Interfax-Russia.ru – Правозащитники просят Генпрокуратуру раскрыть причину проверок НКО и проверить действия Минюста, отказавшегося регистрировать "Щит и меч" как иностранного агента.
Кампания по проверкам некоммерческих организаций (НКО) с привлечением специалистов Федеральной налоговой службы и министерства юстиции РФ в России началась в марте после поручения Генпрокуратуры России.
В надзорном ведомстве заявили, что проверки НКО являются плановыми. "Проверка исполнения действующего законодательства общественными религиозными объединениями и иными некоммерческими организациями осуществляется в соответствии с планом работы Генеральной прокуратуры РФ на первое полугодие 2013 года, утвержденного в декабре прошлого года, о чем даны соответствующие поручения прокурорам субъектов", - сообщили "Интерфаксу" в пресс-службе ведомства.
В рамках данного мероприятия, уточнил собеседник агентства, предусмотрена, в том числе, проверка соблюдения законности в деятельности некоммерческих организаций, финансируемых из зарубежных источников.
Позже в Генпрокуратуре заявили, что проверки некоммерческих организаций в России также проводятся на основании данных о продолжении деятельности запрещенных организаций экстремистской направленности.
"В связи с имеющейся информацией о продолжении деятельности запрещенных (действующих под другими наименованиями), а также вновь создаваемых организаций ультранационалистической и радикальной религиозной направленности проверке подлежит, в том числе, исполнение НКО требований законодательства о противодействии экстремистской деятельности и противодействии легализации доходов, полученных преступным путем", - говорилось в заявлении надзорного ведомства.
В свою очередь Минюст объяснил массовые проверки НКО необходимостью выявления организаций, которые попадают под понятие "иностранных агентов". "В случае выявления нарушений законодательства РФ, в том числе требований ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты в части регулирования деятельности НКО, выполняющих функции иностранного агента" Минюст применяет установленные законом меры правового реагирования", - пояснили "Интерфаксу" в пресс-службе Минюста РФ.
Так, сотрудники прокуратуры, Минюста и налоговой службы пришли в московские офисы правозащитных организаций Amnesty International, Московская Хельсинкская группа и движения "За права человека". Проверка также проводилась в правозащитном обществе "Мемориал", Московской школе политических исследований, фонде "Социальное партнерство", российском представительстве "Международной амнистии", движении "За права человека", фонде "Общественный вердикт" и других НКО.
В частности, сообщили "Интерфаксу" в правозащитной ассоциации "Агора", ведущей список прокурорских проверок и фиксирующей нарушения, только с 6 по 25 марта правозащитники зарегистрировали сообщения 43 организаций из 16 регионов России.
Причем, по информации "Агоры", региональные прокуратуры начали возбуждать дела в отношении директоров правозащитных организаций, которые мотивированно обосновали незаконность проведения проверок их НКО.
По поводу жалоб некоммерческих организаций из ряда регионов страны на массированные проверки со стороны надзорного ведомства члены президентского совета по правам человека (СПЧ) обратились к генпрокурору Юрию Чайке.
"В последние дни из Краснодарского, Пермского, Приморского краев, Оренбургской, Пензенской, Ростовской областей, Москвы и Санкт-Петербурга, других регионов РФ нескончаемым потоком к нам в Совет идут обращения руководителей НКО с жалобами на ничем не мотивированные массированные проверки со стороны органов прокуратуры", - говорилось в обращении.
В нем также отмечалось, что в некоторых случаях проверяющие ссылаются на указание Генпрокуратуры проверить, как НКО исполняют федеральный закон о противодействии экстремистской деятельности.
"Такое объяснение выглядит странным и непонятным, если учесть, что к проведению проверок нередко привлекаются представители пожарной, налоговой, трудовой и других инспекций. В некоторых случаях прокуроры не предоставляют копии распоряжений о проведении проверок и никаким иным образом не обосновывают свой визит", - заявляли авторы обращения, попросив уточнить, "действительно ли в органы прокуратуры поступила информация о причастности сразу десятков, если не сотен, подвергаемых проверке организаций к осуществлению экстремисткой деятельности, либо массовое проведение проверок некоммерческих организаций имеет какое-то иное объяснение и мотивы".
У авторов обращения создалось впечатление, что "задачей проверок является найти у НКО хоть какие-нибудь нарушения: просроченный огнетушитель, отчет о командировке, подшитый не в ту папку, и другие".
Объяснений в связи с сообщениями о проводимых в России прокурорских проверках НКО попросила у правительства РФ и американская сторона. "С большой озабоченностью мы следим за сообщениями о беспрецедентных проверках НКО по всей России", - говорилось в сообщении американской дипмиссии в Твиттере.
"Мы поделились нашей озабоченностью с правительством РФ и попросили объяснить, какие причины стоят за этими действиями", - отметило посольство США.
В ответ на это в МИД РФ заявили, что проверки деятельности НКО, инициированные российскими властями, - это не репрессии, а наведение порядка в деятельности таких организаций.
"Здесь нет каких-то целей, преследующих реализацию репрессалий или других карающих мероприятий. Все проводится в рамках закона", - сказал на брифинге в Москве официальный представитель МИД РФ Александр Лукашевич.
По его словам, "мы просто пытаемся наводить порядок в деятельности иностранных некоммерческих организаций, вот и все".
Как заявил Лукашевич, "мы не делаем ничего необычного, эти контрольные мероприятия были запланированы еще в декабре прошлого года и проводятся в целях прояснения ситуации с реализацией соответствующих мандатов этих неправительственных организаций, их соответствия законодательству РФ".
Официальный представитель МИД РФ заверил, что "наши правоохранительные органы четко сориентированы на то, что все эти проверки должны проводиться строго в рамках требований законодательства РФ".
Он напомнил, что на этот счет президент РФ Владимир Путин дал прямое поручение уполномоченному по правам человека Владимиру Лукину - "подпитывать его соответствующей информацией о том, как проводятся проверки, нет ли каких-то избыточных мер, нарушающих действующее законодательство".
Со своей стороны в Генпрокуратуре также отвергли обвинения в предвзятости масштабных проверок некоммерческих организаций. "Проверки не завершены, никаких выводов еще нет, а нас уже обвиняют в какой-то предвзятости. Мы просто осуществляем свою функцию - надзор за исполнением законодательства РФ", - заявил на пресс-конференции в центральном офисе "Интерфакса" первый заместитель генпрокурора РФ Александр Буксман.
Он отметил, что в настоящее время ситуация такова, что "огромное финансирование (из-за рубежа НКО - ИФ) идет, а никто по сути не зарегистрировался (в качестве иностранных агентов - ИФ)".
В ответ на это заявление чувашская правозащитная организация "Щит и меч", которую ранее Минюст РФ отказался зарегистрировать в качестве иностранного агента, обратилась с письмом к Буксману с просьбой прояснить суть проводимых проверок НКО.
"4 апреля Вы сделали ряд заявлений, касающихся прокурорских проверок и деятельности некоммерческих организаций в России, получающих иностранное финансирование. В связи с этим наша организация вынуждена обратиться к Вам лично", - говорится в заявлении руководителя организации Алексея Глухова.
Автор письма отмечает, что возглавляемая им организация, которую ранее Минюст РФ отказался зарегистрировать в качестве "иностранного агента", в числе других НКО получила требование прокуратуры предоставить информацию о своей деятельности.
Однако он не видит оснований для проверки. "Я нахожусь в недоумении от постоянно меняющейся позиции Генеральной прокуратуры и других федеральных органов власти – то они утверждают, что ищут среди НКО экстремизм, заявляя, что у них нет информации о том, что "Щит и Меч" занимается экстремистской деятельностью. Сейчас же появляется версия, что ищут "иностранных агентов" - и в этом случае не по адресу они приходят с проверкой, так как наша организация, единственная в России, имеет официальный отказ Минюста РФ в регистрации "иностранными агентами", - пишет Глухов.
Именно поэтому, сообщает глава правозащитной организации, он обращается "за разъяснениями, по какой причине нас внесли в список проверяемых организаций": "Мы надеемся увидеть тот "таинственный" план проверок, о котором так часто говорят представители Генеральной прокуратуры, но не обнародуют его".
По его мнению, если в Генпрокуратуре "считают отказ Минюста внести нас в реестр иностранных агентов неправильным, пусть разберутся для начала между собой и не теребят общественников".
Действительно, до этого чувашская правозащитная организация "Щит и меч" отказалась предоставлять данные о себе прокурорам, ведущим массовые проверки некоммерческих организаций, посчитав требования надзорного органа незаконным.
Тогда старший помощник прокурора Новочебоксарска Надежда Александрова поясняла агентству "Интерфакс-Поволжье", что проверка проводится по поручению Генпрокуратуры РФ. По ее словам, проверка некоммерческих организаций связана с "выявлением экстремистских организаций", хотя подобных подозрений в отношении организации "Щит и меч" нет.
Между тем ранее глава Минюста России Александр Коновалов предостерегал подчиненных от скоропалительных, непродуманных решений относительно НКО. "Хотел бы призвать всех работников министерства и тех, кто так или иначе вовлечен в деятельность НКО, ее оценивает, избегать любых инсинуаций", - заявлял Коновалов в феврале на коллегии ведомства.
"Минюст рассматривает эту работу как рутинную, не вызывающих у нас особенных эмоций, не требующих от нас ни авралов, ни создания новых подразделений", - сказал министр.
Говоря о перспективах исполнения закона об НКО, претендующих на статус иностранного агента, он подчеркнул: "Министерство юстиции не собирается пренебрегать своими полномочиями или уклоняться от исполнения в сборе необходимых данных о деятельности организации, чтобы решать вопрос, является ли ее деятельность политической и финансируется ли она из-за рубежа".
"Не собирается министерство пренебрегать и информацией из других органов, осуществляющих финансовый мониторинг, оперативно-розыскную деятельность. Не нужно ждать здесь сенсаций, судорожных решений", - отметил министр.
Вместе с тем Коновалов, отметив, что Минюст РФ пока не зарегистрировал ни одной некоммерческой организации в качестве "иностранного агента", не исключил, что "через некоторое время эти решения посыпятся валом". Такой точки зрения придерживаются и в Генпрокуратуре.
Однако глава старейшей в РФ правозащитной организации - Московской Хельсинкской группы - Людмила Алексеева уверена, что ни одна из ведущих НКО по итогам прокурорских проверок не зарегистрируется в качестве иностранных агентов.
"Я твердо знаю, что регистрироваться в качестве иностранных агентов люди не будут. Причина одна: мы не являемся иностранными агентами", - заявила "Интерфаксу" Алексеева.
"Такие у нас принимают законы. Если примут закон о том, что птицы должны плавать в океане, а рыбы - летать по небу, что произойдет? Ничего, потому что птицы не плавают в океане, а рыбы не летают. И мы не можем быть иностранными агентами, поскольку такими не являемся", - отметила руководитель МХГ.
При этом она затруднилась ответить на вопрос, продолжит ли МХГ и другие НКО получать западные гранты: "Пока мы не знаем. Посмотрим. Жмут не только на нас, но и на фонды. Если мы привычные и давление выдержим, то вопрос - выдержат ли фонды? Кто-то по-прежнему будет получать гранты, кто-то откажется".
Обозреватель Анастасия Николаева