Санкт-Петербург. 7 декабря. ИНТЕРФАКС СЕВЕРО-ЗАПАД - В Эрмитаже в субботу открываются выставки, посвященные дням музея.
Первая посвящена обманкам в искусстве. В составе экспозиции около 700 предметов, среди которых произведения живописи и графики, скульптура; изделия из серебра, стекла, фарфора, цветного камня, разнообразные ткани, предметы мебели
Обманка - иллюзорное воспроизведение художественными средствами реальных предметов, вызывающее эффект присутствия подлинной натуры, а не изображения. Обманки ведут игру со зрительским восприятием: плоские предметы становятся объемными, близкое - далеким; иллюзия становится реальностью.
Собрание Эрмитажа дает возможность показать историю зарождения обманок в культурах древнего мира, представить их многообразие в искусстве в XIV - начала ХХ века.
Впервые в таком масштабе и комплексно на выставке представлены экспонаты, в которых определяются различные виды обманок, среди них: тромплёй (trompe-l'?il) - произведения, создающие иллюзию объема; имитация материалов - вещи, кажущиеся выполненными из других материалов (дерева, камня, металла), имитация предметов - объекты, принимающие облик других предметов (книг, плодов, цветов).
Экспозиция построена на сопоставлении объектов: мнимых и настоящих. Зрители приглашаются в увлекательную игру разгадывания предметов-обманок, попадая в "римский двор", "кабинет-библиотеку", "художественную галерею", "деревенскую избу", "сад", прочие реконструкции и сценарии.
"Как в любой пьесе, предполагается определенное развитие сюжета: зритель замечает объект, принимает его за реально существующий, затем обнаруживает розыгрыш, вызывающий еще большее любопытство", - говорится в сообщении.
Кроме того, в выходные открывается выставка ваз Императорского фарфорового завода из Зимнего дворца.
"Благодаря изучению "Описи вещей, находившихся в Эрмитаже с 1786", составленной камердинером Иваном Лукичом Лукиным, специалисты Эрмитажа узнали, что две вазы, столь похожие на севрские, на самом деле с казенных фарфоровых заводов поднесены государю императору Александру I действительным тайным советником и кавалером Гурьевым", - рассказывают в музее.
Выставка приурочена к окончанию реставрации ваз, проведённой в этом году в Лаборатории научной реставрации предметов прикладного искусства Эрмитажа художниками-реставраторами С.Кутергиным и А.Карпеченковым. Самым сложным оказалось восстановление повреждённого бронзового декора - его воссоздавали по полной аналогии с сохранившимися на вазах оригинальными элементами.