Поволжье / Точка зрения 2 ноября 2011 г. 15:49

То ли воля, то ли неволя

Interfax-Russia.ru – Саратовский солдат Андрей Попов, утверждающий, что провел 10 лет в рабстве в Дагестане, опровергает информацию следствия о том, что он сознался в дезертирстве.

История о "дагестанском пленнике" стала достоянием общественности в августе 2011 года, когда солдат-срочник из города Ершова Саратовской области Андрей Попов после почти 11 лет отсутствия появился на пороге родного дома.

Попова призвали в армию 5 января 2000 года, и он проходил военную службу в войсковой части N14460 Татищевского района Саратовской области, а 2 октября 2000 года пропал без вести. По словам самого Попова, его в бессознательном состоянии отправили в Дагестан, где он все это время, пока его безуспешно по всей стране пытались разыскать родственники, нелегально работал на одном из заводов в Каспийске. Сбежать из "плена" ему удалось только в августе 2011 года.

"Андрей вернулся домой одетый как бомж и выглядевший как бомж: постаревший, худой, обросший, с длинными волосами и бородой, зубов совсем нет. У него сломан нос, поломаны ребра, руки, ноги. До Ершова брат добирался больше двух недель. Настроение у него подавленное. Единственное, что мы знаем с его слов, то, что до этого (до последнего побега - ИФ) он уже два раза пытался бежать. Но его ловили, избивали", - рассказывала агентству "Интерфакс-Поволжье" сестра солдата Светлана.

17 августа Попов, добиравшийся до Ершова пешком и на перекладных, сам пришел в полицию родного города, чтобы написать заявление о том, что он стал жертвой похищения. Однако его арестовали и отправили в изолятор временного содержания Ершова.

Поводом для помещения мужчины в следственный изолятор послужило представление о розыске, которое на основании розыскного дела, заведенного в декабре 2000 года, вынес тогдашний военный прокурор Саратовского военного гарнизона Владимир Белых.

"В представлении было написано, что при обнаружении дезертира необходимо сразу же взять его под стражу. Через 11 лет Попов пришел в полицию рассказать свою историю, и естественно, его по тому постановлению заключили под стражу. Его делом будет заниматься военная прокуратура", - рассказали агентству "Интерфакс-Поволжье" в пресс-службе ГУ МВД Саратовской области.

Однако правозащитники призвали руководство правоохранительных органов разобраться с арестом саратовского солдата. "Сначала необходимо установить, правду ли говорит солдат, что он пробыл в рабстве. Зачем его сразу арестовывать?" - заявила "Интерфаксу" руководитель Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева.

"Зачем задерживать просто так только потому, что солдат 11 лет назад исчез из военной части? Надо сначала выяснить все обстоятельства, тогда шли военные действия. Отсутствие презумпции невиновности - в мозгах сотрудников наших правоохранительных органов. Они всех подозревают и заранее считают виновными. Пусть сначала убедятся в его вине", - сказала Алексеева.

Спустя неделю военные следственные органы приняли решение перевезти Попова из следственного изолятора в воинскую часть N50661, расположенную в Саратове на базе бывшего военного училища ракетных войск. "Там 28-летний Андрей будет проходить срочную военную службу- до окончания предварительного следствия", - пояснял агентству "Интерфакс-Поволжье" адвокат солдата Юрий Милешин.

К тому времени военная прокуратура Саратовского гарнизона возобновила расследование уголовного дела по ч.4 ст.337 УК РФ (самовольное оставление части, продолжительностью свыше одного месяца), которое возбудил в 2000 году в отношении Попова командир части.

Со своей стороны и МВД Дагестана начало проверку по опубликованным в СМИ заявлениям рядового. "Сотрудники МВД устанавливают, действительно ли Попов работал на кирпичном заводе, и удерживали ли его там насильно", - сообщил "Интерфаксу" представитель пресс-службы МВД, отметив, что соответствующие ведомства с участием сотрудников МВД регулярно проводят рейды по кирпичным заводам, в ходе которых проверяют соблюдение трудового законодательства.

Тем временем военный следственный отдел СКР по Саратовскому гарнизону вынес постановление о возобновлении предварительного следствия по уголовному делу. По версии следствия, 30 сентября 2000 года вместе с сослуживцами Попова направили для выполнения строительных работ на объект, расположенном в городе Татищево, который рядовой самовольно покинул и скрылся в неизвестном направлении.

С санкции военного прокурора гарнизона в отношении него заочно избрали меру пресечения в виде заключения под стражу. В дальнейшем следствие по делу неоднократно возобновлялось для проведения розыскных мероприятий.

Позже в отношении Попова избрали меру пресечения в виде наблюдения командования воинской части. "Если будет установлено, что самовольное оставление места службы явилось следствием стечения тяжелых обстоятельств, то он может быть освобожден от уголовной ответственности", - отмечало ведомство.

"Все эти годы я был на кирпичном заводе в городе Каспийске в статусе рабочего. Никаких денег там не было. Жили мы в вагончиках. Питание было. Похудел. Когда уходил (в армию - ИФ), во мне было 63 кг, сейчас - 58. Не могу сказать, было ли это рабство. Оставлю это за кадром, пока все это проверяется", - делился Попов с журналистами подробностями своих злоключений.

Он также пообещал предоставить свидетелей, готовых подтвердить его слова. "Вместе со мной работали ребята из Москвы, Питера, отовсюду. Некоторым удавалось бежать. Есть парень, он тоже убежал, и уже опознал меня", - заявил Попов.

Чтобы проверить эти показания, следователи провезли Андрея по всем заводам, расположенным вблизи Махачкалы и Каспийска. Председатель регионального Союза солдатских матерей Лидия Свиридова посчитала, что следственный эксперимент в Дагестане прошел успешно, и сотрудники следственных органов получили всю необходимую информацию.

"Андрей невиновен, у меня нет в этом сомнений", - заявила она одному из местных изданий.

По ее мнению, Попов "однозначно находился на кирпичном заводе", и это подтвердил директор этого завода.

В начале октября Попова направили на психиатрическое обследование в клинику Святой Софии в Саратове. И психиатрическая экспертиза подтвердила, что "дагестанский пленник" вполне вменяем. Правда, пока проводилась экспертиза, в СМИ появилась информация о том, что Попов признался в дезертирстве. Однако эти сообщения опровергли родственники солдата и председатель регионального Союза солдатских матерей.

По закону в то время, пока человек находится на обследовании, следственные действия в отношении него запрещены, поясняла Свиридова. "Если же сейчас во время его нахождения в психиатрической клинике идет информация о том, что он дает признательные показания, это может означать только одно: что по отношению к солдату в клинике применяются медикаментозные меры воздействия. Вероятнее всего, Попов находится под воздействием сильных психотропных средств", - заметила она, подчеркнув, что эта информация должна стать основанием для серьезной прокурорской проверки.

1 ноября Главное военное следственное управление СКР официально объявило о завершении расследования. По информации военных следователей, Попов сознался в самовольном оставлении места службы и ходатайствовал о рассмотрении уголовного дела в особом порядке.

"В ходе предварительного следствия под давлением неопровержимых улик Попов полностью признал свою вину в инкриминируемом ему деянии за период с 30 сентября 2000 года по 25 декабря 2010 года. Он дал признательные показания относительно того, как и где проводил время, находясь вне расположения воинской части. Установлено, что под вымышленными именами Попов неоднократно неофициально устраивался на временные работы в Саратовской области, а также на территории Дагестана", - говорится в сообщении СКР.

Вместе с тем, сообщает ведомство, поскольку 25 декабря 2010 года Попову исполнилось 29 лет – предельный возраст пребывания на военной службе по призыву – с этого момента он не может быть привлечен к ответственности за уклонение от военной службы.

СКР напомнило, что в 2009 году в производстве военного следственного отдела по Тамбовскому гарнизону находилось уголовное дело в отношении рядового внутренних войск Антона Кузнецова, подозреваемого в совершении аналогичного преступления.

По данным следствия, он уклонялся от военной службы почти 4 года - с 22 марта 2005 года по 3 марта 2009 года. Изначально военнослужащий также утверждал, что все это время находился в рабстве на кирпичных заводах, расположенных в Дагестане. В ходе следствия Кузнецов и его защитник, несмотря на предоставление бронированного автомобиля и вооруженной охраны, отказались от выезда в Дагестан для проверки показаний на месте. Позже военнослужащий отказался и от проверки своих показаний с помощью полиграфа.

Как установили следователи, с 22 марта 2005 года по 3 марта 2009 года Кузнецов трижды был осужден за совершение восьми краж и приговорен в общей сложности к 3 годам и 4 месяцам лишения свободы, которые провел в исправительных колониях.

"От уголовной ответственности за содеянное Кузнецова спасло заключение врачей, признавших его не годным к прохождению военной службы. В отличие от него Попов признан годным к ее прохождению. В настоящий момент уголовное дело в отношении него направлено военному прокурору для утверждения обвинительного заключения", - говорится в сообщении.

Информацию о том, что дело Попова передано в прокуратуру области для утверждения обвинительного заключения и дальнейшей передачи в суд, агентству "Интерфакс-Поволжье" подтвердила и председатель регионального Союза солдатских матерей. Однако, считает Свиридова, Попов ни в чем не виноват. "Нашей власти гораздо легче осудить сейчас невиновного и посадить его в тюрьму, нежели признать, что на территории РФ используется рабский труд", - заявила она.

Между тем сам саратовский военнослужащий опроверг распространенную Главным военным следственным управлением информацию о том, что он сознался в самовольном оставлении места службы. "Я удивляюсь, потому что никто ничего пока не давал. Я пока не видел обвинительного заключения, не подписывал признательные показания. Мне ничего не показывали, также и адвокату. Мы все на ушах стоим", - заявил Попов агентству "Интерфакс-Поволжье".

По его словам, "что адвокат, что следователь тоже не в курсе, откуда взялась такая информация". Ожидается, что защитник "дагестанского пленника" в ближайшее время встретится со следователем и узнает, откуда Главное военное следственное управление СКР взяло информацию о признательных показаниях Попова.

Обозреватель Анастасия Николаева