Поволжье / Точка зрения 1 октября 2015 г. 15:51

Не предупрежденные убийства

Interfax-Russia.ru – Нижегородский суд продлил срок ареста Олега Белова, обвиняемого в убийстве своих шести детей, жены и матери. Сейчас он проходит психиатрическую экспертизу в Москве.

Нижегородский районный суд Нижнего Новгорода на заседании 30 сентября продлил срок содержания под стражей Олегу Белову, обвиняемому в убийстве своих шестерых детей, жены и матери, по 3 января 2016 года.

С ходатайством о продлении ареста выступил следователь, обративший внимание суда на то, что по уголовному делу еще не завершены ряд следственных и процессуальных действий. В частности, следствие ждет результаты назначенных судебных экспертиз, в том числе генетических, дактилоскопических, стационарной сексолого-психолого-психиатрической и амбулаторной психолого-психиатрической.

Сам Белов не присутствовал на заседании суда, так как в настоящее время находится в медицинском исследовательском центре в Москве, где проходит судебную экспертизу. Как сообщил "Интерфаксу" официальный представитель СКР Владимир Маркин, психолого-психиатрическая экспертиза в отношении Белова в настоящее время продолжается и говорить о ее результатах пока преждевременно.

В начале августа 52-летнего отца многодетного семейства задержали менее чем через сутки после того, как были обнаружены расчлененные тела шестерых детей и их матери. После убийства в Нижнем Новгороде, как считает следствие, он убил свою мать, проживавшую во Владимирской области. Его задержали, когда он устроил засаду на тещу, дом которой находится в том же регионе. При задержании Белов напал с ножом на полицейских, был обезврежен выстрелом в живот, после чего его доставили в нижегородскую больницу, где в ходе выездного судебного заседания было принято решение об аресте.

Позже выяснилось, что Белов состоял на учете в психдиспансере во Владимире. Однако со временем состояние его здоровья улучшилось, поэтому, когда он переехал в Нижний Новгород, медработники не передали его документы в местное психоневрологическое учреждение, так что данных о его заболевании ни у нижегородских медиков, ни у социальных работников не было.

Уже на следующий день после обнаружения трупов детей и их матери следствие возбудило уголовные дела по ч.3 ст.293 УК РФ (халатность) в отношении начальника управления образования и социально-правовой защиты детства администрации Нижегородского района города Нижнего Новгорода Игоря Крючкова и ряда сотрудников нижегородской полиции - начальника районного отдела Александра Вольчака, его заместителя Вячеслава Никитина, начальника подразделения Виктора Миллера и участковых уполномоченных Дмитрия Обливина, Владимира Филимонова. Именно их бездействие, по мнению следствия, привело к трагедии.

По версии следствия, несмотря на поступавшие сигналы о проживании детей в обстановке, представляющей угрозу их жизни и здоровью, на протяжении трех лет сотрудники администрации Нижегородского района Нижнего Новгорода не принимали никаких мер к обращению в суд с исковым заявлением о лишении Белова родительских прав и даже не ставили вопрос и об изоляции детей от родителей, тем более, один из которых состоял на учете в психоневрологическом диспансере.

Что касается полицейских, то, по выводам следствия, в период с октября 2014 года по июль 2015 года в отдел полиции N5 УМВД России по Нижнему Новгороду неоднократно поступали обращения жены Белова о хулиганских действиях последнего и причинении им побоев членам семьи, угрозах убийством и расчленением, в том числе в адрес малолетних детей.

Доводы заявлений в течение нескольких месяцев оставались без надлежащей проверки, а участковыми уполномоченными с согласия их руководителей выносились постановления об отказе в возбуждении уголовного дела.

В рамках расследования было предъявлено обвинение участковому уполномоченному Дмитрию Обливину, который находится под домашним арестом, и избрана мера пресечения в виде заключения под стражу в отношении участкового уполномоченного Владимира Филимонова. Кроме того, по подозрению в халатности был арестован начальник отдела участковых уполномоченных и по делам несовершеннолетних отдела полиции N5 по Нижегородскому району УМВД России по Нижнему Новгороду Виктор Миллер.

Уголовные дела, возбужденные в отношении нижегородских полицейских, привели к тому, что ряд участковых уполномоченных Нижегородского района Нижнего Новгорода написали рапорты об увольнении. Основной причиной рапортов, по их словам, стал арест их коллег. Однако позже после бесед с руководством полицейские передумали увольняться, сообщили "Интерфаксу" в пресс-службе ГУ МВД России по Нижегородской области.

При этом общественный совет при УМВД по Нижнему Новгороду обратился к председателю Общественного совета при МВД России Анатолию Кучерене с просьбой о поддержке и юридической помощи участковым, арестованным по подозрению в халатности. Со своей стороны Кучерена рассказал "Интерфаксу", что совет намерен вмешаться в ситуацию в Нижнем Новгороде. "Мы намерены создать группу из членов Общественного совета при МВД России и Общественного совета регионального УМВД, которые должны на месте разобраться с ситуацией вокруг нижегородских полицейских", - отметил Кучерена.

За нижегородских полицейских вступился и глава комиссии по безопасности Общественной палаты РФ Антон Цветков, выразив мнение, что возбуждение дела о халатности полиции больше напоминает попытку найти крайних в рамках расследования убийства.

Однако позже он сообщил "Интерфаксу", что изменил свое мнение. В частности, по его словам, следователи проинформировали его, что "участковый получил от жены Белова заявление о том, что тот топил детей, угрожал их расчленить, но не провел с ним беседу, не направил соответствующие обращения в органы здравоохранения, не уведомил органы опеки и не предпринял других действий пусть даже формального характера".

"Есть вопросы и к его непосредственным руководителям, которые, по предоставленной нам информации, не указали на недостатки в работе уполномоченного, и есть вопросы к надзирающим прокурорским работникам, утвердившим, а не отменившим их решения", - сказал председатель комиссии ОПРФ.

Он отметил, что государственная система защиты граждан от психически нездоровых людей "явно неэффективна и требует совершенствования". "У полиции недостаточно эффективных и оперативных законных механизмов для защиты граждан, но в то же время, все те, которые есть, в таких случаях должны быть задействованы в полной мере", - считает Цветков.

По его словам, комиссия будет изучать все обстоятельства этого преступления и действия профильных представителей органов государственной власти и местного самоуправления, которым "необходимо дать законную и объективную оценку".

Государственные органы власти должны объединиться, чтобы выработать меры по недопущению повторения трагедии, произошедшей в Нижнем Новгороде, заявила "Интерфаксу" и председатель правления правозащитного движения "Сопротивление" Ольга Костина.

"Во-первых, меня удивляет в оценках и комментариях отсутствие каких-либо вопросов к Минздраву. Когда общественность задает вопросы на тему пребывания психически нездоровых людей рядом с нормальными, насколько это опасно, нам цинично напоминают о правах психически больного человека. Никто не спорит с тем, что права человека касаются всех, но мы что-то в последнее время забываем про психически здоровых", - отметила Костина.

Она констатировала, что сегодня в России для того, чтобы нездоровый человек прошел принудительное лечение, он должен совершить очень тяжкое преступление, и никто не собирается менять эту ситуацию.

"Нужно понять какой регламент наблюдения над этими людьми, сопровождают ли их во время нахождения в обществе? Если верить СМИ, то предполагаемый убийца из Нижнего Новгорода с 2011 года не посещал никаких врачей, и они не беспокоились об этом. Вопрос оказания психиатрической помощи в России - первый вопрос, который ставит перед нами эта трагедия", - сказала глава "Сопротивления".

Второй важный вопрос, по ее словам, - сопровождение государственными органами неблагополучных семей. Представленный некоторое время назад законопроект о профилактике домашнего насилия оказался слишком сырым и не устраивающим ни одного эксперта, при этом, отметила Костина, не было предпринято ни одного шага по изменению ситуации.

Она высказалась за выработку мер противодействия семейному насилию профилактического, а не карательного характера и призвала изучить действующий порядок работы социальных органов с целью дальнейшей корректировки. Кроме того, она призвала к межведомственной, объединенной борьбе за спасение семьи, попавшей в неблагополучную ситуацию, а не к популистским заявлениям по этой теме.

"Возможно, стоит собрать какую-то межведомственную рабочую группу, не исключаю, что и на уровне администрации президента, потому что все слишком далеко зашло. Здесь погибли восемь человек, а о чуть ли не ежедневных ситуациях, когда гибнет женщина или мать и ребенок, мало кто знает, они проходят как социально-бытовой конфликт. Мы стоим перед лицом очень серьезной проблемы, которую некоторые наши инстанции пытаются замалчивать", - сказала Костина.

Правозащитница, возглавляющая также нынешний состав Общественного совета при московской полиции, отметила, что в силу специфики работы движения "Сопротивление", занимающегося защитой прав потерпевших, много работает и с МВД, и с прокуратурой, и Следственным комитетом.

"Слишком много мы хотим от полицейского ведомства, при этом сокращая его, критикуя, преследуя, непрерывно реформируя, сокращая зарплаты. Проблем в МВД хватает, но данная ситуация - совокупная государственная ответственность, перевешивать ее на одно силовое ведомство - в лучшем случае безответственность, а в худшем - трусость", - считает Костина.

По ее мнению, законотворчеством в данном вопросе мог бы заняться и Следственный комитет, который расследует все преступления против детей и мог бы обобщить имеющийся опыт.

Обозреватель Анастасия Николаева

Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook