Украинское "Если"

Interfax-Russia.ru – Выставка современного украинского искусства открывается в Перми. Одним из экспонатов станет художественно расстрелянный BMW.

Масштабная выставка современного украинского искусства "Якщо/Если/If", открывающаяся 21 мая в Музее современного искусства в Перми, представляет главным образом искусство после "оранжевой революции". По мнению организаторов выставки, экспозиция в полной мере отражает ситуацию в этой стране – продуктивно "нестабильную", полную противоречий, обещаний, надежд и разочарований, всплесков протестной и творческой энергии.

Почему именно выставка украинского искусства? На это вопрос отвечает куратор проекта и автор-составитель каталога выставки – кандидат искусствоведения, член-корреспондент Академии художеств и лауреат Всероссийского конкурса "Инновация" 2010 года Екатерина Деготь.

"Это не просто выставка украинского искусства – это выставка украинского искусства, сделанная для России. И не для Москвы, не для интернационально ориентированной столичной публики, которая привыкла рассматривать художников индивидуально, без связи с их исторической или актуальной родиной. Но для более дальней России, где люди склонны больше идентифицироваться со своим гражданством, и где художники из другой страны неизбежно будут восприниматься как ее полномочные представители", - отмечает куратор проекта. Ее знакомство с украинским искусством началось еще в конце 1980-х годов.

По ее мнению, эта выставка не только об искусстве современной Украины, но и об Украине вообще. "Выставка украинского искусства, которое в последние годы показывалось у нас только фрагментарно и изредка, и никогда, как целое движение, будет в первую очередь восприниматься, как выставка про то, чем русское искусство могло быть. Могло бы быть. Может быть. Может еще стать", - размышляет Деготь.

Работа над этим над проектом заняла более года. Первый этаж Речного вокзала – место обитания пермского музея современного искусства – условно поделен на четыре части. Здесь будет демонстрироваться около ста работ тридцати авторов, сгруппированных по разделам: "Майдан", "Дивокрай", "Фантомы" и "Мечтатели". Это – полотна, посвященные государственной идеологии и мечтам, площадное искусство и сюрреализм.

Среди участников выставки – известный российский художник, уроженец Украины Сергей Братков, знаменитые живописцы Украины Александр Гнилицкий, Арсен Савадов, Василий Цаголов, уже выставлявшаяся в Перми Жанна Кадырова, Стас Волязловский, группы Р.Э.П. и Soska.

На суд зрителя свои работы представят также художники, пока не известные российской публике. Среди них, в частности, и авторы, скандально известные на Украине своей работой с политической и идеологической проблематикой. Например, картина украинского художника Ивана Семесюка "Портрет Нестора Махно" была в 2009 году со скандалом удалена с выставки "От Триполья до наших дней" в Национальном доме художника в Киеве. Организаторов возмутила надпись на черных знаменах предводителя анархистов: "Воля, или Пусть все идут на …!". На пермской экспозиции вариант надписи будет таким: "Всi йдут на Речной, або…"

Несколько работ сделаны прямо на месте – в Перми. В частности, 17 мая силами Пермской краевой федерации практической стрельбы специально для выставки был художественно… расстрелян BMW. Как пишет в своем блоге директор музея Permm, известный московский галерист Марат Гельман, простреленный во всех местах BMW будет выставлен в музее как памятник 90-м годам прошлого столетия. Главный художник проекта расстрела автомобиля – Володимир Кузнецов.

В свою очередь один из участников расстрела Илья Липин отмечает, что команда стрелков-практиков была крайне довольна предоставленной возможностью расстрелять авто. "Процессом расстрела руководил художник, по его замыслу прострелы должны быть в виде цветочков и орнамента, места прострелов обозначены крестиками", - пишет Липин в своем блоге.

Стреляли во все места авто и со всех сторон – из пистолета, из карабина, "добрых чувств к расстреливаемому не питали", отмечает стрелок.

По его словам, точно в крестики попасть не удалось, "но в целом, реализация замысла была выполнена более чем хорошо, художник остался доволен". Дело в том, что прошлая попытка установки аналогичного памятника была провалена – исполнители не прострелили из огнестрела авто, а просто насверлили дырочек, эффект был совсем не тот.

"На мой взгляд, должен получился отличный памятник (или памятка?) правильным действиям законопослушного гражданина в отношении вооруженных преступников, - в свою очередь делится своим мнением по поводу увиденного экспоната Гельман. - Жалко, что памятник не включает в себя останки собственно преступников. Будем считать, что они уже используются по их основному жизненному кредо – повышают урожайность специально отведенного земельного надела".

Контекст 1980-х – 1990-х годов, в котором воспитывались современные художники, представляет особый раздел выставки – "Истории". Это украинская живопись из коллекции Марата Гельмана, концептуальное и наивное искусство из коллекции художника и куратора Александра Ройтбурда и эскпозиция харьковской школы андеграундной фотографии, из которой выросло творчество Бориса Михайлова и Сергея Браткова.

Произведения для выставки получены у их авторов, в частных собраниях, в коллекции PinchukArtCentre (Киев) и фонда Stella Art (Москва), в арт-центре "Я Галерея" (Киев), галереях "Коллекция", Antin‘s Collection и Kyiv Fine Art (Киев), в галерее "Риджина" (Москва-Лондон). По мнению организаторов выставки, эти три "коллекции" дают возможность понять, как развивалось, менялось искусство Украины на протяжении последних двадцати лет.

Как говорит директор музея Permm, до 1993 года "современного украинского искусства на мировой сцене как феномена не существовало, оно было частью русского искусства". "Недаром первая выставка украинских художников в Москве, которую я курировал, называлась "Южнорусская волна", - замечает Гельман.

"Своя художественная ситуация", по его словам, появилась в Киеве за последние пятнадцать лет, а сегодня Украина имеет свой национальный павильон на венецианской биеннале."Тем не менее общее советское прошлое по-прежнему объединяет наши страны, и именно потому, что Украина "самая близкая из чужих", особенно любопытно узнать, что происходит на ее художественной сцене", - считает галерист.

"У нас есть иллюзия, что мы хорошо живем, у нас ситуация стабильная, в результате происходит стагнация, в том числе интеллектуальная, художественная, у нас искусство поросло жирком, на Украине ситуация более живая, более острая", - заявила в свою очередь в интервью одной из телекомпаний куратор выставки Екатерина Деготь.

Формально пермский музей современного искусства Permm появился совсем недавно – весной 2009 года, но фактически старт этому феноменальному для Перми культурному институту был дан еще в сентябре 2008 года выставкой "Русское бедное". Она произвела фурор не только в Перми и России, но и прославилась за рубежом.

"Русское бедное" стало дебютом нового музея и одновременно презентацией концепции Permm. Основа будущей коллекции и главный бренд музея – русское бедное искусство. Важное условие: экспонаты будущего музея будут полниться объектами, сделанными на пермской земле и с опорой на местные культурные мотивы. Но это, скорее, сверхзадача.

Помимо формирования очага актуального искусства в Перми, новый музей будет, и уже начал, знакомить пермяков с лучшими российскими и мировыми работами. С деятельностью музея в пермской действительности началась "культурная революция".

Обозреватель Анастасия Николаева

Фото к материалу любезно предоставлены пресс-службой Музея современного искусства (Пермь)