Точка зрения 13 декабря 2012 г. 15:02

Поделили управление

Interfax-Russia.ru – "Ростехнологии" и Renault-Nissan поделили контроль над "АвтоВАЗом" - французско-японский альянс получит контрольный пакет акций, "Ростехнологии" - блокирующий.

Альянс Renault-Nissan и государственная корпорация "Ростехнологии" 12 декабря подписали соглашение о создании совместного предприятия, которое будет владеть их акциями в уставном капитале "АвтоВАЗа" и станет контролирующим акционером российского автопроизводителя.

Решение о создании СП было принято еще весной – 3 мая французско-японский альянс, "АвтоВАЗ", российская госкорпорация и инвестиционная компания "Тройка Диалог" подписали в Париже не имеющее обязательной юридической силы соглашение, в соответствии с которым Renault-Nissan и "Ростехнологии" передадут принадлежащие им пакеты акций российского автопроизводителя в виде вкладов в капитал совместного предприятия, которое будет контролировать "АвтоВАЗ". На тот момент "Ростехнологиям" принадлежало 28,98% акций в уставном капитале "АвтоВАЗа", Renault - 25% и "Тройке Диалог" - 20,14%.

В сентябре Федеральная антимонопольная служба (ФАС) РФ одобрила совместное ходатайство компаний Renault, Nissan и ГК "Ростехнологии" о приобретении акций ОАО "АвтоВАЗ". Вместе с тем регулятор предписал представлять Renault-Nissan в ФАС в том числе данные об отдельных показателях компаний Renault, Nissan и "АвтоВАЗ" в случае повышения цен на автомобили более чем на 15% по отношению к средней цене за предшествующий год.

В ноябре Renault подала в антимонопольное ведомство Германии ходатайство о приобретении контроля в ОАО "АвтоВАЗ". Завершить сделку планировалось до конца 2012 года.

О создании СП Alliance Rostec Auto BV (зарегистрировано в Голландии, где, по мнению специалистов, наиболее благоприятный налоговый режим) на церемонии в Москве объявил президент альянса Renault-Nissan Карлос Гон. В подписании соглашения также приняли участие генеральный директор ГК "Ростехнологии", председатель совета директоров "АвтоВАЗа" Сергей Чемезов и президент ОАО "АвтоВАЗ" Игорь Комаров.

"Сегодняшнее историческое соглашение - это уникальная сделка, которая выгодна для всех трех брендов, Renault, Nissan и Lada, и станет новым этапом успешного сотрудничества. Совместное предприятие ускорит наше развитие в России и будет способствовать конкурентоспособности "АвтоВАЗа", лидера российской автопромышленности", - заявил Гон.

В соответствии с условиями сделки, альянс Renault-Nissan инвестирует в СП 23 млрд рублей (эквивалентно $742 млн) и к середине 2014 года получит 67,13% капитала совместного предприятия. В том числе Renault вложит около 11,3 млрд рублей ($366 млн) и планирует получить 50,1% СП, а Nissan - 11,7 млрд рублей ($376 млн), чтобы получить 17,03% совместного предприятия. В то же время ГК "Ростехнологии" получит 32,87% совместного предприятия.

На момент завершения сделки в 2014 году создаваемое совместное предприятие выкупит все акции волжского автозавода, которые сейчас принадлежат компании Troika Dialog Investments Limited. После этого СП будет владеть 74,5% "АвтоВАЗа".

Стратегические вопросы и задачи СП будет решать совет директоров Alliance Rostec Auto BV, который также станет площадкой для обсуждения для альянса Renault-Nissan и ГК "Ростехнологии".

В рамках сделки президент Renault-Nissan Карлос Гон станет председателем совета директоров СП. В совет войдут три представителя от альянса Renault-Nissan - финансовый директор Renault Доминик Торманн, финансовый директор Nissan Джозеф Питер, старший вице-президент Renault и операционный директор региона Евразия Брюно Анселэн; два представителя от ГК "Ростехнологии" - генеральный директор госкорпорации Сергей Чемезов и его заместитель Игорь Завьялов.

В свою очередь совет директоров "АвтоВАЗа" будет расширен с 12 до 15 членов. Со стороны альянса Renault-Nissan в него войдут 8 представителей, кандидатуры которых должно одобрить внеочередное собрание акционеров автозавода, которое состоится 12 февраля 2013 года. Чемезов также останется председателем совета директоров "АвтоВАЗа", чередуясь на этом посту с Гоном в качестве заместителя председателя совета директоров с июня 2013 года.

Напомним, что сделку заключили через восемь месяцев после торжественного открытия в Тольятти новой производственной линии, мощностью до 350 тыс. автомобилей в год. Именно эта линия стала площадкой для совместного использования автомобильных платформ - весной на производственном комплексе было запущено производство Lada Largus, а 11 декабря стартовало производство нового Nissan Almera, которое выйдет на полную мощность весной 2013 года.

В 2013 году завод планирует выпускать на этой линии пять моделей трех брендов - Lada, Renault и Nissan. Инвестиции в этот проект составили около 400 млн евро, из них по 25% вложили "АвтоВАЗ" и Nissan, 50% - Renault.

В частности, как сообщил журналистам глава альянса Renault-Nissan Карлос Гон, во второй половине 2013 года компания Renault намерена приступить к производству автомобилей под маркой Renault на мощностях "АвтоВАЗа".

"Подготовка к запуску (производства автомобилей Renault) началась. Команда Renault оказывает давление на Игоря (Комарова - президент "АвтоВАЗа"), чтобы начать выпуск как можно скорее. В настоящее время большой спрос и очереди на автомобили Lada Largus и Granta. Приоритет за маркой Lada. Проекты Renault пока "сидят на заднем сиденье" по отношению к проектам Lada",- сказал он.

Комментируя перспективы продаж новых автомобилей на российском рынке, Гон заявил: "Не думаю, что рынок перегрет". Он напомнил, что продажи по всему рынку в 2012 году в РФ ожидаются на уровне 2,9 млн автомобилей.

"Я думаю, что российский рынок будет продолжать свой рост и перейдет границу в 4 млн автомобилей, став самым крупным рынком Европы. Производители машин (в России) пока не в полной мере используют преимущества локализации, и часть автомобильных компонентов импортируют",- сказал глава альянса.

Кроме того, в первой половине 2014 года "АвтоВАЗ" планирует приступить к серийному производству автомобилей Datsun на своей площадке в Тольятти. Соответствующее соглашение волжский автозавод подписал с Nissan Manufacturing Rus. Дизайн и общая стилистика автомобилей созданы дизайн-центром Nissan в Японии, а разработка конструкции кузова ведут совместно инженеры "АвтоВАЗа" и Nissan Motor.

По словам гендиректора госкорпорации "Ростехнологии" Сергея Чемезова, к 2020 году "АвтоВАЗ" совместно с партнерами планирует выйти на ежегодный уровень производства более 1 млн автомобилей, качество которых будет соответствовать самым высоким мировым стандартам. "Благодаря партнерству с альянсом Renault-Nissan будут созданы новые современные и высокооплачиваемые рабочие места для жителей города Тольятти и Самарского региона", - заявил Чемезов.

По мнению аналитика ИК "Русс-Инвест" Марии Шишкиной, объединение с "АвтоВАЗом" сделает Renault-Nissan третьим по величине мировым автогигантом - после Toyota и GM.

В свою очередь, убеждена она, "АвтоВАЗ" держит правильный курс, пытаясь увеличить конкурентные преимущества своей продукции в свете того, что продукция компании остается самой популярной в России.

Обозреватель Анастасия Николаева

Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook".

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще