Точка зрения 21 мая 2015 г. 15:30

Ускорить развитие

Interfax-Russia.ru – Китай предложил России связать Владивосток и один из своих приграничных городов скоростной железной дорогой.

Запустить скоростную железнодорожную магистраль сообщением Хуньчунь-Владивосток Приморью предложила провинция Цзилинь (КНР), чьи представители прибыли в регион для участия в Тихоокеанском туристском форуме.

"У нас есть идея построить скоростную железную дорогу до Владивостока. К августу мы уже запустим участок до Хуньчуня. Если совместно нам получится его продлить, то это будет первая скоростная трансграничная магистраль между Россией и Китаем", - заявил первый секретарь комитета КПК провинции Цзилинь Баинь Чаолу на встрече с губернатором Приморского края Владимиром Миклушевским.

Со своей стороны глава российского региона пообещал обсудить поступившее предложение с президентом ОАО "РЖД" Владимиром Якуниным, а также призвал руководство китайской провинции принять участие в реализации не менее значимых и уже утвержденных международных транспортных проектов, входящих в "Концепцию торговых коридоров Северо-Восточной Азии" и федеральную целевую программу "Развитие транспортной системы РФ".

"Наша стратегическая задача – выстраивание транзитной логистической зоны, включающей международные транспортные коридоры "Приморье-1" и "Приморье–2". Хотел бы пригласить партнеров из провинции Цзилинь принять участие в реализации этих и других перспективных проектов в области развития дорожной и инженерной инфраструктуры, в том числе на условиях государственно-частного партнерства. Совместными усилиями мы смогли бы завершить проекты гораздо быстрее", - сказал Миклушевский.

По данным пресс-службы правительства края, Приморский край и китайскую провинцию Цзилинь уже не один десяток лет связывают прочные экономические и дружеские связи. Между территориями действует план о взаимодействии в торгово-экономической и инвестиционной сферах. По итогам прошедшей встречи сторонами также был подписан протокол переговоров, который зафиксировал их намерения о сотрудничестве, обозначенные в ходе диалога. Как уже успели отметить эксперты, сам по себе такой проект скоростной железной дороги Хуньчунь-Владивосток - достаточно перспективный и мог бы во многом способствовать экономическому развитию как Приморского края, так и китайской провинции.

"Не секрет, что основная проблема Дальнего Востока – слабая транспортная инфраструктура. Поэтому новые железные дороги, а тем более, высокоскоростные, нам, конечно, нужны. Что именно дает России и, в частности, Приморью этот проект? Прежде всего, увеличение объемов внешней торговли между Приморским краем и провинцией Цзилинь. Сегодня добраться до города Хуньчунь не так-то просто, поэтому сейчас торговля там идет не очень активно, но вот если в ту сторону будет ходить скоростной поезд, появятся условия для реализации ряда проектов – начиная с переброски товаров "из угла в угол" и заканчивая поставками оборудования как для китайских, так и российских предприятий", - сообщил Interfax-Russia.ru заместитель директора, руководитель Центра социально-экономических исследований Китая Института Дальнего Востока (ИДВ) РАН Андрей Островский.

Он напомнил, что неподалеку от этого населенного пункта находится и граница с Северной Кореей. Поэтому такой проект, по мнению эксперта, открывает также возможности сотрудничества и с КНДР.

Китайская же сторона, по словам Островского, в случае строительства скоростной железной дороги Хуньчунь-Владивосток, получит еще один прямой выход к морю, что в свою очередь также даст ей возможности для развития собственной торговли.

"Дело в том, что у провинции Цзилинь нет прямого выхода к морю, то есть она как бы заперта между двумя другими китайскими регионами - Хэйлунцзян и Ляонин (первый граничит с Россией на протяжении более 4 тыс. км, второй включает в себя Ляонинский полуостров с портами Люйшунь (Порт-Артур) и Далянь (Дальний)), но при реализации данного проекта она его получит. Такой транспортный коридор существенно изменит ситуацию в российско-китайской торговле, по крайней мере, приграничной, доля которой у нас сегодня, к слову, совсем невелика относительно общего объема торговли", - сказал собеседник Interfax-Russia.ru.

Кроме того, по мнению Островского, запуск скоростного поезда "Хуньчунь-Владивосток" мог бы способствовать также и развитию международного туризма как на территории Приморья, так и провинции Цзилинь.

К примеру, в Чаньчуне (столице китайского региона) есть памятники, связанные с историей "Маньчжоу-го", мемориал павшим воинам советской Красной Армии. Там расположены известная Чанчуньская киностудия и крупные автомобилестроительные заводы. Владивосток в свою очередь может похвастаться живописными морскими пейзажами, полюбоваться на которые все желающие смогут с одной из сопок, на которых собственно и расположен город. Также внимания заслуживает и Корабельная набережная – именно здесь находится настоящая подводная лодка "С-56" и знаменитая Владивостокская крепость, которая считается одним из лучших береговых портов в мире. Кроме того, прогуливаясь по городу, можно посетить цирк и один из крупнейших дальневосточных океанариумов.

"И в Китае, и у нас есть на что посмотреть. Но если мы говорим про российских туристов, то все будет зависеть от того, сколько будет стоить его поездка. Китай сейчас менее привлекателен, чем был, допустим, 2-3 года назад, потому что рубль обвалился, а китайский юань усилился. Китайские туристы тоже могут поехать во Владивосток, тем более, сейчас мы выгодно", - добавил руководитель Центра социально-экономических исследований Китая ИДВ РАН.

Впрочем, как сообщил первый вице-губернатор края Василий Усольцев, строительство скоростной железной дороги "Хуньчунь-Владивосток" – это только один из перспективных совместных проектов Приморья и провинции Цзилинь. Так, в частности, в рамках Тихоокеанского туристского форума представители ряда российских и китайских компаний подписали 24 соглашения о сотрудничестве на общую сумму $1,4 млрд.

"На долю КНР приходится почти половина внешнеторгового оборота Приморья. Китайская Народная Республика – это одна из основных стран-инвесторов в экономику Приморского края. Сегодня в крае работает более 300 организаций с китайскими инвестициями. У нас много положительных примеров инвестиционного сотрудничества с партнерами из провинции Цзилинь. Это, в первую очередь, проекты в области транспортно-логистического комплекса, деревообработки и сельского хозяйства. И этот форум – хорошая площадка для обсуждения перспектив нашего сотрудничества", - сказал чиновник.

Также Усольцев отметил, что между Приморьем и китайской провинцией "открываются новые перспективы инвестиционного сотрудничества в связи с созданием в крае территорий опережающего развития (ТОР) и Свободного порта".

Обозреватель Наталья Пономарева

Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще