Пешеходы подорожали

Interfax-Russia.ru – Вступил в силу закон, ужесточающий ответственность за нарушение правил дорожного движения. О том, что внесенные в КоАП изменения уже заработали, свидетельствует первая статистика из регионов.

Федеральный закон "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (КоАП), подписанный президентом РФ Дмитрием Медведевым 8 мая, с 23 мая ужесточил ответственность всех участников дорожного движения за нарушение ПДД.

Теперь за остановку или стоянку транспортного средства на пешеходном переходе водителю придется заплатить 300 рублей. Столько же придется заплатить и тем, кто оставил машину на тротуаре и помешал движению пешеходов. В пять раз - до 500 рублей - увеличился штраф за нарушение правил перевозки людей. Кроме того, теперь за перевозку пассажиров вне кабины транспортного средства или перевозку большего числа пассажиров, чем предусмотрено заводом-изготовителем транспортного средства, нужно будет заплатить не 100-300 рублей как ранее, а уже 500-700 рублей.

Максимальные же штрафные санкции теперь грозят водителям, не пропускающим других участников дорожного движения, имеющих преимущество, а также пешеходов. Таких водителей будут штрафовать на 800-1000 рублей, тогда как ранее за подобные нарушения штрафовали всего лишь на 100 рублей.

По данным департамента обеспечения безопасности дорожного движения (ДОБДД) МВД РФ, наезд на пешехода до последнего времени был самым частым видом дорожно-транспортных происшествий – в прошлом году в России произошло 82 тыс. 508 таких ДТП, в результате которых 10 тыс. 692 человека погибли и более 77 тыс. получили травмы. Неадекватность штрафа в 100 рублей за подобное нарушение правил дорожного движения законодатели отмечали еще во время обсуждения планируемых изменений в КоАП.

В настоящее время в ГИБДД ожидают, что повышение штрафов все же заставит многих водителей задуматься при виде человека, собирающегося перейти улицу по пешеходному переходу. "Необходимо установить такой порядок, при котором находящийся на "зебре" человек считается для водителей безусловным сигналом к остановке. В странах Европы это уже десятки лет является законом взаимного уважения участников дорожного движения", - заявлял "Интерфаксу" заместитель начальника ДОБДД МВД России Владимир Кузин. У нас же единственный способ убедить водителей уступать дорогу пешеходам – ужесточить ответственность за нарушение соответствующего пункта ПДД.

В регионах России в свою очередь надеются, что вступление в силу новых штрафов позволит снизить аварийность на дорогах. Так, в отделе пропаганды безопасности дорожного движения ГИБДД МВД Татарстана Interfax-Russia.ru сообщили, что повышение штрафов – это один из самых эффективных способов заставить участников дорожного движения соблюдать правила.

Любое повышение штрафов приводит к снижению числа дорожных происшествий, соглашаются со своими коллегами сотрудники отдела организационно-аналитической работы и пропаганды безопасности общественного движения ГИБДД ГУВД по Оренбургской области. "Ужесточение ответственности будет дисциплинировать всех участников дорожного движения", - сказал Interfax-Russia.ru представитель отдела ГИБДД ГУВД по Оренбургской области.

"Предыдущий опыт ужесточения административного наказания свидетельствует о том, что повышение штрафов действительно приводит к уменьшению числа дорожно-транспортных происшествий", - заявил в свою очередь Interfax-Russia.ru начальник отдела пропаганды безопасности дорожного движения ГИБДД ГУВД по Нижегородской области Игорь Михайлушкин. Например, по его словам, после ужесточения наказания за вождение автомобиля в нетрезвом состоянии доля таких нарушений в регионе снизилась с 22% в 2002 году до чуть более 5% в 2008 году.

"Безусловно, увеличение штрафов на нарушение ПДД не панацея, однако это один из реальных вариантов добиться безопасности для пешеходов, - считает Михайлушкин. – Для начала было бы неплохо хотя бы избавиться от таких позорных моментов, когда водители бибикают на переходах, требуя от пешеходов их пропустить".

Между тем, сами автомобилисты сомневаются в эффективности новых штрафных санкций в борьбе за безопасность дорожного движения. "Любое наказание имеет ограниченный эффект", - заявил Interfax-Russia.ru лидер Движения автомобилистов России, депутат Госдумы Виктор Похмелкин. По его словам, действенным наказание будет лишь при наличии двух обязательных условий. "Во-первых, человек должен понимать неотвратимость грядущего наказания, - считает лидер Движения автомобилистов России. – А, во-вторых, к любому кнуту необходимо добавлять пряник".

К сожалению, отмечает собеседник Interfax-Russia.ru, в России, как правило, ограничиваются лишь повышением штрафов, причем неотвратимость наказания за совершенное нарушение далеко не всегда очевидна. "Тем более не идет речь и о пряниках. Так что возникают серьезные сомнения в эффективности нового закона", - добавил Похмелкин.

Водители же в свою очередь опасаются, что после вступления в силу нового закона, на российских дорогах может увеличиться число инспекторов ГИБДД, по своему трактующих нарушения и берущих взятки.

Так, лидер движения автомобилистов России "Свобода выбора" Вячеслав Лысаков не исключает, что некоторые недобросовестные сотрудники ГИБДД воспользуются ужесточением правил дорожного движения. "Такие опасения есть, потому что недобросовестные инспекторы очень чутко выбирают хлебные места и вместо того, чтобы заниматься организацией дорожной безопасности, стоят и стригут деньги", - сказал Лысаков. По его словам, проблемы могут возникать в тех местах, где пешеходы идут через проезжую часть сплошным потоком.

Впрочем, всплеск коррупции на дорогах в связи с повышением штрафов Лысаков все же считает маловероятным. "На мой взгляд, эти опасения преувеличены. Аналогичные страхи автомобилистов возникли с ужесточением санкций за не пристегнутый ремень. Тем не менее, никаких массовых жалоб водителей по этому поводу не наблюдается", - заявил Лысаков "Интерфаксу".

В руководстве ГИБДД также не разделяют опасения, что ужесточение ответственности водителей, не пропускающих на "зебре" пешеходов, приведет к росту коррупции среди автоинспекторов. "Вы не нарушайте правила, и искушения ни у кого не будет. О том, что размер штрафа увеличен, в первую очередь должен помнить не сотрудник ДПС, а водитель", - заявил замглавы ДОБДД Кузин.

По его мнению, региональным властям необходимо изменить схему движения на участках улиц, где пешеходы массово переходят дорогу, например, возле рынков и крупных предприятий, в противном случае на таких улицах автомобильное движение просто встанет. "Здесь нужно находить взаимоприемлемое решение для всех", - сказал Кузин.

В свою очередь лидер "Свободы выбора" Лысаков предлагает законодательно запретить строительство нерегулируемых пешеходных переходов на многополосных трассах, где обзор водителя ограничен попутно идущим транспортом, а стоить только подземные и надземные переходы. Кроме этого, он предлагает запретить обгон в 50-метровой зоне перехода, положить в этой зоне ребристое покрытие, заставляющее водителя сбрасывать скорость. Кроме того, по его мнению, целесообразно по примеру Челябинска поставить на дорогах яркие разноцветные плакаты, предупреждающие о приближении к пешеходному переходу.

Между тем, изменения в КоАП, вступившие в силу на днях, уже начали давать положительный эффект. Так, например, как сообщили Interfax-Russia.ru в отделе пропаганды безопасности дорожного движения ГИБДД МВД Удмуртии, только за минувшие сутки в республике за нарушения правил проезда на пешеходных переходах к административной ответственности было привлечено 30 водителей. В свою очередь в Кирове за два дня действий изменений в законодательство оштрафовано уже 60 водителей, нарушивших правила дорожного движения.

Впрочем, на выходных штрафовали не только водителей, но пешеходов, нарушающих правила перехода через дороги.

Ни для кого не секрет, что во многих ДТП виноваты не только водители, не пропустившие пешеходов, но пешеходы, перебегающие дороги сквозь плотный поток машин. Так, в 2008 году, по данным ДОБДД МВД РФ, по вине пешеходов произошло около 39 тыс. аварий, в которых погибло более 6 тыс. человек. А за первые четыре месяца этого года пешеходы спровоцировали уже 8 тыс. 938 аварий, т.е. каждое пятое ДТП в России. В результате этих ДТП 1 тыс. 261 человек погиб и 8 тыс. 47 получили травмы. Впрочем, административная ответственность пешеходов за пренебрежение правилами дорожного движения по сравнению со штрафами для водителей повысилась незначительно - со 100 до 200 рублей.

Тем не менее, как сообщили Interfax-Russia.ru в ГИБДД ряда российских регионов, в Удмуртии за минувшие сутки к административной ответственности за нарушение ПДД было привлечено 222 пешехода, в Кирове – 155, в Нижнем Новгороде – 140. Причем, как отметили Interfax-Russia.ru в отделе пропаганды безопасности дорожного движения ГИБДД ГУВД по Нижегородской области, в большинстве случаев речь идет о переходе пешеходами дорог в неположенном месте.

Вместе с тем, как отмечают сотрудники ГИБДД, с пешеходами не все так просто. Так, если водитель обязан иметь при себе водительское удостоверение, то пешеход, как правило, не имеет при себе документа, удостоверяющего его личность. Кроме того, ряд нарушителей ПДД вообще нельзя привлечь к ответственности из-за их возраста.

Кстати, еще в процессе обсуждения законопроекта об ужесточении ответственности за нарушение ПДД, начальник ДОБДД МВД РФ Виктор Кирьянов предложил возобновить советскую практику наказания пешеходов за нарушение ПДД – направлять взыскания по месту их работы или учебы.

"Инспекторы составляли рапорты и направляли их на заводы, фабрики, в учебные заведения. И руководители наказывали пешеходов", - сказал Кирьянов на пресс-конференции.

В тоже время, практически все собеседники Interfax-Russia.ru отметили, что большинство пешеходов имеют довольно смутное представление о правилах дорожного движения. Эксперты все как один говорят, что наряду с ужесточением наказания за нарушение ПДД также необходимо проводить целый комплекс профилактических мероприятий – начиная с садика и школы систематично обучать россиян правилам дорожного движения, только тогда пешеходы и водители перестанут быть противостоящими сторонами и начнут уважать друг друга.

Обозреватель Анастасия Николаева