Interfax-Russia.ru – Чиновников в Ульяновской области будут проверять на детекторе лжи. Их протестируют на предмет выявления коррупции, связей с преступными сообществами и экстремизма.
На минувшей неделе губернатор Ульяновской области Сергей Морозов подписал постановление о проведении психофизиологического тестировании с применением полиграфа для чиновников администрации главы региона и членов регионального правительства.
Проверку на полиграфе должны будут проходить претенденты на высшие должности государственной службы в регионе: руководители, советники, директора департаментов и далее вплоть до заместителей министров. В список проверяемых также включили руководителей областных государственных учреждений; сотрудников областного правительства, работающих в комиссиях по закупкам, занимающихся финансовыми или кадровыми вопросами и обеспечивающих секретность.
Причем, тестировать чиновников будут не только перед приемом на работу, но и в рамках "мониторинга исполнения полномочий" в случае выявления "факторов риска".
К "факторам риска" отнесли: наличие фактов коррупционных правонарушений; связей с преступными сообществами или сообществами, имеющими преступные намерения; участия в экстремистских организациях, религиозных и общественных объединениях деструктивного типа; а также фактов злоупотребления служебным положением.
При этом, согласно постановлению, тестирование на полиграфе является добровольным - участники тестирования должны подписать соответствующее соглашение, включающее в себя согласие на обработку данных. При отказе от проверки от чиновника потребуют письменное обоснование причин такого отказа.
Кроме того, положение предусматривает ряд причин, которые считаются уважительными для отказа от тестирования. В их числе: беременность, состояние истощения, серьезные заболевания, а также употребление алкоголя или наркотиков в период двух суток до тестирования.
Особо отмечается, что результаты проверки на полиграфе носят лишь рекомендательный характер и используются только в качестве дополнительной информации о лице, прошедшем тестирование.
Как рассказал "Коммерсанту" разработчик положения, начальник управления по вопросам госслужбы и кадров администрации губернатора Александр Рябоконь, в случае подозрения на коррупционные, криминальные или экстремистские связи информация об этом будет передаваться в правоохранительные органы, "но без резких движений, пока ничего не доказано", "никто увольнять никого на этом основании не будет", "хотя руководитель будет поставлен в известность".
Проверки начнутся с 1 апреля. Первыми под них попадут чиновники, связанные с госзакупками.
Между тем проверка чиновников на детекторе лжи уже опробована в ряде российских регионов. Так, в Казани с 2007 по 2010 год проверку на полиграфе прошли 1 тыс. 48 сотрудников исполкома. 80 человек по итогам проверки оставили свои должности, в том числе и руководители профильных подразделений.
Проверка на полиграфе стала эффективным инструментом противодействия и профилактики возникновения коррупционных рисков и в Москве. "Более 6 тыс. госслужащих прошли проверку с 2011 года", - рассказали "Интерфаксу" в январе в пресс-службе тендерного комитета столицы.
При этом, по словам собеседника агентства, в 2016 году проверку с применением полиграфа и анализатора "К-Фактор" прошли более 1,7 тыс. служащих Москвы, большая часть которых (70%) работают в системе городских закупок. По результатам проверок только у 2% обследуемых выявлены коррупционные факторы риска, а годом ранее этот показатель составлял 6%.
В сентябре прошлого года о тестировании госслужащих на полиграфе задумались власти Ханты-Мансийского автономного округа (ХМАО). "Доверие - это главный общественный ресурс работы любого госслужащего, элемент, без которого он не может быть эффективным. Полиграф - это в какой-то части инструмент замера доверия общества и работодателя к конкретному работнику", - отмечала губернатор ХМАО Наталья Комарова.
Тогда региональные власти разработали проект положения, регламентирующего прохождение проверки на полиграфе. Документ планировали обсудить с общественниками, экспертами и доработать с учетом полученных предложений и замечаний.
Пока проверки на полиграфе, действительно, носят лишь добровольный характер, хотя о законодательном урегулировании этого процесса говорят давно. Еще в 2010 году в Госдуму собирались внести законопроект, обязывающий всех чиновников проходить проверку на детекторе лжи.
Предполагалось, что полиграф будут использовать по всей России как при приеме на работу, так и в ходе служебных проверок. А выводы, сделанные по результатам тестирования на детекторе лжи или отказа от его прохождения, должны были послужить основанием для дополнительной проверки.
Однако до сих пор соответствующий законопроект так и не был принят. В прошлом году с предложением использовать детектор лжи для проверки госслужащих выступила Общественная палата РФ.
По мнению члена Общественной палаты РФ Дмитрия Галочкина, внедрение практики использования полиграфа перед приемом на государственную службу поможет существенно снизить коррупционные риски при расходовании государственных средств. Однако, считает он, проверка должна осуществляться на авторитетных площадках, таких как сама палата, чтобы обеспечить непредвзятость процедуры и объективность результатов.
Проверка чиновников на полиграфе должна проводиться после разработки четкой методики тестирования и отбора профессиональных компаний, которые могут осуществлять эту деятельность, считает председатель комиссии Общественной палаты по социальной политике, трудовым отношениям и качеству жизни граждан Владимир Слепак.
"Если говорить о реальной объективности этой работы, то ее надо проводить под строгим экспертно-общественным контролем, иначе мы можем получить очередную проблему, связанную с серьезными злоупотреблениями", - говорится в направленном в прошлом году в Генпрокуратуру РФ письме Слепака, копия которого имеется в распоряжении "Интерфакса".
Слепак попросил Генпрокурора РФ Юрия Чайку провести проверку деятельности юридических лиц и учреждений, осуществляющих на территории России исследования с применением полиграфов.
В письме председатель комиссии отметил, что федеральная нормативно-правовая база не содержит ни одного действующего акта, регламентирующего порядок применения полиграфов, "ставя результаты таковых исследований под вопрос относительно их законности".
По его мнению, должен быть утвержденный стандарт проверок на полиграфе, положения которого строго регламентируют порядок тестирования и не нарушают права человека. Кроме того, отмечает Слепак, необходимо нормативно определить правоохранительный орган, выступающий контрольно-надзорным за практикой применения полиграфов в различных исследованиях.
Обозреватель Анастасия Николаева
Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook