Поволжье / Точка зрения 6 марта 2017 г. 17:29

Правовыми методами

Interfax-Russia.ru – Клиенты банков Татарстана, оставшихся без лицензии, потребовали от властей выплатить кредиторам все деньги. Республиканские власти настаивают на правовом решении вопроса.

Правовыми методами
© РИА Новости. Максим Богодвид

Народные волнения

Отзыв лицензии у Татфондбанка и еще у двух татарстанских банков стал неожиданным и очень неприятным сюрпризом не только для вкладчиков кредитных учреждений, но и для республиканских властей.

На следующий день после отзыва лицензии на собрании пострадавших клиентов банков, которое началось рано утром в здании Торгово-промышленной палаты Татарстана, участники приняли спонтанное решение отправиться к зданию кабинета министров республики. Здесь клиенты лишенных лицензии татарстанских банков передали премьер-министру Татарстана Ильдару Халикову петицию.

"Я ему передала ультиматум, который состоял из двух пунктов: опротестовать решение ЦБ об отзыве лицензий Татфондбанка и Интехбанка, и второе требование - выплатить всем кредиторам банков денежные средства в полном размере", - рассказала "Интерфаксу" активистка Александра Юманова.

В свою очередь 6 марта на встрече с премьер-министром республики представитель группы пострадавших вкладчиков заявила о требовании создать специальный фонд для удовлетворения требований кредиторов, в том числе за счет бюджета Татарстана и компаний с госучастием. "Санация банка нам не нужна, нам нужно возместить свои деньги", - заявила Юманова.

Со своей стороны власти Татарстана исключили возможность помощи вкладчикам за счет средств госкомпаний республики. Как заявил Халиков, вопросы, связанные с Татфондбанком, будут решаться исключительно правовыми методами.

"Теоретически возможны только два процесса. Либо по той или другой причине Центральный банк принимает решение об отзыве своего решения. Хочу сказать, что он (этот путь - ИФ) очень непростой, неоднозначный в том отношении, насколько это эффективно вообще - как для Татфондбанка, так и всех последующих действий. В этом вопросе требуется еще определенное время, чтобы понять и оценить, насколько это возможно", - отметил премьер-министр республики, добавив, что этот вопрос будет проанализирован.

По словам Халикова, продолжится поиск вариантов решения проблем пострадавших в Татфондбанке и его партнере - Интехбанке. Он не исключил и варианта создания фонда, но не тем способом, который потребовали вкладчики. "В части можно ли выделить из бюджета (средства - ИФ) на фонд и раздать людям - нельзя из бюджета выделить и раздать людям, и купить долги, к сожалению, тоже нельзя", - отметил премьер.

Второй путь, продолжил он, это процедура банкротства, которая фактически началась. По его мнению, наиболее оптимальным было бы сосредоточиться именно на ускорении процедур банкротства, на поиске и выявлении активов, а также на поиске тех, кто сможет эти активы купить за максимальную цену.

"Нужно понимать, что и у республики много средств, которые сегодня там (в Татфондбанке - ИФ) "зависли" - и у "Татнефти", "Генерирующей компании" ("Татэнерго" - ИФ), "Торгового дома "КАМА", "Связьинвестнефтехима". Речь идет тоже об огромной сумме, которая оказалась невозвратной на сегодняшний день. Эти цифры в ближайшее время появятся, все это будет прозрачным, и вы увидите, что республика является тоже пострадавшей стороной", - сообщил Халиков.

По его словам, юристы решают вопросы, связанные с вкладчиками, средства которых были переведены в дочернюю инвесткомпанию Татфондбанка - "ТФБ-Финанс". Планируется найти решение по вкладчикам и из других субъектов федерации.

Иски и аресты

В частности, президент республики Рустам Минниханов поручил проработать механизмы, которые могут позволить приравнять права клиентов "ТФБ Финанс" к правам лиц, чьи вклады застрахованы государством (не более 1 млн 400 тыс. рублей), и выплаты которым производит Агентство по страхованию вкладов.

В свою очередь Главное следственное управление МВД по Татарстану возбудило уголовное дело в связи с деятельностью ООО "ТФБ Финанс" по ч.4 ст.159 УК РФ (мошенничество, совершенное в особо крупном размере) после проверки заявлений граждан. Всего в органы внутренних дел Татарстана поступило более 100 заявлений.

В настоящее время под арестом находятся пять менеджеров Татфондбанка и "ТФБ-Финанса". По версии следствия, они похитили более 90 млн рублей более 100 вкладчиков путем перевода в доверительное управление "ТФБ Финанс". Менеджеры в суде заявляли, что средства клиентов не были похищены, на них приобретались облигации Татфондбанка.

Со своей стороны и прокуратура Вахитовского района Казани инициировала иски в интересах пострадавших вкладчиков Татфондбанка, средства которых были переведены в дочернюю инвестиционную компанию банка "ТФБ-Финанс".

Надзорный орган требует признать заявителей вкладчиками банка, включив их в реестр его обязательств перед вкладчиками в порядке, установленном ЦБ РФ.

Также прокуратура требует признать недействительным расторжение договоров банковского вклада, признав их действующими на прежних условиях, а также заключение договоров доверительного управления с "ТФБ Финанс", зачислив принадлежащие заявителям деньги на их счета в Татфондбанке.

Помимо этого следственное управление СКР по Татарстану еще 3 марта возбудило уголовное дело в отношении председателя правления Татфондбанка, депутата Госсовета Татарстана Роберта Мусина. Крупнейшим акционером Татфондбанка является Татарстан, прямо и косвенно контролируя 45% его акций; второй по величине пакет принадлежит экс-министру финансов Татарстана Мусину.

Он подозревается в совершении преступления, предусмотренного ч.4 ст.159 УК РФ (мошенничество, совершенное в особо крупном размере). В этот же день Советский районный суд Казани удовлетворил ходатайство следствия об аресте председателя правления Татфондбанка.

На заседании суд огласил материалы предварительного следствия, согласно которым Татфондбанк заключил с Центральным банком договор о предоставлении кредита на 3 млрд 100 млн рублей. При этом в Банк России были представлены заведомо ложные сведения о наличии высоколиквидного актива - кредитов, предоставленных ПАО "Нижнекамскнефтехим" 18 июля 2016 года. Однако в тот же день были заключены договоры о переуступке прав требований по этим кредитам и уплате процентов с ООО "Новая нефтехимия" (бенефициар Мусин) на 1 млрд 800 млн рублей и ООО "Сувар девелопмент" (компания является совладельцем Интехбанка) на 2 млрд 2 млн рублей.

В результате действий Мусина и "неустановленных лиц", по информации суда, Татфондбанк создал условия для получения заранее невозвратного кредита на основании недостоверных сведений о залоговом имуществе, исключающие возможность обращения за обеспечением по кредиту.

Сам Мусин, выступая в суде, заявил о своей невиновности.

Отзыв лицензии как спасение

Между тем Банк России считает ситуацию в банковском секторе Татарстана контролируемой. "Мы тщательно анализировали все эти информационные атаки на опорный банк республики, рассылки через интернет, и пришли к выводу, что эти атаки явились, скорее всего, следствием проявления недобросовестной конкуренции. Ситуация в банковском секторе республики контролируемая", - заявил первый зампред ЦБ РФ Дмитрий Тулин журналистам.

По его словам, серьезные опасения по поводу Татфондбанка появились у руководства ЦБ еще в начале прошлого года. "Начиная с мая прошлого года, мы понимали, что банк находится в тяжелейшем финансовом положении, мы знали, что его капитал утрачен, что потеря ликвидности может наступить в любой момент, если триггером послужит какое-то событие, что банк убыточен, и что его финансовая отчетность существенно недостоверна. С мая наша надзорная команда головного офиса находилась в постоянных переговорах с руководством банка и его акционерами", - сообщил Тулин.

При этом, отметил он, долгие месяцы вплоть до конца ноября прошлого года партнеры ЦБ по переговорам не признавали наличие столь масштабных проблем. "Они допускали, что есть какие-то сложности, но они небольшие. Но даже если эти трудности есть, акционеры устно заявляли, что не оставят банк в беде и всегда окажут финансовую поддержку", - рассказал Тулин.

В ноябре 2016 года руководство Татфондбанка все же признало правильность выводов ЦБ о финансовом положении кредитной организации и заявило, что не может оказать должную финансовую поддержку и самостоятельно восстановить платежеспособность банка.

"Первая часть заявления была для нас ожидаемой, вторая часть заявления явилась для нас неожиданностью, потому что она противоречила всем предыдущим заверениям со стороны акционеров. Акционеры предложили очень ограниченную поддержку, которой не было достаточно, чтобы восстановить финансовое положения банка", - отметил первый зампред ЦБ.

Со своей стороны зампред ЦБ Ольга Полякова уточнила, что проблемы Татфондбанка связаны с кэптивной бизнес-моделью банка, ориентированной на кредитование конечных собственников. Она заявила, что около 65% кредитного портфеля банка составляли кредиты, связанные с бизнесом собственника, при этом основная часть заемщиков находятся в состоянии банкротства.

"По результатам дистанционного надзора и рассмотрения практически 100% активов Татфондбанка было установлено, что имеется существенная недооценка кредитного риска, есть так называемые технические активы на балансе Татфондбанка. Что они собой представляют - это активы, которые вуалируют реальные проблемы. Собственно говоря, все проблемы банка были сосредоточены и заключались в той бизнес-модели, которая была выбрана банком - это кэптивная бизнес-модель, ориентированная на кредитование бизнеса конечных бенефициаров. И именно эта бизнес-модель и завела в такое тупиковое состояние данный банк", - заявила зампред ЦБ.

По словам Поляковой, ЦБ установил факты вывода активов из Татфондбанка. "ЦБ после установления фактов вывода активов направил материалы в отношении менеджмента банка", - рассказала она, добавив, что ситуацию в банке усугубили ряд операций, проведенных в начале декабря 2016 года.

"Перед ЦБ большая задолженность. И те активы, которые как раз являлись обеспечением по кредиту, предоставленному Татфондбанку - были выведены Татфондбанком перед тем, как туда была введена временная администрация", - указала она.

ЦБ оценил "дыру" в капитале банка на уровне 97 млрд рублей. Причем это минимальная оценка, до введения временной администрации "дыра" оценивалась в 43 млрд рублей. В свою очередь потенциальные санаторы из числа крупнейших банков давали более высокую оценку. "Наши независимые эксперты, те банки, которые там поработали и делали due diligence (процедура составления объективного представления об объекте инвестирования, включающая в себя оценку инвестиционных рисков), дали цифру - около 120 млрд рублей", - сказал Тулин.

Как отметила со своей стороны Полякова, для финансового оздоровления банка необходимо было бы как минимум 220-230 млрд рублей.

"Для проведения санации этого банка, по расчетам Банка России и АСВ (Агентство по страхованию вкладов), понадобилось бы как минимум 220-230 млрд рублей заемных средств. Эти средства понадобились бы на восстановление дисбаланса, восстановление капитала, на ликвидность, так как мы закладывали в расчет отток средств юрлиц, оставшихся на балансе банка", - рассказала зампред ЦБ.

Она уточнила, что эта оценка средств на санацию не сопоставима с объемом обязательств АСВ, которые на данный момент "практически полностью выполнены".

"По нашим расчетам, bail-in должен был покрывать обязательства перед физлицами (. . .) и должен был составлять как минимум 60-70 млрд рублей. На эти цифры рассчитывать не приходилось", - отметила Полякова.

Она пояснила, что такого объема обязательств перед кредиторами не было на балансе, и у тех кредиторов, которые размещали денежные средства в этом банке, не было желания участвовать в bail-in.

"У нас не было никакой политической, идеологической, концептуальной, профессиональной зашоренности или предпочтений. Мы каждый раз добросовестно исследовали, изучали каждое предложение наших контрагентов, доводя его до фактов, факты рассыпались. Цифра по bail-in, на которую мы реально смогли выйти - 5 млрд рублей", - отметил в свою очередь Тулин.

При этом представители ЦБ отметили, что согласие участвовать в механизме bail-in письменно подтвердили только два юрлица.

Обозреватель Анастасия Николаева

Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook