Точка зрения 30 января 2013 г. 11:34

Был ли шанс

Interfax-Russia.ru – Специалисты выясняют причины крушения в Японском море краболова "Шанс-101". Поиск пропавших 15 моряков продолжают суда и авиация.

30 января спасатели продолжили поиск 15 моряков, пропавших во время крушения 27 января рыболовецкого судна "Шанс-101". В поисково-спасательной операции принимают участие пять морских судов и самолет Бе-200 Дальневосточного авиационно-спасательного центра МЧС России. Вместе с тем, попутный поиск пропавших рыбаков в течение дня будет вести вертолет Ми-8 компании "ВладАвиа". Предполагается, что в течение дня район поисковых работ сместится на 30 миль в южном направлении.

Между тем, искать пропавших моряков спасатели собираются не только в открытом море, но и в трюмах перевернувшего краболова. Однако из-за плохой погоды водолазы никак не могут приступить к осмотру судна.

"Погодные условия не позволяют водолазам осмотреть внутренние помещения краболова и завести буксировочную линию, чтобы отбуксировать "Шанс-101" к берегу для обеспечения безопасности мореплавания в этом оживленном для судоходства районе", - пояснил агентству "Интерфакс - Дальний Восток" представитель Сахалинского бассейнового аварийно-спасательного управления (СахБАСУ).

Он также отметил, что 29 января спасатели буксира "Атлас" СахБАСУ уже пытались зацепить буксировочными тросами перевернувшееся судно, которое до сих пор находится на плаву, но из-за сильного волнения моря им этого сделать не удалось. По его данным, в настоящее время ситуация не лучше - высота волн в море достигает 2-2,5 метра. Поэтому сейчас экипаж "Атласа" осматривает акваторию рядом с перевернувшимся краболовом, наблюдает за тем, чтобы не было утечки топлива с "Шанс-101".

"Как только погодные условия позволят, будут проведены водолазные работы. Надо посмотреть - за что можно завести буксировочные концы, чтобы оттащить судно на мель к берегу", - сказал сотрудник СахБАСУ.

По его словам, также водолазы попытаются осмотреть внутренние помещения корабля, так как не исключено, что там могут находиться погибшие члены экипажа, которые, возможно, не успели покинуть корабль.

Пока на море продолжается поисково-спасательная операция, на земле рассуждают о причинах крушения судна.

Так, по мнению председателя первичной профсоюзной организации Российского профессионального союз моряков (РПСМ) Владивостока Петра Осичанского, есть три варианта развития событий в день ЧП. Во-первых, судно могло опрокинуться из-за обледенения и потери остойчивости.

"В день гибели судна метеоусловия были плохими: сильный ветер и высокие волны, а "Шанс-101" просто не приспособлен для работы в этих условиях", - сказал он.

На судах типа, к которому принадлежит "Шанс-101", в непогоду из-за их небольших габаритов появляются огромные ледяные наросты, затем центр тяжести смещается, и судно опрокидывается, пояснил эксперт.

Во-вторых, по мнению Осичанского, не стоит сбрасывать со счетов и внезапную остановку двигателя, ведь "Шанс-101" мог встать лагом к волне и перевернуться.

Кроме того, специалист не исключил и человеческий фактор. Возможно, экипаж краболова набрал очень много рыбной продукции, что в свою очередь привело к оседанию судна, через низкий надводный борт которого стала захлестывать вода.

"Я допускаю, что даже все три варианта могли случиться одновременно. На будущее всем морякам только одна рекомендация, она хорошо известна, и ее пока никто не отменял: следите за погодой, моряки", - добавил эксперт.

Кстати, сами моряки с "Шанс-101" с такой трактовкой событий не согласны. По их мнению, трагедия произошла из-за неправильного маневра во время шторма.

"Неправильный маневр во время шторма, зашла волна, и все", - заявил журналистам член экипажа Олег Белоноженко уже на Сахалине, куда его накануне доставили в числе десяти спасенных с "Шанс-101" рыбаков.

К той же версии, кстати, склоняется и следствие.

"В настоящее время с учетом собранных на первоначальном этапе расследования доказательств в качестве основной причины затопления судна рассматривается нарушение правил маневрирования судном в условиях штормовой погоды", - сообщила агентству "Интерфакс - Дальний Восток" официальный представитель Дальневосточного СУ на транспорте СКР Наталья Салкина.

Вместе с тем, она добавила, что следствие планирует провести судоводительскую экспертизу, которая позволит установить конкретные причины крушения краболова.

"Будет дана правовая оценка действиям должностных лиц компании-судовладельца, ответственных за организацию выхода судна в рейс, обеспечение надлежащих условий труда моряков. Кроме того, следователям предстоит изучить оснащенность судна полным комплектом спасательных средств и их состояние", - отметила собеседник агентства.

Между тем, еще один член экипажа Андрей Евдокимов рассказал СМИ о других обстоятельствах трагедии.

"Когда это все у нас произошло, капитан SOS не подавал, и никто не знал, что у нас такое случилось. Это случайно мы ночью на вторые сутки увидели пароход мимо проходящий. У нас не работали ни ракетницы, ни дымовые шашки. Они были, но они не работали. Было пять фальшфейеров, дали сигнал, нас увидели", - сказал моряк.

В свою очередь, капитан порта Владивосток Александр Кувшинов, отвечая на вопросы журналистов, рассказал, что, по данным второго помощника капитана, судно перевернулось всего за 10 минут.

"При выборе капитаном определенного галса штормования, при развороте через левый борт, в правый борт ударила волна. Судно накренилось до 25-28 градусов. Вторая волна перевернула судно", - пояснил Кувшинов.

Также он добавил, что, по его мнению, "судовладелец должен был откликнуться пораньше, а не через 28 часов после случившихся событий".

"Все это время судно находилось в неизвестности. Если была организована такая связь с судном - раз в сутки, то, на мой взгляд, это неправильно. Известно, с судами такого типа, которые в осенне-зимний период подвергнуты большому риску, связь могли бы держать чаще. И уже часов через восемь могли бы засуетиться", - подчеркнул специалист.

Еще одна странность всей этой истории связана с трудоустройством индонезийских рыбаков. Первым на эту тему высказался начальник службы безопасности мореплавания компании-судовладельца "Восток-1" Юрий Болдычев, заявивший о том, что все иностранцы работали на судне легально.

"Индонезийцы работали по контракту, все официально, были бумаги все соответствующие. Мы работаем с ними не один год. С паспортами моряка все, все проходят медкомиссию", - сказал Болдычев.

Однако позднее эта информация не подтвердилась.

"В ходе разбирательства стало известно, что 11 индонезийских рыбаков попали на борт краболова, когда судно уже находилось за пределами 12-мильной экономической зоны РФ", - сообщила агентству "Интерфакс - Дальний Восток" официальный представитель Дальневосточного СУ на транспорте СКР Наталья Салкина.

"Это очень похоже на уловку, обман. Ведь в порты выхода и захода владелец подает судовую роль, в которой указаны все члены экипажа. Так вот эти иностранцы в подаваемой судовой роли не значатся. Сейчас следственные органы проверяют законность таких действий компании, соответствие их трудовому законодательству и требованиям миграционной службы ", - отметила она.

Помимо следственных органов легальностью трудоустройства моряков с "Шанс-101" заинтересовался и Российский профсоюз моряков (РПСМ). По информации Дальневосточной региональной организации РПСМ, после трагедии к ним обратились индонезийские коллеги с просьбой "держать ситуацию на контроле и информировать о судьбе индонезийских рыбаков".

"Профсоюз уже направил все необходимые запросы о произошедшей трагедии в прокуратуру, чтобы выяснить, законно ли россияне и индонезийцы оказались на борту "Шанса-101", и капитану порта с просьбой предоставить судовую роль", - сообщил "Интерфаксу" председатель Дальневосточной региональной организации РПСМ Николай Суханов.

В настоящее время 10 спасенных моряков (в том числе индонезийцы) находится в больнице на Сахалине. По заверениям медиков, их жизни ничего не угрожает.

Как уточнила агентству "Интерфакс - Дальний Восток" главный врач Холмской центральной районной больницы Светлана Мищенко, рыбаки получили обморожения рук и ног второй и третьей степеней.

"Из десяти моряков восемь (в их числе четверо граждан Индонезии) получили обморожения стоп и кистей рук второй и третьей степеней, в том числе один индонезиец обморожения кистей, стоп и голени. Состояние у всех - средней тяжести, угрозы жизни нет, хирургического вмешательства не требуется", - сказала Светлана Мищенко.

По ее словам, еще у двоих моряков - граждан РФ, госпитализированных с общим переохлаждением, состояние здоровья удовлетворительное, и в ближайшие дни их выпишут из больницы. Остальным потребуется пройти примерно двухнедельный курс лечения.

29 января поздно вечером в порт Пластун Приморского края прибыл рефрижератор "Тамара", на борту которого находилось еще пять членов экипажа "Шанса-101", которых "Тамара" подобрала в море. Среди спасенных рефрижератором был и капитан краболова Владимир Павлов, состояние которого на борту "Тамары" резко ухудшилось, и он скончался 29 января.

"Следствие по уголовному делу по факту затопления судна "Шанс-101" будет продолжено. Смерть капитана не влечет за собой прекращение расследования", - заявила агентству "Интерфакс - Дальний Восток" официальный представитель Дальневосточного СУ на транспорте СКР Наталья Салкина.

Как сообщили агентству в ГУ МЧС по Приморскому краю, состояние остальных спасенных моряков опасений не вызывает.

"Все четверо рыбаков прошли медицинское обследование. Серьезных отклонений в здоровье у них не выявлено. Пневмонии нет", - сообщил агентству "Интерфакс - Дальний Восток" представитель пресс-службы ГУ МЧС по Приморью.

По его словам, у двоих моряков незначительное обморожение пальцев ног, но ампутация им не грозит.

По данным специалистов Дальневосточного филиала центра экстренной психологической помощи МЧС России, "острых стрессовых реакций у спасенных не наблюдается".

"Психоэмоциональное состояние у рыбаков стабильное. Все пребывают в приподнятом настроении", - сказал собеседник агентства.

С разрешения врачей все пострадавшие уже отправились домой. Одного из них забрали родственники, трех других по домам развез судовладелец аварийного краболова.

В свою очередь официальный представитель Дальневосточного СУ на транспорте СКР Наталья Салкина сообщила агентству, что тело капитана "Шанс-101" планируется доставить в поселок Кавалерово в Приморье "для проведения судебно-медицинского исследования по определению причин смерти".

Обозреватель Наталья Пономарева

Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook".

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще