Поволжье / Точка зрения 1 марта 2016 г. 17:00

С новым двигателем

Interfax-Russia.ru – "КАМАЗ" к 2017 году намерен создать новый двигатель, а спустя два года выйти на первый этап производства - выпускать 12 тыс. штук в год.

С новым двигателем
© РИА Новости. Максим Богодвид

Проект создания нового поколения камазовских рядных (конфигурация двигателя внутреннего сгорания с рядным расположением цилиндров, и поршнями, вращающими один общий коленчатый вал) двигателей стартовал в 2014 году.

В планах "КАМАЗа" значились разработка трех типов двигателей: коммерческого - мощностью до 550 л.с., спортивного - мощностью 700 л.с. и газового - мощностью до 450 л.с.

Массово планировали выпускать новый двигатель в коммерческом и газовом варианте. В перспективе он должен заменить существующие двигатели и будет предназначен для всего модельного ряда автомобилей. Спортивные двигатели будут выпускаться небольшой серией.

Разработки велись совместно с "партнером", которого на предприятии не называли, хотя ранее сообщалось о намерении создания спортивных двигателей "КАМАЗ" в партнерстве с немецкой машиностроительной компанией Liebherr.

Изначально производство планировалось организовать к концу 2016 года, а с 2017-го наладить серийное производство новых двигателей.

Однако уже в начале 2015 года изменившаяся политическая и экономическая ситуация вынудила завод скорректировать направления работы. Тем не менее, уже к середине февраля прошлого года параллельно с научно-исследовательскими конструкторскими разработками удалось создать пять коммерческих и один спортивный, форсированный двигатель – вторую серию прототипов.

"В этом году мы должны заключить все контракты на новое оборудование: на линию по обработке головки блока цилиндров, линию по обработке коленчатого вала, по сборке двигателя и стыковке силового агрегата. Если мы это сделаем, в 2016 году придет оборудование, начнем монтаж и запуск", - цитировала корпоративная газета компании "Вести "КАМАЗа" заместителя главного инженера Федора Назарова.

Он рассказал, что на заводе решили увеличить локализацию нового двигателя, чтобы снизить влияние курсовой разницы. Из 395 деталей и узлов нового двигателя 100 будет освоено на "КАМАЗе", хотя первоначально планировалось производить только 15.

"Мы повышаем эффективность в связи с кризисом, ведем работы по дополнительной локализации серийного двигателя. В ближайшее время технологический центр выпустит графики, до конца года будем осваивать новые детали. В рамках реинжиниринга подолжается перенос оборудования сборки коробки на территорию производства коробки переменных передач и запасных частей двигателя, так как в планах – освобождение площади под сборку нового двигателя", - делился планами Назаров.

Сейчас проект создания нового поколения камазовских двигателей находится в стадии разработки и технологической подготовки производства.

По словам Назарова, всю работу над новым двигателем можно разделить на четыре направления: первое – собственно разработка; второе – заключение контрактов на поставку оборудования; третье – подготовка производства на "КАМАЗе"; четвертое – освоение всех деталей и узлов, производство которых будет осуществляться в России.

Что касается первого направления, то он практически завершено и сейчас ведутся испытания уже порядка 20 прототипов новых двигателей.

По второму направлению уже подписаны два важных контракта на поставку оборудования: для линии механической обработки и сборки головки блока цилиндров и линии для сборки двигателя. Причем, предсерийная конструкторская документация уже получена.

"В первом квартале мы должны закончить выбор поставщиков для всего оборудования, к середине текущего года заключить все контракты на его поставку. В апреле должна появиться первая партия отливки головки блока цилиндров", - отмечает Назаров, добавив, что в конце 2016 года на завод поступит оборудование по первым контрактам.

По его словам, главная задача, стоящая перед "КАМАЗом", – локализовать на территории России и стран СНГ 80% производства компонентов нового двигателя. Причем, главная сложность в проекте – внешние влияния, которые нельзя спрогнозировать и потому обойти.

"В 2013 году, когда проект начинался, в нем было задействовано много импортных комплектующих, рисков не было. Но в связи с ростом валютного курса мы пересмотрели свои позиции и теперь 290 деталей должны делать в России", – пояснил Назаров.

Параллельно, добавил он, запускается работа по производству деталей, которые не требуют закупки оборудования, на "КАМАЗе". "На заводах автогиганта развернется производство заготовок и операций механической обработки основных компонентов двигателя – головки блока цилиндров, коленчатого вала, картера маховика, маховика, выпускного коллектора, картера масляного, шестерни газораспределения и отбора мощности, крышки передней блока цилиндров; операции сборки, испытания, окраски и доукомплектовки двигателя", - рассказал Назаров.

По его словам, перед предприятием стоит цель - к концу года получить все прототипные компоненты, которые делаются в России и на "КАМАЗе", чтобы в IV квартале собрать двигатель из своих деталей. В 2017 году должен появиться первый предсерийный двигатель, а в 2019 году "КАМАЗ" рассчитывает выйти на первый этап производства - выпускать 12 тыс. штук новых двигателей в год.

Кстати, и двигатели предыдущего поколения теперь соответствуют стандартам "Евро-5" – крупнейший производитель грузовых автомобилей в России провел соответствующую сертификацию. Причем, сертифицированы не только автомобили нового поколения, но и вся серийная автотехника.

В этом году на "КАМАЗе" намерены сертифицировать и газомоторную технику класса "Евро-5". На очереди также – "супертяжеловес" КАМАЗ-6580.

Обозреватель Анастасия Николаева

Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook