой.
В свою очередь, нижегородское правительство рассчитывает, что уже с февраля в деревнях региона в рамках специальной туристической программы смогут пожить французские туристы. Нижегородское государственное предприятие "Художественные промыслы" в декабре презентовало в Париже специально разработанную туристическую программу для французов, изучающих русский язык. "Уникальность программы заключается в том, что ее участники смогут полностью погрузиться в русскую языковую и социокультурную среду. Им будет предоставлена возможность пожить в деревнях, сходить на охоту и рыбалку, узнать изнутри об истории и быте нижегородского края", - говорится в сообщении предприятия. От потенциальных участников уже поступили пожелания принять личное участие в моржевании, изготовлении самогона, игре на гармошке, доении коровы, вождении зерноуборочного комбайна и др. "Таким образом, они смогут окунуться в то, что, по их мнению, является русским деревенским колоритом", - отмечает пресс-служба.
Между тем, не все российские туроператоры разделяют энтузиазм регионов по поводу перспективности развития в России агротуризма и его востребованности. "Сельский туризм, как и экологический или экстремальный, сегодня становится все более интересен, - соглашается pr-директор туристической компании "Южный Крест" Максим Пашков. - Но первое, в чем нужно отдавать себе отчет, что он никогда не станет массовым". По его мнению, "делать ставку на большой поток туристов здесь не стоит".
"Основная часть туристов не хочет видеть ничего другого, кроме возлежания на шезлонгах пляжей Турции или Доминиканы – это в зависимости от достатка. Вторая существенная категория туристов – любители активных экскурсий – хотят приобщиться к мировой культуре и пополнить свою коллекцию фотозарисовками на фоне Колизея или Кремля, - поделился с Interfax-Russia.ru своим мнением Пашков. – Ни те, ни другие не готовы изменить своим представлениям и потратить свой отпуск на сомнительный кайф от сбора картошки на чужом огороде".
Это не значит, что сельский туризм никому не интересен, отмечает собеседник агентства, просто, при всем усердии в его продвижении, необходимо делать расчет на то, что привлечь к нему удастся не более 10% от общей массы туристов. "Кроме того, даже эта прослойка приверженцев сельского отдыха – люди искушенные и не поедут в поисках домика в деревне на природе в Пензенскую область, если можно получить больше ярких впечатлений и поехать на Соловки, Алтай или Байкал", - добавил Пашков.
Тем более, отмечает pr-директор туристической компании, "любителей и ценителей подобного вида отдыха одними банями да мишками в сосновом бору не заманишь". Это можно получить где угодно в России, практически не отъезжая далеко от дома, считает Пашков, ведь у каждого третьего россиянина есть за городом дом или дача и, следовательно, возможность без утомительного и дорогостоящего переезда через полстраны испытать все прелести отдыха за городом.
Относительно привлечения к подобным видам отдыха иностранных туристов эксперт отметил, что пока у российских наиболее популярных туристических направлений не появится единой национальной туристической идеи, в соответствии с которой она будет продвигаться в мире как привлекательное и уникальное туристическое направление, около 95% иностранцев в России заинтересует лишь Москва и Санкт-Петербург.
Подводя итоги, собеседник Interfax-Russia.ru констатировал, что "на одном сельском туризме далеко не уедешь". "Избушки на курьих ножках хороши лишь как приложение. Регион должен найти в себе, а если нет, то создать ту "изюминку" - уникальный исторический потенциал - "конфету", - которыми он обладает. Затем необходимо превратить этот исторический потенциал в легенду – завернуть "конфету" в эксклюзивную "обертку" – и, наконец, добавить к нему патриархальности в виде той же сельской бани и сбора ягод - положить "конфету" в привлекательную "коробку", - предлагает Пашков. - Такой туристический продукт будет гораздо более востребованным". А для этого, считает эксперт, необходимо привлечение грамотных pr-специалистов, нужна серьезная рекламная компания и финансовая поддержка не только на местном, но и на федеральном уровне. Так что о дешевизне создания в регионе развитой базы для эффективного сельского туризма и его продвижения речи не идет.
Между тем, глава комитета АТОР по образовательным поездкам и детскому туризму, генеральный директор молодежной туристической компании STAR Travel Борис Самарянов считает, что деревенский туризм для некоторых российских граждан сможет стать неплохой альтернативой для проведения отпусков, каникул, выходных, особенно в свете нынешней экономической нестабильности, когда многие отказываются от поездок за рубеж.
"Сельский туризм – это сравнительно молодое туристическое направление в России, и оно не столь развито, как во многих зарубежных странах, - рассказал Interfax-Russia.ru Самарянов. - Основополагающим фактором в организации такого вида отдыха является выбор экологически чистых мест, где ощущается близость с природой, чистый воздух, благоприятная обстановка, гостеприимные местные жители и возможности для разнообразных активностей: рыбалки, охоты, верховой езды, сбора ягод и грибов и т.д." В России таких мест множество, отметил эксперт, это и Алтай, и Ленинградская, Калининградская, Псковская области, Краснодарский край и много других красивых мест, которые в перспективе могут стать прекрасными базами сельскохозяйственного, аграрного отдыха для многих утомленных городской суетой жителей мегаполисов.
При продуманной организации, считает собеседник Interfax-Russia.ru, это направление может стать хорошей поддержкой для местного населения, которое станет участником процесса, работая экскурсоводами, гидами и т.д. "Учитывая ресурсы России, можно предполагать, что у этого молодого сегмента туристического рынка, есть перспективы для развития", - резюмировал Самарянов.
При этом он отметил, что, в первую очередь нужна инфраструктура – "ведь сельскохозяйственный туризм не отменяет комфорта": "Несмотря на стремление уйти от цивилизации, в организации такого отдыха должны присутствовать определенные удобства". Поэтому, считает собеседник Interfax-Russia.ru, должны быть созданы все условия для безопасного и комфортного проживания: обязательно наличие медпункта, ванных комнат, тепла и т.д. Также, по его мнению, регионам необходимо подумать о транспортных развязках, чтобы к таким базам отдыха, деревням и селам не пришлось добираться на "перекладных".
"В любом случае данное направление требует затрат хотя бы на минимальную организацию комфорта, - считает Самарянов. - Если туристическая база расположена в деревне или селе, то затраты будут не столь велики, однако, если говорить о заброшенных поселках, требующих реставрации домов или возведения новых гостевых комплексов, то вложения могут быть существенны". При этом он все же отмечает, что и в этом случае затраты будут во много раз ниже, чем инвестиции в морские или лыжные курорты, фешенебельные дома отдыха и т.д. – при организации сельскохозяйственных баз отдыха можно обойтись без сооружения дополнительной инфраструктуры: бассейнов, спортивных площадок и залов, развлекательных комплексов. "Ведь на первом плане здесь стремление к спокойствию, сплочению с природой, новым впечатлениям от жизни, абсолютно не похожей на городскую", - подчеркивает глава комитета АТОР.
По его мнению, потенциальным потребителем данного вида услуг, прежде всего, будут любители активного отдыха на природе в возрасте 30-37 лет – городские жители, которые отдыхают с детьми, друзьями, стремятся окунуться в деревенский быт, а заодно узнать об истоках русской культуры. "Пока таких туристов немного, однако со временем в свете стремительной урбанизации люди захотят спокойствия, единения с природой, хотя бы на время, а экономический кризис, возможно, многим даст понять, что организовать приятный во всех отношениях отдых можно и на родине", - подытожил Самарянов.
Обозреватель Анастасия Николаева
Фото ИТАР-ТАСС