Центр / Точка зрения 30 января 2017 г. 17:22

Аэропорт преткновений

Interfax-Russia.ru – Израиль пока не согласовал рейсы "Уральских авиалиний" из подмосковного аэропорта "Жуковский". В авиакомпании надеются на решение вопроса до назначенного начала полетов.

Аэропорт преткновений
© РИА Новости. Эмин Джафаров

Региональный статус, присвоенный Минтрансом РФ подмосковному аэропорту "Жуковский", продолжает вызывать недоумение за рубежом. Как выяснил "Коммерсант", Израиль из-за статуса аэропорта пока не согласовал рейсы авиакомпании "Уральские авиалинии", намеченные из подмосковного аэропорта с 19 марта.

Как рассказали источники газеты, Израиль считает "Жуковский" еще одним аэропортом столицы и ссылается на превышение квоты межправительственного соглашения - 35 частот на Москву в неделю.

Дело в том, что региональный статус дает аэропорту возможность пользоваться имеющимися в межправсоглашении свободными квотами на полеты из регионов за рубеж, тогда как столичные квоты трех основных аэропортов Москвы по популярным зарубежным направлениям (Италия, Франция, Испания, Великобритания, Германия) выбраны. Сейчас в Тель-Авив из Москвы летают группа "Аэрофлот" и израильская El Al.

В свою очередь, "Уральские авиалинии" по-прежнему готовятся к запуску рейса из аэропорта "Жуковский" в Тель-Авив. "Пока мы не видим никаких проблем с запуском этого рейса. У нас есть определенные процедуры согласования, они у нас двигаются в плановом режиме. Никакого сообщения от Тель-Авива о запрете мы не получали. Поэтому все идет в плановом режиме", - сообщили "Интерфаксу" в пресс-службе авиакомпании.

Первый рейс из "Жуковского" в Израиль "Уральские авиалинии" планируют выполнить 19 марта.

Между тем спорный статус "Жуковского" в прошлом году уже спровоцировал громкий скандал с участием властей Таджикистана, которые настаивали, что аэропорт относится к Москве и для допуска на рейсы в Душанбе нужно пересматривать межправительственное соглашение.

Странам все же удалось достигнуть договоренностей о продолжении полетов. В рамках переговоров авиационных властей двух стран, которые состоялись 7 ноября 2016 года, назначенными перевозчиками с российской стороны были две компании: "Уральские авиалинии" и "Ямал".

Авиакомпания "Уральские авиалинии" приступила к эксплуатации указанных линий в ноябре 2016 года. Однако, когда второй назначенный на указанных линиях российский авиаперевозчик - авиакомпания "Ямал" - захотел реализовать предоставленные ему права, у таджикской стороны вновь встал вопрос "паритета".

Переговоры транспортных ведомств РФ и Таджикистана об условиях выполнения рейсов между странами продолжались несколько дней. Основной причиной разногласий стало нежелание таджикских авиавластей допускать российскую авиакомпанию "Ямал" к регулярным полетам в республику из аэропорта "Жуковский". В Душанбе считают, что наличие на маршрутах двух российских авиакомпаний нарушает паритет между государствами.

При этом в российском Минтрансе обращали внимание, что "ни единого упоминания о "паритете" в соглашении о воздушном сообщении и последующих договоренностях между РФ и Таджикистаном нет". В ведомстве указывали, что в рамках ноябрьских переговоров авиавластей двух стран таджикская сторона приняла назначения обеих российских компаний на линиях "Жуковский"-Душанбе и "Жуковский"-Худжанд, "о чем была сделана соответствующая запись в итоговом протоколе".

Новые переговоры завершились решением таджикской стороны не согласовывать полеты "Ямала" из аэропорта "Жуковский". В качестве ответной меры российская сторона с 23 декабря 2016 года приостановила полеты таджикской авиакомпании Somon Air в регионы Российской Федерации.

Душанбе в ответ на действия российских партнеров не стала ограничивать полеты российской авиакомпании "Уральские авиалинии". "Запрет полетов авиакомпании "Уральские авиалинии" мог бы вызвать серьезную реакцию России, а трудовые мигранты оказались бы в сложном положении", - заявил министр транспорта республики Шерали Ганджалзода.

По его мнению, в случае введения ответных мер, это бы нанесло вред соотечественникам. "С учетом того, что тысячи трудовых мигрантов накануне Нового Года хотят вернуться на родину, министерство транспорта в одностороннем порядке воздержалось предпринимать ответные меры", - процитировало "Радио Озоди" слова министра.

Он также предложил провести переговоры с Москвой об авиасообщении на министерском уровне. "Обе стороны заявляют, что необходимо вести переговоры в рамках договоренностей, и каждая сторона приводит свои доводы и аргументы, ссылаясь на подписанный договор. Пришло время нам провести переговоры на достаточно высоком уровне, наверняка, на уровне министерств, с тем, чтобы в случае выявления недопонимания или искажений в пунктах переговоров было возможно менять наше соглашение. Мы считаем, что во время переговоров должны найти какой-то компромисс", - отметил Ганджалзода в беседе с "Интерфаксом".

Российская сторона подтвердила готовность провести такие переговоры. При этом, как сообщили "Интерфаксу" в Минтрансе РФ, министерство уведомило, что до начала новых переговоров должны быть выполнены зафиксированные в протоколе предыдущие договоренности: "В частности, предоставление разрешения на выполнение регулярных полетов авиакомпании "Ямал" в соответствии с поданными заявками из "Жуковского" в Душанбе и Худжанд".

"Мы не настроены на обострение ситуации. С нашей стороны каких-то шагов не будет. Единственное, на чем мы настаиваем - на выполнении обязательств, записанных на бумаге", - заявил журналистам глава ведомства Максим Соколов.

По итогам переговоров в рамках заседания межправкомиссии по торгово-экономическому сотрудничеству 26 января в Душанбе пришли к согласию по вопросам авиасообщения.

"Таджикская сторона подтвердила второго назначенного российского перевозчика - авиакомпанию "Ямал" - на полеты из аэропорта "Жуковский" в Таджикистан с летнего сезона IATA 2017 (конец марта - ИФ)", - сообщил "Интерфаксу" представитель Минтранса РФ.

Кроме того, Таджикистан и РФ договорились о возобновлении рейсов таджикской авиакомпании Somon Air в Красноярск, Краснодар, Оренбург и Уфу, добавил собеседник агентства.

Со своей стороны первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов, возглавляющий российскую делегацию на межправкомиссии, сообщил, что российские и таджикские перевозчики все же будут соблюдать паритет.

"Стороны заявили, что в любом случае паритет будет сохранен. Весной, возможно, увеличится количество полетов, и если получится, что это будет экономически неэффективным, то вернемся к прежнему графику. Будем соблюдать экономические выгоды сторон", - отметил Шувалов.

Авиакомпания "Ямал" рассчитывает начать полеты в Таджикистан с 27 марта. "Официального уведомления нам не пришло, но по телефону сообщили, что разрешили выполнять полеты в летний период. Летний период (по авиационным правилам - ИФ) начинается с 27 марта, но это мы так понимаем. Ранее информация была о (начале полетов с - ИФ) 1 июня. Рассчитываем, что с 27 марта", - сообщил "Интерфаксу" коммерческий директор авиакомпании Андрей Дубров.

По его словам, за 45 дней до начала полетов авиакомпания вновь подаст авиационным властям Таджикистана документы. "Посмотрим, что нам ответят", - сказал коммерческий директор "Ямала".

Он добавил, что "Ямал" по-прежнему планирует выполнять полеты в Таджикистан (города Худжанд и Душанбе) с частотой четыре раза в неделю.

Обозреватель Анастасия Николаева

Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook