Поволжье / Точка зрения 9 октября 2018 г. 15:35

Свернули программу

Interfax-Russia.ru - Минобороны РФ решило прекратить работу над тяжелым ударным беспилотником "Альтаир" в казанском ОКБ им.Симонова. Разработку БПЛА могут завершить на другом предприятии.

Свернули программу
© РИА Новости. Сергей Мамонтов

Экспериментальный разведывательный беспилотный летательный аппарат (БПЛА) большой высотности и продолжительности полета, получивший по документам название "Альтиус-М", разрабатывался по заказу министерства обороны РФ. Тяжелый, массой до 5 т, аппарат должен был использоваться, помимо разведки, для наблюдения, рекогносцировки, а впоследствии – и проведению ударов по противнику.

Конкурс Минобороны на научно-исследовательскую работу (НИР) "Альтиус-М" в октябре 2011 года выиграли казанское ОКБ "Сокол" (в 2014 году переименовано в ОКБ им. Симонова, главный конструктор - Александр Гомзин) совместно с компанией "Транзас" (Санкт-Петербург). Сумма контракта на проведение НИР "Альтиус-М" составляла 1 млрд рублей. Помимо двух головных компаний-победителей, в разработке тяжелого БПЛА должно было участвовать порядка 70 предприятий. Вторым участником конкурса была Российская самолетостроительная корпорация (РСК) "МиГ".

По условиям контракта, после разработки и постройки прототипа-демонстратора БПЛА в 2014-2015 годах должны были начаться испытания летного образца. Строительство БПЛА велось на КАПО им.Горбунова (Казань), где в 2013 году министру обороны Сергею Шойгу была продемонстрирована модель "Альтиус-М".

Экспериментальную модель беспилотника "Альтиус" сначала планировалось продемонстрировать на Международном военно-техническом форуме "Армия-2015", затем - на "Армии-2016".

Однако к летным испытаниям "Альтаир" (такое название получил беспилотник) приступил лишь в июле 2016 года. Как пояснял агентству "Интерфакс-АВН" источник в оборонно-промышленном комплексе, аппарат взлетной массой около пяти тонн относится к классу средневысотных БПЛА большой продолжительности полета. Он представляет собой высокоплан с V-образным хвостовым оперением. Размах крыла аппарата - около 28,5 м, длина - 11,6 м.

Элементы конструкции БПЛА были созданы на казанском предприятии "КАПО-Композит". Аппарат оснащен двумя дизельными двигателями компании Red Aircraft с тянущими винтами.

Российский эксперт в области беспилотных систем Денис Федутинов, комментируя по просьбе "Интерфакса-АВН" начало летных испытаний нового БПЛА, отметил, что "Альтаир" должен стать российским аналогом американского БПЛА Reaper.

"Схожая размерность аппаратов, их принадлежность к одному классу дают основания предполагать, что "Альтаир" сможет решать не только разведывательно-наблюдательные, но и ударные задачи", - отметил эксперт.

Беспилотник совершил несколько успешных испытательных полетов, однако в декабре они были приостановлены. По информации телеканала "Звезда", их планировалось возобновить весной-летом 2017 с учетом доработок.

Второй экземпляр опытного беспилотника, по данным телеканала, был представлен в мае 2017 года среди других образцов авиационной техники во время посещения Казанского авиазавода секретарем Совета безопасности России Николаем Патрушевым.

Отмечалось, что тяжелый беспилотник может совершать взлет и посадку полностью в автоматическом режиме, однако в случае необходимости его можно перевести на ручное управление оператором с земли.

В мае 2018 года заместитель министра обороны РФ Юрий Борисов в интервью телеканалу "Звезда" высказывал надежду, что работы над тяжелым беспилотником, который сможет нести до двух тонн боевой нагрузки, завершатся в течение года. Причем, как уточнял источник "Интерфакса", вес самого БПЛА удалось увеличить с 5 до 7,5 тонн.

Между тем, как выяснили "Ведомости", Минобороны РФ приняло решение прекратить разработку единственного в России тяжелого летающего ударного беспилотника. Хотя, как отмечает газета со ссылкой на свои источники, на разработку "Альтаира" с 2011 года было потрачено более 3 млрд рублей.

Вместе с тем собеседник "Ведомостей" не исключил, что задел будет передан Уральскому заводу гражданской авиации (УЗГА), где сейчас производится русифицированная версия израильского БПЛА Searcher под названием "Форпост" и собирается ряд пилотируемых летательных аппаратов.

В прошлом году стало известно, что у ОКБ им.Симонова не хватает средств для продолжения работ, хотя беспилотник был поднят в воздух и начал летные испытания. В связи с этим правительство Татарстана запрашивало в Минпромторге дополнительно до 2 млрд рублей для разработки гражданского арктического варианта БПЛА.

"Ведомостям" не удалось получить комментарии Минобороны РФ, гендиректора - генконструктора ОКБ Александра Гомзина и руководства УЗГА.

Информированный источник "Интерфакса" также подтвердил, что разработка российского тяжелого ударного беспилотника "Альтаир" будет завершена.

"Речи о полной заморозке проекта нет. Поставлена задача довести работу до конца", - сказал собеседник агентства.

По словам другого источника, претензии у Минобороны к работе казанского ОКБ им.Симонова действительно есть.

"В настоящее время между сторонами идет ряд судебных разбирательств",- сказал он.

По данным портала "Бизнес Online", в ОКБ несколько месяцев работала ревизионная комиссия Минобороны. В итоге военные решили забрать у Казани проблемный проект. Причинами стали и различные изменения в структуре собственности ОКБ, и технические вопросы, и ажиотаж вокруг бюро, и некоторые показания его гендиректора следствию.

Незадолго до этого, в апреле 2018 года, глава ОКБ им.Симонова был заключен под стражу до 10 июня. Как уточняли "Интерфаксу" в пресс-службе Советского районного суда Казани, Гомзин обвинялся по ч.7 ст.159 УК РФ (мошенничество в особо крупном размере, сопряженное с преднамеренным неисполнением договорных обязательств в сфере предпринимательской деятельности, если это деяние повлекло причинение значительного ущерба), ч.2 ст. 201 УК РФ (злоупотребление полномочиями, повлекшее тяжкие последствия) и ч.2 ст.285.1 УК РФ (нецелевое расходование бюджетных средств).

После ареста руководителя сотрудники ОКБ им.Симонова опубликовали открытое письмо, в котором просили руководство страны вмешаться в эту ситуацию.

"По мнению коллектива, данное задержание незаконно и направлено на оказание давления на главного конструктора и основного акционера предприятия", - говорилось в письме. Документ подписали более 290 работников ОКБ.

Коллектив ОКБ заверил руководство страны, что в случае "благоприятного разрешения сложившейся ситуации сможет "поднять на крыло" новое поколение беспилотных летательных аппаратов".

Спустя месяц информированный источник агентства заявил, что 21 мая Гомзина освободили из СИЗО под подписку о невыезде, и он вернулся к работе.

По мнению эксперта, главного редактора специализированного издания "Беспилотная авиация" Дениса Федутинова, причиной лишения ОКБ им.Симонова заказа на разработку тяжелого БПЛА стала и неверная оценка затрат по проекту, и переоценка заказчиком возможностей промышленности, и, вероятно, ошибочные действия руководства ОКБ, в том числе финансовые.

Вместе с тем, считает Федутинов, каких-либо данных, говорящих о том, что на УЗГА создано эффективно действующее конструкторское бюро в области беспилотных систем, так же пока нет.

Обозреватель Анастасия Николаева

Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook"