Interfax-Russia.ru – Минтранс РФ обсудит вопрос индексации тарифа "Платона" в 2018 году. Сейчас большегрузы за пользование федеральными трассами платят на 25% больше, чем в 2016 году.
Глава Минтранса РФ Максим Соколов сообщил журналистам в кулуарах III Восточного экономического форума, что ведомство рассмотрит вопрос индексации тарифа "Платона" в 2018 году.
"Если и будет (индексироваться тариф "Платона" – ИФ), хотя бы даже на уровень инфляции, то это вопрос 2018 года", – пояснил министр.
Сейчас Минтранс готовит предложения по скидкам по тарифу для перевозчиков. Вероятно, при назначении скидок будет учитываться пробег грузовиков.
"Может быть, преждевременно говорить о скидках – надо посмотреть, как работает эта модель, она еще не достигла своих плановых параметров. Но, конечно, к следующему году, когда будут формироваться предложения по индексации тарифа, мы подготовим, естественно, предложения по возможным скидкам для тех перевозчиков, чьи пробеги представляют большую величину", - заявил он.
Но Соколов не исключил и других подходов к скидкам.
"Хотя мы будем использовать этот инструмент достаточно активно и с точки зрения сезонности перевозок, мотивации грузоперевозчиков в первую очередь и грузоотправителей для осуществления перевозок другими направлениями, видами транспорта в летний период, когда дороги перегружены, мотивировать для перевозки по внутренним водным путям, в первую очередь, ну и по железным дорогам", – добавил министр.
В настоящее время километр пути по федеральным трассам в рамках системы "Платон", которая предполагает взимание платы с большегрузов массой свыше 12 тонн, обходится владельцам большегрузов в 1,91 руб. До апреля 2017 года тариф был 1,53 руб.
Систему "Платон" запустили почти два года назад – 15 ноября 2015 года. Так законодательно закрепили способ возмещения вреда, который тяжелые фуры причиняют покрытию федеральных дорог. Название проекта так и расшифровывается – "плата за тонны".
По августовским данным, в системе зарегистрировано больше 324 тыс. перевозчиков и 889 тыс. транспортных средств. Система собрала больше 31,5 млрд руб., которые пошли в дорожный фонд России.
Владельцы фур могут оплачивать проезд по федеральным дорогам авансом или за фактически пройденное расстояние. Плата рассчитывается двумя способами. Можно оформить разовую маршрутную карту или же бесплатно получить бортовое устройство, которое будет списывать средства в поездках автоматически.
Если плату не внесли – нарушителю выпишут штраф. Как для водителей, так и для владельцев транспорта он составляет 5 тыс. руб. Для провинившихся повторно – в два раза больше.
Но к нынешнему виду "Платон" пришел не сразу. Изначально планировалось, что за километр пути перевозчики будут платить 3,73 руб. Постоплата не предусматривалась, а штрафы были на порядок больше. Например, за повторную неоплату юрлицу следовало заплатить 1 млн рублей.
Это вызвало сильные недовольства. Тысячи российских дальнобойщиков и перевозчиков не согласились с системой еще до того, как ее запустили. 11 ноября 2015 года фуры в разных регионах страны вставали вдоль трасс, включив аварийную сигнализацию.
Часть протестующих требовала снижения тарифа и размера штрафов, другая – противилась "Платону" в целом. Людей не устраивал и временный компромисс, который предложили власти, – льготный тариф в размере 1,53 рубля. А некоторые перевозчики на этой волне объявили о возможном повышении цен на свои услуги.
Сам запуск "Платона" тоже не прошел гладко. У системы возникли сбои в работе, некорректно отображались суммы денежных средств на счетах водителей. Глава Минтранса РФ Максим Соколов назвал произошедшее "организованными действиями недоброжелателей".
Кроме того, не все вовремя получили бортовые устройства, ряд перевозчиков не смог подключиться к системе. А в некоторых регионах – например, в Омской и Томской областях, в Алтайском крае – транспортные компании просто отказались принимать заказы.
Митинги против "Платона" продолжились в течение ноября. Руководители регионов по-разному реагировали на нововведение. Губернатор Приморья Владимир Миклушевский предлагал ввести тестовый период использования системы. А губернатор Калужской области Анатолий Артамонов заявил журналистам, что целесообразно распространить действие "Платона" и на региональные дороги, куда транспортные компании, скорее всего, перенаправят большегрузы.
Единого мнения не было и о размере платы за километр пути. О повышение тарифа говорили, но постоянно его отодвигали.
Уполномоченный по правам предпринимателей Борис Титов и вовсе высказался за продление льгот до 2019 года.
"Введение системы "Платон" повлекло огромную нагрузку на бизнес и спровоцировало увеличение розничных цен в среднем на 2-5%", – говорилось в ежегодном докладе Титова.
В феврале 2017 года постановление правительства определило, что льготный тариф продляется до 15 апреля, а после составит 3,06 руб. Наконец, в конце марта его все же решили индексировать на 25% до 1,91 руб. Эти изменения и вступили в силу.
В начале 2017 года премьер-министр РФ Дмитрий Медведев на совещании по вопросам развития дорожного хозяйства отметил, что система "Платон" себя оправдывает.
"Было много сомнений, наверное, и шероховатостей было достаточно. Тем не менее, сама по себе система себя оправдывает: деньги, собранные в рамках "Платона", идут на строительство новых и ремонт уже существующих дорог", – подчеркнул он.
Посмотреть, какие дороги и мосты отремонтировали и построили на средства от "Платона", можно специальном сайте.
8 августа в Нижнем Новгороде открыли новый Борский мост. На его строительство направили 3,6 млрд рублей, перечисленных грузоперевозчиками через систему "Платон". По словам министра транспорта РФ Максима Соколова, это "самый большой трансферт по этой программе на сегодняшний день".
В 2016 году на средства из того же источника в России отремонтировали более тысячи километров дорог. А софинансирование позволило построить еще 7 мостов и отремонтировать 24 аварийных путепровода.
Впрочем, споры о "Платоне" продолжаются.
В апреле 2017 года глава Совета Федерации Валентина Матвиенко поручила профильным комитетам изучить обоснованность и эффективность "Платона". Поручение основано на обращении члена Совфеда Вячеслава Мархаева, который считает, что система по-прежнему вызывает много вопросов, и нельзя игнорировать протесты дальнобойщиков.
"В России средства от "Платона" направляются на ремонт дорог, которые изначально не были рассчитаны на интенсивную эксплуатацию многотонными фурами. Тем самым мы ежегодно закапываем на ремонт и восстановление миллиарды денег, собранных от дальнобойщиков, вместо того, чтобы думать, как построить нормальные качественные дороги", – заявил Мархаев.
Обозреватель Ксения Бриллиантова
Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook