Точка зрения 18 февраля 2011 г. 15:07

Контроль и "контра"

Interfax-Russia.ru – Белгородские власти в очередной раз оказались под огнем критики из-за подозрения в "духовном диктате": в местном театральном вузе были запрещены все современные пьесы.

Новость о том, что в Белгородском институте культуры и искусств запрещены спектакли по пьесам современных авторов федеральные СМИ распространили в середине февраля. Спектакль "Луна и трансформер" по пьесе Андрея Крупина сняли с репертуара студенческого театра "Новая сцена" за духовную опасность и якобы пропаганду педофилии.

Не пресные пьесы

Решение по этому вопросу приняли на заседании худсовета вуза. Причем, по сообщению одного из преподавателей вуза Оксаны Погребняк, принимали заочно, поскольку никто из присутствовавших самого спектакля не видел.

Одним из объяснений, данных на худсовете, стало то, что создатели спектакля нарушили законодательство Белгородской области, или в передаче СМИ "закон о духовной безопасности", аналогов которому в других субъектах федерации, пожалуй, не имеется.

Кроме того, досталось и остальным современным авторам – Евгению Гришковцу (в спектакле по его пьесе "Планета" герой якобы подглядывал за женщиной), Ивану Вырыпаеву (библейские заповеди в его "Кислороде" перемежаются с матом), Ярославе Пулинович (ее героиня в "Наташиной мечте" рассуждает об отношениях с мужчинами) и даже нобелевскому лауреату Дарио Фо. Их пьесы тоже оказались "духовно опасными". Правда, впоследствии непосредственная начальница Погребняк – завкафедрой театрального творчества Валентина Дубянская призналась, что запретом этих пьес пыталась спасти как свое рабочее место, так и рабочее место своей подчиненной.

Реакция драматургов была довольно болезненной. Так, например, Евгений Гришковец назвал случившееся "мракобесием, безумием и дикостью", признавшись, что некоторые из его произведений изучают даже в школьной программе. А сам Андрей Крупин решил лично приехать в Белгород и поддержать актеров студенческого театра. По мнению его коллег, пьеса "Луна и трансформер" говорит о прямо противоположном, нежели то, что в ней разглядел худсовет института.

"Испытывая страх перед насилием, "подаренный" новостными выпусками, ребенок вылавливает из памяти самые интересные воспоминания своего детства. По сути, пьеса извлекает на поверхность проблему насилия над детьми", - признаются единомышленники Крупина в собственном блоге.

Кстати, руководство театрального вуза постаралось смягчить скандальный эффект, заявив вскоре, что никаких санкций со стороны властей оно не боится. Спектакли, по версии ректората, попросту не выдержали проверку на художественное качество. Такая же участь могла постичь и студентов-постановщиков пьес Чехова. В ректорате вызвало недоумение, кому и зачем понадобилось поднимать по этому поводу шумиху в прессе.

"Информация, которую распространили средства массовой информации, не соответствует действительности. Никаких запретов я лично не давала. Также не было никаких распоряжений на этот счет и от областной администрации. Спектаклей, которые упоминаются, даже нет в плане постановок нашего института. Я не знакома с содержанием этих спектаклей, поэтому и запретить ничего не могла", - заявила исполняющая обязанности ректора вуза Ирина Игнатова "Интерфаксу".

В администрации области предположили, что возможно молодую преподавательницу (а Погребняк, как сообщают в вузе, всего лишь 24 года) задело то, что спектакль, к которому она имела непосредственное решение, худсовет признал неудачным.

Кроме того, выяснилось, что никакого закона о духовной безопасности в Белгородской области не существует: есть лишь комплекс мер, направленных на упомянутую безопасность, имеющий рекомендательный характер.

Запрет как лучшая реклама

Однако, как бы то ни было, возмущение произошедшим нарастало уже на довольно подготовленной почве.

В частности, в мае 2010 года с рекомендацией не предоставлять площадок для концертов в жанре "тяжелого рока" к владельцам городских клубов обратились из управления потребительского рынка мэрии Белгорода. При этом, по информации "Коммерсанта", сотрудники мэрии ссылались на исполнение поручения губернатора Евгения Савченко.

Некоторые владельцы клубов отказались комментировать эту инициативу, другие признались, что она им напомнила о худших сторонах советской системы, и лишь один заявил, что ни при каких условиях не собирается следовать указке администрации. Позже в региональной администрации пояснили, что советовали муниципалитетам всего лишь повнимательнее следить за неформалами.

Блогеры откомментировали подобный запрет как лучшую рекламу "тяжелому металлу".

Затем в том же 2010 году "обструкции" подвергли Хэллоуин и день Святого Валентина – из-за того, что они противоречат традиционной российской культуре. Запрет Дня всех влюбленных был поддержан не только подписью замглавы администрации области, но и благословлением местной епархии. Убеждать молодежь в том, что это праздник похоти и коммерческой выгоды от продажи цветов и открыток, намеревались с помощью разъяснений в школах, вузах и даже на интернет-форумах.

Интересно, что другой представитель православной церкви – дьякон Андрей Кураев удивился решению белгородских властей. По его мнению, Валентин – никакой не чуждый православной вере святой, хотя бы потому, что канонизирован он был еще до раскола церкви на православную и католическую.

Если трезво рассудить, сами по себе власти экономически успешной и благоустроенной области исходят из благих побуждений. Так, например, несколько лет назад Белгород был признан одним из самых вежливых городов на территории России. Дело в том, что власти ввели штраф за мат в общественных местах и действительно брали его – эта мера оказалась довольно действенной для сквернословов.

Однако чаще всего получается так, что запрещая что-то власти достигают прямо противоположного эффекта. Они забывают о том, что в условиях относительной свободы всякая несвобода воспринимается чересчур болезненно.

Так, по сообщениям в блогах, спектакль "Луна и трансформер" сыграли 17 февраля в полуподпольных условиях в присутствии автора, журналистов и многочисленных молодых зрителей. Взять необходимый реквизит из вуза создателям спектакля запретили, а после спектакля, по сообщениям участников вечера, раздались "звонки сверху". Но ребят это не остановило. Тем более, что чуть ли не перед глазами другой пример – "Свободный театр" из Белоруссии, который не пускают на родину собственные власти. Между тем, с этим театром дружит один из крупнейших драматургов современности Том Стоппард, а гастроли его проходят в Европе и США.

Так что вполне, возможно, дух "культурной инквизиции", как уже окрестили в СМИ инициативы местных чиновников, ничего кроме активного всплеска контркультуры региону не даст.

И, скорее всего, белгородские чиновники и те, кто, так или иначе, пострадал от их запретов, говорят в прямом смысле на разных языках.

Обозреватель Алексей Дружников

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще