Точка зрения 4 июня 2013 г. 10:40

Ускорение за триллион

Interfax-Russia.ru – Одну из первых в России высокоскоростных железнодорожных магистралей могут построить к ЧМ-2018 из Москвы в Казань. Проект оценивают почти в триллион рублей.

С 2010 года скоростное и высокоскоростное движение по модернизированной инфраструктуре уже связывает такие регионы, как Московская, Тверская, Новгородская, Ленинградская, Владимирская и Нижегородская области. Так, высокоскоростными поездами "Сапсан" осуществляется движение в сообщении Москва – Санкт-Петербург и Москва – Нижний Новгород; поезда "Аллегро" курсируют между Санкт-Петербургом и Хельсинки; скоростное движение поездов "Ласточка" организовано на участках Санкт-Петербург – Великий Новгород и Санкт-Петербург – Бологое, Москва – Нижний Новгород. Также осуществляются интермодальные перевозки по схеме "город – аэропорт" в Казани и Сочи.

До 2030 года в планах ОАО "Российские железные дороги" построить в России более 4 тыс. км линий высокоскоростных железных дорог и около 7 тыс. км линий скоростного сообщения. При этом под высокоскоростным подразумевается движение поездов со скоростью 200-400 км в час, под скоростным - 140-200 километров в час.

Особую актуальность проект создания сети высокоскоростных магистралей (ВСМ) также приобретает в свете проведения в России чемпионата мира по футболу 2018 года. Изначально разрабатывалась программа создания сети высокоскоростных железнодорожных магистралей в России, включающая 3 основных направления.

"Экономические расчеты показывают, что перспективными направлениями являются Москва – Санкт-Петербург, Москва – Нижний Новгород – Казань - Екатеринбург с подключением Перми, Уфы и Челябинска, а также Москва – Ростов-на-Дону – Адлер с подключением городов, входящих в этот регион. Реализация этих проектов позволит воспользоваться услугой высокоскоростного движения 90 млн гражданам, проживающим в зоне тяготения этих железных дорог", - отмечал ранее первый вице-президент ОАО "РЖД" Александр Мишарин.

В частности, по его словам, реализация проекта "Москва - Екатеринбург" позволит объединить города, в которых в общей сложности проживает более 20 млн человек, а с учетом пригородов - около 35 млн человек, что создаст для них новые возможности и качество жизни.

Позже, выступая в рамках Дня Российских железных дорог в Госдуме, Мишарин сообщил, что пилотным участком ВСМ, вероятно, станет направление Москва-Казань. Он пояснил, что целесообразнее строить именно в этом направлении, поскольку есть перспектива развития ВСМ до Екатеринбурга, Челябинска, а также в сторону Китая.

"От государства нужна будет субсидия по 130 млрд рублей в год в течение четырех лет", - заявил он, отвечая на вопрос о финансировании ВСМ. При этом он отметил, что соотношение государственного и частного финансирования будет составлять 70% на 30%.

По его словам, средства, которые потребуются от государства, зависят от ряда факторов, в частности от того, какую налоговую политику выберет государство. "Например, сегодня РЖД платит налог на имущество. И если при таких проектах (РЖД - ИФ) будет платить, тогда доля государства в проекте должна быть невозвратной", - заявил он.

Вариант со строительством ВСМ из Москвы в Казань президент РФ Владимир Путин обсудил в конце мая на совещании о перспективах развития высокоскоростного транспорта.

Как сообщил президент, "по предварительным данным, время в пути от Москвы до Казани в случае реализации этого проекта сократится с 11,5 часов до 3 часов 30 минут". "Это уже серьезный результат", - отметил глава государства, предложив проанализировать, "насколько этот проект актуален и реалистичен с финансовой точки зрения".

По его словам, в пользу этого проекта говорит то, что Поволжье - это "промышленный район, где проживает большое количество людей, а регион активно развивается и нуждается в улучшении связи с центром, со столицей".

"Другая возможность - это направление Москва - Ростов-на-Дону - Адлер. В этом случае движение сократится до 8 часов. Это тоже очень востребованное направление", - считает глава государства.

При этом Путин обратил внимание на то, что в первом случае речь идет о круглогодичной востребованности, во втором - о сезонной. "Но с учетом того, что мы делаем из Сочи курорт круглогодичный, то в целом и этот фактор имеет очень серьезное значение", - отметил президент.

В итоге, в качестве первого этапа развития высокоскоростного движения было предложено рассмотреть строительство участка Москва – Владимир – Нижний Новгород – Казань – линию ВСМ протяженностью 803 км, проходящую по шести субъектам Российской Федерации – Москва, Московская область, Владимирская, Нижегородская области, Татарстан и Удмуртия. Дальнейшее развитие линии предусматривает присоединение к ней Урала и Поволжья.

По оценкам президента ОАО "Российские железные дороги" Владимира Якунина, строительство железнодорожной высокоскоростной магистрали Москва - Казань обойдется в 928 млрд рублей. По предварительно проработанной модели 70% этой суммы должно выделить государство, 30% - бизнес. Стоимость "государственного гранта" составит в этом случае 650 млрд рублей. При этом стоимость государственного участия может сократиться за счет использования иных источников, отметил Якунин.

Говоря в этой связи о снижении налоговой нагрузки, президент РЖД предложил внести изменения в налоговое законодательство РФ. Это снизит нагрузку на бюджет, повысит рентабельность ВСМ, сократит размер субсидирования, подчеркнул Якунин. В частности, глава РЖД предложил освободить компанию по проекту от налога на имущество, отметив, что эта существенная сумма. Также он предложил снять бремя налога на прибыль организаций (по полученным средствам отчисления составляют 20%), а также обнулить НДС на услуги по аренде и использованию инфраструктуры ВСМ, а также ж/д перевозок с использованием этой инфраструктуры.

Также Якунин предложил рассмотреть вопрос о смене компании, которая будет заниматься реализацией этого проекта. По мнению главы монополии, ею должны являться сами РЖД. Сейчас таким правом наделена 100%-ная "дочка" перевозчика - ОАО "Скоростные магистрали". При этом в дальнейшем именно на базе "Скоростных магистралей", по мнению Якунина, целесообразно создавать совместное предприятие с привлечением иностранного партнера.

В заключение Якунин предложил выделить в 2013 году из федерального бюджета субсидию в сумме 16,238 млрд рублей на проектирование этой линии.

"Сегодня было представлено несколько моделей - это прямое государственное финансирование, но основной интерес вызвала модель, при которой используются не только средства бюджета. При определенном снижении налоговой нагрузки на проект, в общем-то, эта модель подтверждает свою жизнеспособность и в этом случае при общих парамерах в 70% государственного финансирования из бюджета требуется всего лишь 40%. А 30% можно "поднять" за счет возвратных источников - Фонда национального благосостояния и пенсионных фондов. Ну, и еще 30% - могут предоставить инвесторы", - пояснил позднее на брифинге министр транспорта РФ Максим Соколов.

По его словам, готовность структурировать финансирование на таких принципах выразили банки, представители которых принимали участие в совещании - Сбербанк, ВТБ, ВЭБ и Газпромбанк.

Источники финансирования будут окончательно проработаны рабочей группой под председательством вице-премьера Аркадия Дворковича, сказал Соколов.

Со своей стороны министр финансов РФ Антон Силуанов предложил изыскать средства на высокоскоростную магистраль Москва-Казань в рамках действующего бюджета Минтранса. При этом министр отметил, что в федеральном бюджете средств на финансирование проектирования данной магистрали в 2013 году не предусмотрено. "Есть решение, что этот проект надо запускать, но в бюджете этих денег нет", - добавил он.

Министр напомнил журналистам, что первые поправки в бюджет текущего года были приняты Советом Федерации 29 мая. В следующий раз поправки будут вноситься только осенью. "Если даже говорить о том, что вдруг у нас появится возможность осенью (выделить эти деньги из бюджета РФ - ИФ), то реально деньги могут быть выделены в декабре. Тут никакой проект, наверное, не сделаешь", - сказал он.

"Надо, например, смотреть свои возможности "РЖД" и Минтрансу и перераспределять", - предложил Силуанов.

Между тем, глава Сбербанка Герман Греф, присутствовавший на совещании, призвал "с ювелирной точностью" просчитывать крупные инфраструктурные проекты, подобные тем, которые рассматриваются в рамках программы по строительству ВСМ в России.

По его словам, даже на стадии предварительной оценки этого инвестиционного проекта в розданной презентации и докладе Якунина - огромные расхождения в цифрах. "Видимо, Владимир Иванович (Якунин – ИФ) зачитывал более новую версию, и отклонение составило почти 1 трлн рублей в оценке доходов государства. Это говорит о том, что такого рода проекты должны быть просчитаны с ювелирной точностью", - заявил Греф, особо отметив, что "цена подвижки одной десятой либо cash flow, либо отклонение сроков или стоимости дают колоссальные цифры на выходе".

В то же время, по мнению президента Сбербанка, ни у одной российской компании сейчас нет опыта расчетов таких проектов. "Мы можем, конечно, сколько угодно надувать щеки, но у нас и наших партнеров - ВТБ, ВЭБ и так далее - нет ресурсов корректного расчета потоков и всех отклонений, которые возникают в такого рода проектах на протяжении 35 лет. Поэтому нам нужно очень широкое увеличение международных специалистов", - сказал он. В этой связи Греф призвал "подумать" над созданием соответствующего единого центра компетенции.

Кстати, глава государства, обсуждая перспективы строительства ВСМ, особо подчеркнул, что в обосновании всех этих проектов обязательно должно содержаться решение по тарифной политике и стоимости билетов. "Хочу подчеркнуть, что цена на них должна быть приемлемой и доступной для большинства граждан", - сказал Путин, отметив необходимость внимательно проанализировать окупаемость проектов, а также формирования четкой, внятной финансовой и организационно-правовой схемы их реализации. "Нужно просчитать ожидаемые эффекты от запуска магистрали как для государства, так и для потенциальных инвесторов", - заключил президент.

Он также назвал еще ряд требований при развитии сети высокоскоростных магистралей. "Базовое требование - заключение контрактов на строительство железнодорожных путей - это, безусловно, приоритет для российских подрядчиков", - сказал он. Путин согласился, что без партнеров "на востоке и на западе от России будет не обойтись, да, наверное, и не нужно".

"Но работа, особенно в высокотехнологичной сфере, должна строиться таким образом, чтобы в конечном счете мы вели дело к локализации, как можно более глубокой локализации той или иной техники на территории РФ. У нас это уже получается, и небезрезультатно, в других отраслях", - сказал президент.

Кроме того, он потребовал при реализации таких проектов "обеспечить серьезные инвестиции в безопасность - и технологическую, и антитеррористическую, и пожарную".

Обозреватель Анастасия Николаева

Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook"

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще