Interfax-Russia.ru – Число смертей, связанных с "Булгарией" увеличилось еще на одну - правда, со стороны ответственных лиц. Один из свидетелей по делу о крушении теплохода покончил с собой.
Тело 59-летнего мужчины с огнестрельным ранением головы было обнаружено вечером 22 августа в посадках кустарника в районе улицы Набережная Федоровского в Нижнем Новгороде. На месте происшествия были обнаружены пистолет марки "ERMA" и патроны.
Как сообщил "Интерфаксу" источник в правоохранительных органах, погибший - заместитель начальника отдела Волжского управления Госморречнадзора - структура Ространснадзора - Александр Храмов. По ходу своей деятельности он отвечал за лицензирование.
По данным СК РФ, Храмов проходил свидетелем по делу о крушении теплохода "Булгария", в результате которого погибли 122 человека.
"Действительно, этот чиновник проходил по делу о крушении "Булгарии" как свидетель. Неделю назад с ним проводились определенные следственные действия", - сообщил "Интерфаксу" официальный представитель СК РФ Владимир Маркин.
Сейчас следственные органы Нижегородской области проводят доследственную проверку по факту суицида чиновника Ространснадзора. Версия самоубийства рассматривается в качестве основной.
По неофициальным данным, накануне самоубийства Храмов узнал о своем увольнении.
Знакомые Храмова считают, что он не выдержал давления, под которым оказался после крушения теплохода. Один из его соседей, знавший чиновника более 15 лет, рассказал, что "без его подписи не пускали ни один пароход".
"Знаю, что у него был конфликт с арендатором парохода "Булгария". А когда произошла авария, он пришел и сказал, что никаких разрешительных документов по этому кораблю не подписывал. Потом начались допросы, постоянные вызовы к следователям. Человек, может быть, просто не выдержал", - рассказал он "Российской газете".
Между тем сослуживцы убеждены, что Храмов не мог совершить самоубийство. "Александр Борисович (Храмов – ИФ) – был очень трудолюбивым – до 12 часов ночи постоянно на работе сидел. Был умным и действительно кристально честным человеком. Чтобы он брал взятки – да никогда! Он жил крайне скромно, на одну зарплату, в маленькой квартире вместе с женой и сыном", -рассказали "Комсомольской правде" коллеги погибшего.
Сослуживцы Храмова тяжело переживают трагедию, поскольку для многих он был настоящим другом и незаменимым специалистом. "После трагедии на "Булгарии" Александр Борисович подал заявление на увольнение, но начальник уговорил его остаться, таких высококлассных специалистов сейчас не найти", - говорят коллеги Храмова.
По их словам, когда арестовали его двоих сослуживцев, Храмов был в шоке, он знал, что они ни в чем не виноваты. "Да и сам Александр Борисович никогда не имел дома оружия, мы не верим, что он мог совершить такой поступок. Скорее всего, его подставили, помогли уйти, а теперь его же и обвинят в гибели "Булгарии", - предположили сослуживцы.
Стоит отметить, что Храмов не единственный чиновник Госморречнадзора, проходящий по делу о крушении "Булгарии". В середине августа за ненадлежащий надзор за эксплуатантом затонувшего дизельэлектрохода были привлечены к дисциплинарной ответственности четыре должностных лица Госморречнадзора.
Приволжская транспортная прокуратура установила, что одним из причин трагедии могло стать "бездействие обладавших информацией об отсутствии лицензии у владельца судна ООО "АргоРечТур" должностных лиц Волжского управления государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта".
По данным ведомства, были наказаны заместитель начальника Волжского управления государственного морского и речного надзора, начальник Казанского линейного отдела и два государственных инспектора.
Однако вскоре чиновников временно освободили от дисциплинарных взысканий. "Решением руководителя Ространснадзора отменены приказы начальника управления Волжского Госморречнадзора о дисциплинарном взыскании до завершения работы комиссии по расследованию причин трагедии", - сообщил Ространснадзор.
По решению главы ведомства Александра Касьянова, чиновники, исполнявшие свои обязанности ненадлежащим образом, будут наказаны только после окончания расследования.
Между тем Генпрокуратура потребовала от руководителя Ространснадзора отменить приказы, в соответствии с которыми сотрудники Волжского управления были освобождены от дисциплинарной ответственности, наложенной на них в связи с крушением теплохода "Булгария".
Надзорное ведомство установило, что приказы руководителя Ространснадзора были изданы без проведения необходимой служебной проверки. Кроме того, они не соответствуют требованиям законодательства о государственной гражданской службе и фактическим обстоятельствам дела.
"В связи с тем, что необоснованная отмена приказов может повлечь избежание виновными лицами дисциплинарных взысканий, Генпрокуратура РФ поставила перед руководителем Ространснадзора вопрос об отмене приказов службы",- говорится в сообщении Генпрокуратуры.
В свою очередь Ространснадзор сообщил, что по результатам проверки уже принял меры к должностным лицам Волжского управления государственного морского и речного надзора.
"В настоящее время шесть сотрудников данного управления уволены с государственной гражданской службы. В отношении начальника Казанского линейного отдела Тимергазеева избрана мера пресечения в виде заключения под стражу. Двое сотрудников центрального аппарата Ространснадзора привлечены к дисциплинарной ответственности", - сообщило ведомство.
Напомним, что начальника Казанского линейного отдела Волжского управления государственного морского и речного надзора федеральной службы по надзору в сфере транспорта Ирека Тимергазеева и его коллегу - главного государственного инспектора этого же отдела Владислава Семенова следователи главного следственного управления СК РФ задержали 16 августа в рамках уголовного дела по факту крушения "Булгарии".
По версии следствия, эти должностные лица, ответственные за предлицензионную проверку, дали положительное заключение о готовности компании ООО "АргоРечТур" к соблюдению требований и условий лицензии на осуществление деятельности по перевозке пассажиров внутренним водным транспортом. Между тем, в пакете документов представленных субарендатором, как установило следствие, часть документов была недостоверной.
Следственные органы предъявили Тимергазееву и Семенову обвинение по ст. 293 УК РФ (халатность). 17 августа Вахитовский районный суд Казани избрал чиновникам меру пресечения в виде ареста. Заседания по обоим фигурантам дела проходили раздельно, но оба судьи, которые их вели, пришли в выводу, что обвиняемые могут скрыться от следствия, оказать давление на свидетелей, уничтожить необходимые для следствия документы.
При этом судьи учли, что Семенов уже уволен с занимаемой должности (в июле - ИФ), нигде не работает, а Тимергазиев имеет на руках заграничный паспорт. Оба арестованы на 1 месяц и 24 дня, то есть на время предварительного следствия - по 10 октября 2011 года. Они были взяты под стражу в зале суда и отправлены в один следственных изоляторов Казани. Защитники обоих фигурантов уже обжаловали решения суда об арестах.
До этого по факту кораблекрушения "Булгарии" были возбуждены еще несколько уголовных дел, в частности, о нарушении правил эксплуатации (ст.263 УК РФ) и оказания туристических услуг (ст.238 УК РФ), о неоказании капитаном судна помощи терпящим бедствие (ст. 270 УК РФ).
В рамках следствия арестованы гендиректор ООО "АргоРечТур" (субарендатор "Булгарии") 40-летняя Светлана Инякина и старший эксперт Камского филиала Российского речного регистра 62-летний Яков Ивашов.
Кроме того, за выпуск из речного порта Казани "Булгарии" в туристический рейс без информирования уполномоченного госоргана по диспетчеризации флота уволен директор филиала предприятия "Казанский пассажирский порт" Рашид Сафин.
А на днях министр транспорта РФ Игорь Левитин освободил от должности заместителя руководителя Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Владимира Попова. Попов отвечал за надзор над морским и речным транспортом и был одним из первых чиновников федерального уровня, который вылетел на место аварии теплохода "Булгария".
В пресс-службе Минтранса "Интерфаксу" сообщили, что Попов был снят со своего поста по итогам внутренней проверки Волжского территориального управления Госморречнадзора. "В ходе нее были выявлены недочеты в организации работы ведомства", - сказал собеседник агентства.
Проверка была инициирована Минтрансом после катастрофы теплохода. "В министерстве создана комиссия, которая сейчас проводит оценку действий или бездействия сотрудников, подведомственных нашему учреждению. Если мы выявим, что есть вина и наших сотрудников в том, что произошло, в том, что мы не смогли предотвратить на месте катастрофу, к таким работникам будут применены очень жесткие меры наказания", - заявлял тогда Левитин.
Президент РФ Дмитрий Медведев также требовал выявить и наказать виновных во всех причастных к ситуации ведомствах. По его словам, наказать необходимо широкий круг лиц, "причастных к совершению преступления, включая организаторов этого бардака, а не только "стрелочников" и зицпредседателей, и прочих полуслучайных людей, которые попали в орбиту этого дела".
Обозреватель Анастасия Николаева