Поволжье / Точка зрения 2 августа 2011 г. 16:01

Следствие займется чиновниками

Interfax-Russia.ru – Список ответственных за крушение теплохода "Булгария" в ближайшее время может пополниться транспортными чиновниками.

Следственный комитет РФ в рамках расследования обстоятельств крушения теплохода "Булгария", усмотрел признаки должностных преступлений в деятельности территориальных чиновников Ространснадзора.

Напомним, что пассажирский двухпалубный теплоход "Булгария" затонул на Куйбышевском водохранилище 10 июля. По последним данным, трагедия унесла жизни 122 человек. Из более чем 200 человек, находившихся на борту, удалось спастись лишь 79, в том числе 10 из 40 детей и подростков. Среди пострадавших и погибших жители Татарстана, Марий Эл, Удмуртии, Ульяновской, Самарской, Челябинской, Волгоградской областей, а также Белоруссии.

Поисково-спасательная операция на месте крушения "Булгарии" завершилась 27 июля. Поднятый со дна водохранилища теплоход доставили в док ЗАО "Ремонтная база флота имени Куйбышева", и на судне начали работать следователи СК РФ. Уже решено, что после того, как они завершат работу, судно утилизируют.

После кораблекрушения "Булгарии" было возбуждено три уголовных дела. Дело по факту нарушения правил эксплуатации водного транспорта (ст.263 УК РФ), по факту оказания услуг, не отвечающих требованиям безопасности (ст.238 УК РФ). Третье дело возбудили по ст. 270 УК РФ (неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие) в отношении капитанов прошедших мимо тонущей "Булгарии" судов "Дунайский-66" Александра Егорова и "Арбат" Юрия Тучина.

В рамках следствия задержаны гендиректор ООО "АргоРечТур" - субарендатор "Булгарии" - Светлана Инякина и старший эксперт Камского филиала Российского речного регистра 62-летний Яков Ивашов. Им обоим предъявлены обвинения по ч.3 ст.238 УК РФ (оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц).

Уголовное дело по ст. 201 УК РФ (злоупотребление полномочиями) также возбуждено в отношении должностных лиц Камского речного пароходства (Пермь), которое является владельцем затонувшей "Булгарии".

Кроме того, за выпуск из речного порта Казани "Булгарии" в туристический рейс без информирования уполномоченного госоргана по диспетчеризации флота уволили директора филиала предприятия "Казанский пассажирский порт" Рашида Сафина.

Вместе с тем президент РФ Дмитрий Медведев на совещании с руководством правоохранительных ведомств в Горках в конце минувшей недели потребовал привлечь к ответственности за гибель "Булгарии" как можно больше виновных.

Напомнив, что погибший теплоход подняли со дна "как по нравственным соображениям, так и по юридическим соображениям", глава государства отметил, что "сейчас начинается очень важная часть следствия, которая связана с проведением экспертиз, с осмотром места происшествия, установлением, естественно, круга причастных к преступлению, выявлением причин и условий, способствовавших совершению этого преступления".

"Все это необходимо для того, чтобы разобраться в том, что произошло, изобличить и наказать виновных. Я еще раз отмечаю, что это должно быть сделано в отношении широкого круга лиц, причастных к совершению преступления, включая организаторов этого бардака, а не только "стрелочников" и зицпредседателей, и прочих полуслучайных людей, которые попали в орбиту этого дела", - подчеркнул Медведев.

В свою очередь глава Следственного комитета Александр Бастрыкин проинформировал главу государства, что по предварительным оценкам, "Булгария" затонула из-за своего плохого технического состояния.

По его словам, сейчас проводятся "важные следственные действия – это детальный осмотр судна с участием специалистов, которые должны установить непосредственную причину гибели судна".

"Исходя из вашего указания о том, чтобы ответственность несли не только "стрелочники", мы сегодня определили круг государственных и негосударственных учреждений и организаций, которые несут ответственность за безопасность речного плавания, за состояние судна, за безопасность пассажиров", - рассказал Бастрыкин.

В частности, он отметил, что следователи работают в речном регистре, в управлении государственного морского и речного надзора, на судоремонтном заводе, который ремонтировал судно, в компании-судовладельце, сдававшем судно в аренду. "Сегодня, в принципе, определен круг должностных лиц этих организаций, которые наряду с руководителем турфирмы и речного регистра, который завизировал документы, могут и, видимо, должны нести ответственность за должностные правонарушения", - резюмировал глава СКР.

Позже официальный представитель ведомства Владимир Маркин сообщил "Интерфаксу", что следователи Главного следственного управления СК России в рамках уголовного дела по факту крушения туристического теплохода "Булгария" уже выявили признаки должностных преступлений, совершенных должностными лицами надзирающих и контролирующих органов.

В связи с этим, по его словам, решается вопрос о возбуждении уголовного дела в отношении должностных лиц Казанского линейного отдела Волжского управления государственного морского и речного надзора Ространснадзора.

"Указанные должностные лица, ответственные за предлицензионную проверку, дали положительное заключение о готовности компании ООО "АргоРечТур", возглавляемой Светланой Инякиной, к соблюдению требований и условий лицензии на осуществление деятельности по перевозке пассажиров внутренним водным транспортом", - сказал представитель СК РФ.

В частности, как ранее сообщала Генпрокуратура, Приволжский транспортный прокурор еще в середине июля внес представление по этому поводу начальнику Волжского управления государственного морского и речного надзора Ространснадзора Петру Комкову.

Кроме того, у Приволжской транспортной прокуратуры возникли претензии к должностным лицам Казанского линейного управления внутренних дел на транспорте. По мнению прокуратуры, сотрудники правоохранительных органов своевременно не выявили и не пресекли безлицензионную деятельность субарендатора дизель-электрохода "Булгария" - ООО "АргоРечТур", незаконно выполнившего в июне-июле 2011 года пять круизов по различным маршрутам.

Что касается технического состояния затонувшей "Булгарии", то, как сообщал Бастрыкин, судебно-техническая экспертиза будет проведена "крупнейшими специалистами в области речного и морского судоплавания". "Это позволит нам, с одной стороны, привлечь всех виновных – в широком смысле этого слова – к ответственности и определить все причины и условия, которые привели к этой трагедии", - отметил глава СКР.

Между тем, версию технической неисправности судна считает основной и большинство россиян. Как выяснили социологи ВЦИОМ, авария теплохода "Булгария" на Волге привлекала внимание практически каждого россиянина: лишь 2% респондентов ничего не слышали об этом, и только 7% не следят за ходом расследования.

Главной причиной крушения теплохода подавляющее большинство россиян, информированных о катастрофе, считают плохое техническое состояние судна (55%). Респонденты также склонны объяснять случившееся человеческим фактором: ошибками в действиях экипажа (8%), халатностью (7%), алчностью владельцев судна (4%), превышением допустимого количества пассажиров и коррупцией (по 1%). Еще 7% опрошенных полагают, что все произошло по трагическому стечению обстоятельств.

Ответственность за случившееся, по мнению 44% россиян, лежит на владельцах и арендаторах теплохода. Вместе с тем четверть опрошенных (26%) возлагают вину на надзорные органы, 13% - на власти, 11% - на экипаж.

В меньшинстве те, кто указывают на вину конструкторов судна и людей, не оказавших помощь терпящему бедствие судну (по 1%).

Для предотвращения подобных трагедий в будущем россияне считают нужным жестко контролировать состояние морского и речного транспорта (37%), отремонтировать и обновить суда (11%). Среди других предложений строго наказать виновных в трагедии и возложить ответственность на виновных на всех уровнях власти (по 10%), бороться с коррупцией и бюрократией (7%). Еще 5% предлагают сменить руководство причастных к случившемуся органов и внести изменения в законодательную базу.

Обозреватель Анастасия Николаева